Филипп Халсман (Philippe Halsman) – один из самых выдающихся фотографов XX столетия. На протяжении долгой фотографической карьеры в объектив его камеры попадали политики и эксцентричные художники, ученые с мировым именем и сексуальные актрисы Голливуда. Многие его фотографии вошли в анналы истории как настоящие шедевры фотографического искусства.
Сегодня работы Филиппа Халсмана являются эталоном ремесла для начинающих фотографов. Его часто называют классиком портретной съемки, однако он всегда любил смелые и неожиданные эксперименты. Фотографии Филиппа Халсмана, как и работы Сальвадора Дали, наполнены сюрреализмом, он умело включал в них не только саму реальность, которая хорошо знакома каждому человеку, но и авторский подтекст.
Будущий мастер фотографии родился 2 мая 1906 года в Риге в еврейской семье. Его мать занималась преподаванием, а отец работал дантистом. Когда Филиппу исполнилось пятнадцать лет, родители подарили ему первую фотокамеру. Мальчик начал активно снимать своих друзей и родственников. Это превратилось в любимое увлечение, однако сам Халсман тогда еще не рассматривал фотографию как будущую профессию. Все дисциплины в Рижской средней школе давались ему относительно легко и, в результате, он окончил школу лучшим учеником в классе, даже несмотря на далеко не самое идеальное поведение. После окончания учебного заведения Филипп Халсман уехал в Германию, где поступил на электротехнический факультет Дрезденского университета.
Вторая половина 20-х годов в биографии Халсмана овеяна определенной загадкой и сопряжена с довольно мрачными событиями. Дело в том, что осенью 1928 года Филипп со своим отцом отправился покорять австрийские Альпы. Он шел по горной тропе на несколько шагов впереди Макса Халсмана, когда неожиданно услышал пронзительный крик. Оглянувшись, молодой человек увидел, что его отец сорвался в пропасть. По его утверждению, он спустился вниз и обнаружил отца еще живым, после чего отправился за помощью. Однако когда Филипп через некоторое время вернулся назад в сопровождении местного пастуха, его отец уже был мертв, причем тело Макса Халсмана имело явные признаки насильственной смерти.
Будущего всемирно известного фотографа арестовали как главного подозреваемого в убийстве. Считается, что в этом запутанном и неоднозначном деле он стал жертвой зарождающегося в Германии и Австрии движения национал-социалистического антисемитизма. Но, справедливости ради нужно отметить, что у полиции были все основания подозревать в преступлении именно сына Макса Халсмана. Филипп вел себя не очень адекватно и порой глупо при аресте, а также во время судебного процесса. Он игнорировал доводы следствия и все представленные доказательства, по-прежнему утверждая, что отец погиб в результате несчастного случая.
Это дело получило достаточно широкую огласку. Молодого человека признали виновным в убийстве собственного отца и осудили на десять лет тюрьмы. Однако адвокаты и родственники не переставали публично говорить о несправедливости судебного разбирательства и предвзятости судей. Здесь уже национал-социализм, борющийся с действующей политикой властей, сыграл им на руку.
Дело было направлено на повторное рассмотрение. В ходе очередных разбирательств Филиппа Халсмана признали виновным в непредумышленном убийстве и снизили срок до четырех лет. Но к тому моменту в борьбу за его полное освобождение подключились многие знаменитости, включая Альберта Эйнштейна и Зигмунда Фрейда. В результате, вся эта история завершилась 1 октября 1930 года, когда президент Австрии Вильгельм Миклас даровал Филиппу Халсману помилование. Единственным условием такого решения было требование навсегда покинуть страну.
Пережив этот непростой период в своей жизни, Халсман обосновался во Франции. Поскольку он так и не смог завершить своего образования, Филипп обратился к своему любимому хобби – занятию фотографией. Уже в 1932 году он открыл в Париже собственное фотоателье, услуги которого начали пользоваться огромным спросом. Примерно с середины 30-х годов фотографии Филиппа Халсмана стали печатать в таких известных журналах, как Vogue, Vu и Voila. Он сразу завоевал репутацию великолепного фотографа-портретиста благодаря работе с такими знаменитостями того времени, как Андре Мальро, Поль Валери, Жан Пенлеве и Марк Шагал.
В начале Второй мировой войны сестра, жена и дочь Халсмана эмигрируют из Франции, однако сам фотограф по-прежнему остается в Париже – ведь у него на руках только латвийский паспорт, с которым он не может получить американскую визу. Только по протекции Альберта Эйнштейна Халсман попал в число наиболее значимых художников, писателей и ученых, которые получили возможность уехать в Соединенные Штаты. Таким образом, он оказался в Нью-Йорке в ноябре 1940 года.
В Америке начался самый плодотворный период в жизни Филиппа Халсмана. Здесь он сделал свои самые известные фотографии, издал книги и прожил значительную часть своей жизни. По этой причине, кстати, Халсмана называют американским фотографом латвийского происхождения. Обосновавшись в Соединенных Штатах, он начинает работать в журнале Life. Нужно сказать, что в то время американцы еще привыкли узнавать новости из газет и радио, новостные журналы не пользовались широкой популярностью. Поэтому Филипп Халсман фактически стоял у истоков современной фотожурналистики. Его яркие и драматичные фотографии на страницах журнала Life сразу привлекли к себе внимание читателей и, в конечном счете, помогли сделать это издание узнаваемым.
