ДомойФотографияФотографы«Волшебник объектива» Робер Дуано

«Волшебник объектива» Робер Дуано

Робер Дуано (Robert Doisneau) – один из наиболее талантливых французских фотографов, который прославился, прежде всего, благодаря своим фотографиям весеннего, романтического Парижа. Его награждали такими яркими прозвищами, как «поэт рабочего класса Парижа», «Мастер гуманистической фотографии» или «волшебник объектива», ведь только ему удавалось запечатлеть на снимках настроение полное любви и пробуждающейся радости.

Родился будущий мастер гуманистической фотографии в одном из пригородов Парижа в 1912 году. Когда мальчику было восемь лет, от туберкулеза умерла его мать, а позднее отец Робера женился во второй раз. Это не могло не найти отражение в душе подрастающего мальчишки и, по мнению многих критиков, оказало большое влияние на всю его дальнейшую судьбу, включая творчество. Окончив среднюю школу с далеко не самыми лучшими оценками, Робер Дуано поступил в художественно-ремесленное училище. Здесь он впервые познакомился с изобразительным искусством. Впрочем, целью тринадцатилетнего мальчика была учеба на гравера-литографа – уже отмиравшую в ту пору профессию. Впоследствии Дуано сожалел о потраченном на образование времени, однако именно в этом училище у него проявился интерес к художественному творчеству, он начал развивать в себе чувство композиции и формы. Уроки в школе часто дополнялись вечерними занятиями живописью.

Получив долгожданный диплом гравера-литографа в 1929 году, Робер Дуано сразу же устроился на работу в студию графического искусства Ульмана, где занялся оформлением рекламной продукции, в том числе изготовлением разнообразных этикеток и наклеек для фармацевтических компаний. С открытием фотографической мастерской он перешел туда и быстро взял фотокамеру в свои руки. Робер начинал постигать азы фотографии с того, что просто шатался по городу с фотоаппаратом и снимал различные неподвижные объекты, вроде рекламных афиш или изгородей. Позднее он писал: «Мне было тогда лет восемнадцать, и оборудование, которым я располагал, не позволяло мне снимать движущиеся объекты». Первой его фотографией стал снимок простой груды кирпичей, он так и называется – «Кирпичная куча».

В 1931 году состоялось важное знакомство, предопределившее всю последующую судьбу молодого французского фотографа. Робер Дуано познакомился с известным скульптором Андре Виньо и практически сразу устроился в его студию ассистентом. Именно в студии Виньо, который, к слову сказать, сам был весьма незаурядной личностью и разносторонним человеком, он вошел в круг представителей авангардного искусства того времени. Помимо занятий в студии, где можно было многому научиться, Дуано берется за штудирование философских книг, произведений классической и современной литературы. Одновременно он изучает авангардные течения в искусстве и знакомится с фотоработами таких мастеров, как Эжен Атже и Брассай. Эти яркие и оригинальные фотографии позволяют молодому человеку по-другому посмотреть на кажущийся совершенно незатейливым мир парижских предместий.

В 1932 году Дуано решает стать независимым фотографом, его первой работой становится серия фотографий о «блошином рынке», которая благодаря стараниям все того же Андре Виньо публикуется в газете «Эксельсиор». На первых порах он не решается подойти на улице Парижа к незнакомому человеку, остановить прохожего, заговорить с ним и попросить о том, чтобы сделать кадр. На улицах Робер старается снимать незаметно от окружающих, фотографируя исключительно издали. Впоследствии он признавался в своей нерешительности и страхе заговорить с незнакомыми людьми: «Годы прошли, прежде чем я преодолел это. Я понял, что люди, которых фотографирую, такие же, как я сам. Я один из них, и они прекрасно это понимают». Его карьера фотографа прервалась призывом во французскую армию, откуда после года службы он демобилизовался.

Молодому человеку вновь пришлось искать работу, поскольку в этот период Андре Виньо, испытывавший серьезные финансовые трудности и сменивший область деятельности на кинематограф, уже ничем не мог помочь своему приятелю. В итоге, Дуано устроился промышленным фотографом на завод Рено в западной части Парижа. Однако такая работа с однотипными сюжетами и строгой дисциплиной, присущей крупным предприятиям, ему явно пришлась не по душе. В то же время промышленная фотография помогла Роберу хорошо заработать – он вскоре смог обзавестись семьей и приобрести жилье в южном пригороде Парижа, где, кстати, ему будет суждено прожить всю оставшуюся жизнь.

Сам Дуано говорил: «непослушание мне представляется жизненно важной функцией и должен сказать, что эта черта не принесла мне слишком много неприятностей». Именно за это «непослушание», а точнее за нарушения трудовой дисциплины, его уволили с завода Рено. С этого момента Дуано вновь становится свободным, независимым фотографом, начав сотрудничество с Шарлем Радо, основателем агентства «Рафо». Последний помогает талантливому французу в поиске заказных съемок и продаже фотографий.

