ДомойТехнологииДизайнОсновы графического дизайна

Основы графического дизайна

В наши дни понятие «дизайна» настолько расширило свои границы, что нам уже сложно представить себе окружающий мир без него. Дизайн проник практически во все сферы деятельности человека. Это в полной мере касается и такого вида дизайнерского искусства, как графический дизайн. С его проявлениями мы сталкиваемся повсюду – мы покупаем газеты, книги и глянцевые журналы, обращаем внимание на рекламные листовки, этикетки и красочные афиши,  сталкиваемся с графическим дизайном в полиграфии и сети Интернет.

Графический дизайн превратился не столько в создание привлекательных картинок, сколько в изменение визуально-коммуникативной среды, которая окружает человека в повседневной жизни. Сегодня графический дизайн – это целая наука, в которой сочетаются расчетливость аналитика с творческими способностями художника.

Хотя данную отрасль дизайна можно назвать сравнительно молодой, поскольку официальной датой ее рождения принято считать 1964 год, когда прошел Первый конгресс Международного общества организаций графического дизайна, тем не менее, истоки графического дизайна относятся еще к древнейшим временам. Ведь даже самые древние и примитивные рисунки, сделанные рукой человека, можно рассматривать как первоначальный этап развития графического дизайна.

С течением времени человек все ближе подходил к осознанию того, что выражение информации посредством графических символов гораздо более эффективно, нежели простой текст или устная речь. Примером этого в современной жизни могут быть различные предупредительные сигналы на дорогах, передающих водителю необходимый минимум информации за короткое время.

Большую роль в становлении и развитии графического дизайна сыграло наступление эпохи книгопечатания. В Европе история графического дизайна в качестве отдельной сферы деятельности, относящейся к числу художественных и профессиональных дисциплин, относится к Средним векам, когда первые, еще достаточно примитивные печатные станки стали относительно доступны издателям.

Графический дизайн

Становление графического дизайна как специфической области творчества непосредственно связано с постепенным слиянием двух направлений – коммерческого искусства, связанного с массовым выпуском афиш, газетных и журнальных публикаций в конце XIX – первой половине XX века, и современного изобразительного искусства. Широкое распространение фотографии, развитие кинематографа с последующей экспансией телевидения и видео способствовали росту  интереса к визуальным формам выражения и восприятия.

Еще один важный этап, связанный с развитием графического дизайна – это появление цифровых технологий и создание персональных компьютеров, что дало графическим дизайнерам новейшие инструменты, позволившие кардинальным образом изменить их работу. Компьютеры сделали возможным создание всех заготовок в программной среде, что позволяет дизайнерам экспериментировать с различными решениями и с легкостью исправлять свои ошибки при необходимости. В век компьютерных технологий и Интернета графический дизайн стал более доступным и свободным.

Как мы видим, графический дизайн прошел достаточно долгий путь своего развития. Если раньше под графическим дизайном понимали исключительно художественное расположение и монтаж на печатном листе текста с изображением в процессе создания зрительно-словесного ряда, то сегодня сфера деятельности дизайнеров-графиков существенно расширилась. Под графическим дизайном в настоящее время понимают создание визуальных (графических) изображений с целью воплощения определенных идей. В современном мире значение визуальных форм выражения выросло необычайно.

Графический дизайн несет в себе информативную функцию (для того, чтобы разъяснять людям самые различные вопросы) и эмоциональную (чтобы вызвать у человека определенные чувства и сформировать нужное мнение). Очевидно, что графический дизайн тесно переплетается с рекламой и изобразительным искусством, а потому он использует примерно схожие понятия, элементы, принципы и методы. Например, если для рекламы главное – продать, то для графического дизайна – донести до людей какую-нибудь идею. Для решения этой задачи дизайнеры-графики используют разнообразные визуальные коммуникации.

Нужно отметить, что графический дизайн несколько отличается от обычного или, например, промышленного дизайна, где основная задача состоит в том, чтобы сделать удобным и красивым все то, что окружает человека в повседневной жизни. Графический дизайн связан не с художественным проектированием предметов, а с миром информации. Средствами графического дизайна могут быть различные визуальные коммуникации – от краткого рекламного объявления до огромного электронного информационного табло.

Дизайнер-график работает с графическими образами, способными подталкивать зрителя к тому действию или умозаключениям, которые нужны создателю информационного сообщения. Таким образом, графический дизайнер пытается перевести информацию на визуальный язык, понятным большинству людей. С помощью графических образов он способен донести до адресата практически любую информацию, не прибегая к каким-либо длительным словесным объяснениям.