Первая обложка с фотографией Халсмана появилась в журнале Life в 1942 году. За ней последовали и другие. Всего он снял 101 фотографию, напечатанную на обложке журнала «Life, и этот рекорд до сих пор никем не побит. Можно привести лишь небольшой список знаменитостей, которые позировали Филиппу Халсману: Бриджит Бардо, Пикассо, Марлон Брандо, Фрэнк Синатра, Элизабет Тейлор, Мохаммед Али, Альфред Хичкок, Уинстон Черчилль и Софи Лорен.
В начале 40-х годов фотограф познакомился со знаменитым художником-сюрреалистом Сальвадором Дали. У них сложились крепкие дружеские и творческие отношения, которые продолжались в течение нескольких десятков лет. В 1954 году мастер портретной фотографии выпустил книгу под названием «Усы Дали» («Dali’s Mustache»), куда вошли фотопортреты испанского художника, в основном с изображением его знаменитых усов.
Одной из самых известных фотографий Филиппа Халсмана является работа под названием «Дали Атомикус» («Dali Atomicus»). Толчком для создания этой оригинальной фотографии послужили открытия в области физики – ученые пришли к мнению, что атом имеет планетарную структуру, то есть вокруг положительного ядра, висящего в пространстве, вращаются отрицательно заряженные частицы. У Сальвадора Дали и Филиппа Халсмана родилась идея показать движение электронов вокруг ядра на фотографии. Для осуществления этого замысла на съемочной площадке было организовано целое представление. Сначала все заняли положенные им места, на счет «три» ассистенты начали подбрасывать кошек и выплескивать из ведра воду, на счет «четыре» Дали подпрыгивал, и в эту же секунду вспышки озаряли комнату ярким светом. Все это безобразие фиксировалось на фотопленку. На эту затею друзья потратили шесть часов и 28 выплеснутых ведер воды. Как говорил впоследствии сам Халсман, лучше всех после окончания съемки чувствовали себя кошки, а сам же он и грязные, мокрые ассистенты буквально валились с ног от усталости.
Кстати, позже Филипп Халсман создал целую галерею необычных портретных снимков в прыжке. Он говорил, что когда человек прыгает, то «его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо». В фотоальбоме под названием «Прыжок», выпущенном в 1959 году, было представлено более двухсот таких удивительных портретов.
В начале 50-х годов Халсман снимал официальный портрет семейства автомобильного магната Генри Форда, причем супругов Форд он также попросил сфотографироваться в прыжке. За ними последовала Грейс Келли, Мэрилин Монро, Одри Хепберн, будущий президент США Ричард Никсон, даже отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер и многие другие.
Широкую известность Халсман получил и благодаря своим великолепным снимкам Мэрилин Монро. Первый раз он фотографировал ее в 1952 году. Фотограф попросил голливудскую актрису встать в угол, прямо перед объективом камеры. У Мэрилин Монро был такой вид, будто ее действительно загнали в угол и отрезали все пути к отступлению. При этом Филипп и два его ассистента принялись говорить актрисе комплименты, устроив своеобразное соревнование за ее внимание. По воспоминаниям Халсмана, «окруженная тремя мужчинами, не сводившими с нее восхищенных глаз, Мэрилин улыбалась, кокетничала, хихикала и даже изгибалась от удовольствия». Такой прием позволил ему снять очень яркие и запоминающиеся фотографии звезды Голливуда.
Халсман вошел в историю не только как талантливый фотограф, в 1945 году он еще и был избран первым президентом Американской ассоциации журнальных фотографов, где ему пришлось на протяжении продолжительного периода времени отстаивать творческие и профессиональные права своих коллег по ремеслу.
Филипп Халсман, прежде всего, известен как гениальный фотограф-портретист. Действительно, портретная фотография стала для него любимым жанром. Он писал: «Меня всегда интересовали люди. Хороший портрет должен – и сегодня и через сто лет – показывать, как человек выглядел и что он из себя представлял». Также фотограф отмечал, что лицо человека всегда его восхищало – «вглядываясь в него, мне чудится, что оно прячет и одновременно раскрывает загадку человеческой природы… всю мою жизнь я страстно пытаюсь достичь цели – поймать это раскрытие».
По мнению Халсмана, хороший портрет нельзя получить, просто «заставляя человека принять ту или иную позу или ставя его голову под определенным углом». Фотограф должен постоянно провоцировать свою модель, задавая ей дерзкие вопросы, развлекать ее шутками или, наоборот, убаюкивать спокойствием. Он любил ставить своих моделей в какое-либо замкнутое пространство, которое может воздействовать на человека как угрожающе, так и успокаивающе. Или заставлять своих персонажей делать прыжки. Эти приемы и навыки с успехом применялись им при съемке знаменитостей и самых выдающихся людей прошлого столетия.
Фотограф Филип Халсман скончался 25 июня 1979 года в Нью-Йорке. В 2006 году в честь столетия со дня его рождения в родном городе классика портретной фотографии, в Риге напротив дома, где когда-то жила его семья, был установлен памятник.
Источник: Фотокомок.ру