Графический дизайн

Существуют различные виды графического дизайна. Например, там, где используется текст, значительную роль играет типография, в основе которой лежит  создание словесного текста средствами типографского набора. Здесь важным моментом является выбор шрифта, размещение заголовков, частей текста или заставок  как относительно друг друга, так и по отношению к носителю информации, то есть к газетной полосе или полю афиши.

В графическом дизайне, тесно связанном с промышленным производством и его продукцией, дизайнеры имеют дело с фирменными знаками, этикетками и упаковками. Также графический дизайн широко применяется в области коммерции и развлечений. Тут работа графического дизайнера сопряжена с созданием рекламных брошюр, каталогов, плакатов, связанных с той или иной рекламной компанией.

Также графический дизайн играет большую роль в создании фирменного стиля компании, то есть определении постоянного запоминающегося зрительного образа всего того, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией. К таким основным элементам фирменного стиля, которые разрабатываются дизайнерами-графиками, относятся логотип, шрифт, цветовая гамма и композиционные принципы. Элементы фирменного стиля могут охватывать все, что связано с повседневной деятельностью компании, начиная от деловой документации и заканчивая моделями одежды сотрудников.

Итак, к графическому дизайну относятся следующие направления:

  • типографика (искусство грамотного предоставления текстовой информации);
  • дизайн полиграфической и печатной продукции (газет, журналов, плакатов, постеров и наклеек);
  • разработка фирменного стиля (определение набора визуальных приемов, объединенных общим направлением, присущим всей продукции, атрибутике и рекламным компаниям фирмы);
  • web-дизайн как область графического дизайна;
  • разработка систем ориентации (предупредительных знаков и символов);
  • дизайн упаковки;
  • создание иллюстраций.

Конечно, в настоящий момент графический дизайн в наибольшей степени задействуется в рекламе, издательской деятельности и печати, а также других областях массовой информации, где он помогает в продажах и распространении определенных идей. Графический дизайн формирует имидж компании и визуально представляет направление деятельности бизнеса, что способствует привлечению потенциальных клиентов. От качества проработки дизайна напрямую зависит успех любой рекламной компании. Причем в  готовом дизайнерском решении всегда должна быть привлекательная и оригинальная композиция, которая бы вызывала у зрителя нужные ассоциации, например, доверие к бренду или  качество.

В условиях все более ожесточенной конкуренции на рынке с самого момента создания компании и на протяжении всей ее жизни руководство постоянно сталкивается с необходимостью использования графического дизайна. Ведь любая компания стремиться к тому, чтобы выделиться на фоне конкурентов, плюс к этому очень важно, чтобы потенциальные клиенты не просто узнали  о деятельности фирмы, но и запомнили ее. Решить эту задачу без применения средств графического дизайна, представляющих информацию в легкой, понятной для человека визуальной форме очень трудно. Работая с визуальными образами, дизайнер-график способен взволновать человека внезапным воспоминанием, послужить приятной ассоциацией или подарить ему эстетическое, а может быть и интеллектуальное удовольствие.

Нужно понимать, что графический дизайн является смежной отраслью очень многим иным сферам, включая изобразительное искусство, геометрию, типографическую верстку, черчение и техническое проектирование. Соответственно, эта область дизайна включает в себя методики и инструменты, свойственные ряду иных смежных сфер. С течением времени ремесло графического дизайнера стало оперировать все большим количеством маркетинговых, экономических и культурных коммуникаций. Поэтому зачастую при выполнении какого-либо проекта дизайнер-график сотрудничает с другими специалистами – психологами, социологами, маркетологами и искусствоведами. Это необходимо для того, чтобы выработать оптимальную стратегию обработки информации и превращения ее в конкретные визуальные сигналы, которые будут интерпретироваться зрителем определенно и однозначно.

Впрочем, в компетенцию самого дизайнера также входят соответствующие  знания о рынке, потребителях, психологических возможностях восприятия. Ведь в процессе своей деятельности графический дизайнер занимается сбором и анализом информации, определением проблемы и постановкой цели, созданием общей концепции дизайна. И только после этого он переходит непосредственно к разработке графического решения и гармоничной композиции. Профессиональные качества и квалификация современного графического дизайнера напрямую обуславливаются тем, насколько свободно, широко и тактично он владеет методами «информационного проектирования» и умеет управлять визуальными средствами коммуникации.

Графический дизайн сегодня применяется во многих областях деятельности, неся в себе декоративную, информативную и эмоциональную функции. Проекты, разрабатываемые профессиональными дизайнерами-графиками, часто называют визуальными креативами и их создателям принадлежат такие же права, как, например,литературным авторам или создателям произведений искусства. Таким образом, графический дизайн превратился в самостоятельноеи активно развивающееся направление современного прикладного искусства.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