Но разразилась Вторая мировая война, и Робер Дуано был призван в армию. Правда, уже в феврале 1940 года его освободили от военной службы по болезни. Он отправился в Париж, где в течение четырех лет перебивался случайными заработками, то снимая ювелирные украшения для рекламы, то самостоятельно изготавливая и продавая почтовые открытки. В этот период он редко выходил с фотокамерой на улицы Парижа, но, все же, до наших пор сохранились несколько его работ, повествующих о жизни в оккупированной французской столице. Например, снимок «Упавшая лошадь» 1942 года, получивший широкую известность. Во время Второй мировой войны Дуано помогал Движению сопротивления. Здесь весьма кстати пришлось его образование литографа – Робер делал фальшивые паспорта и удостоверения личности для участников сопротивления, беглых узников концентрационных лагерей и коммунистов.

После освобождения Парижа спрос на услуги Робера Дуано существенно возрос, ведь фотографов во французской столице в 1944 году от силы насчитывалось всего человек пятнадцать – двадцать. В это же время вновь стали издаваться французские журналы и газеты, которым, разумеется, требовались интересные кадры и фотографии. «Было ужасно много работы, и я испытывал неутолимую жажду работы!» – так вспоминал об этом периоде выдающийся французский фотограф.

После войны ему удалось поработать в агентстве «ADEP» с такими мастерами, как Анри Картье-Брессон и Роберт Капа. Ему даже предлагали вступить в знаменитое агентство «Magnum Photos», но Дуано отказался, поскольку не хотел провести всю свою жизнь в нескончаемых разъездах. В конце 40-х годов он стал сотрудничать с журналом Vogue, а с 1952 года Робер начал работать над самостоятельными фотографическими проектами, посвятив себя полностью так называемой гуманистической фотографии.

Стиль Робера Дуано в фотографии – это снимки повседневной жизни обычных людей. Он снимал во время своих прогулок по окрестностям Парижа, руководствуясь, в первую очередь, интуицией. Робер отмечал следующее: «Чтобы фотографировать, ты должен стать мягким как губка, готовая впитать в себя любой нюанс. Моя работа – как работа актера. Я должен залезть в шкуру человека, которого снимаю. И людям нравятся мои фотографии, потому что в них они видят то, что сами бы увидели раньше, если бы хоть немного замедлили свой бег».

Дуано получил широкую известность благодаря созданному им фотографическому образу Парижа 40 – 50-х годов. С помощью какого-то невероятного чутья он умело выхватывал из ежедневной суеты французской столицы ироничные или романтические сюжеты, интересные совпадения и контрастные неожиданности. Сам автор, впрочем, надеялся не на свой талант, а скорее на вмешательство высших сил: «Это очень по-детски, но в то же время это почти как акт веры. Мы находим место подходящие на роль заднего плана и ожидаем чудо».

Много раз он устраивал засады напротив церкви Святого Павла и в большинстве случаев уходил оттуда ни с чем. Впрочем, на парижских улицах удача улыбалась Роберу Дуано гораздо чаще, чем многим другим фотографам. Он твердо был убежден в том, что «чудеса повседневной жизни невероятно увлекательны, и ни одному режиссеру не под силу выстроить такую сцену, свидетелем которой можно совершенно неожиданно стать на улице».

Фотографии французского мастера также пронизаны юмором и шутками. Его ранние работы даже критиковали за излишнюю фривольность и анекдотичность. Как бы то ни было, он никогда не переходил грань между шуткой и сортирным юмором. В работах Дуано часто проскальзывает тема уличной культуры детства – на его фотографиях можно увидеть детей, играющих на улицах, вдали от взрослых. Примечательно, что впоследствии несколько начальных школа в Париже были названы именем фотографа.

Пожалуй, самая знаменитая фотография Робера Дуано – это «Поцелуй у Отель-де-Виль». На этом снимке изображена пара, целующаяся на фоне здания парижского муниципалитета. Легендарный снимок был сделан в 1950 году по заказу журнала «Life». От него так и веет романтическим настроением, весной и молодостью. Кажется, что кадр получился абсолютно случайным – влюбленные поглощены друг другом и, как будто, совершенно не замечают присутствие фотографа. О том, что снимок не постановочный, говорит общая спонтанность сцены, эмоциональность и некоторая неряшливость композиции. Но правда состоит в том, что кадр «Поцелуй у Отель-де-Виль» на самом деле постановочный. Для создания этого снимка Дуано попросил попозировать своих друзей – молодую модель Франсуазу Борне и актера Жака Карто. Благодаря своему мастерству и таланту он сумел создать по-настоящему «живую», эмоциональную фотографию.

Этот снимок стал одним из символов Парижа 50-х годов. Тут нужно отметить, что о постановочном характере снимка стало известно только в начале 90-х годов, незадолго до смерти самого автора. После того, как кадр опубликовали в журнале «Life», нашлось немало людей, кто якобы узнал себя целующимся на этой фотографии. Несколько раз дело даже доходило до суда – некоторые, особо активные люди требовали от фотографа компенсацию. В ходе одного из таких судебных заседаний в начале 90-х годов РоберДуано вынужден был признаться в том, что это был постановочный кадр, и одновременно разгласить имена тех, кто в действительно запечатлен в кадре.

Эта история несколько подпортила репутацию Робера Дуано как честного и искреннего фотографа-документалиста. Впрочем, фотография «Поцелуй у Отель-де-Виль» принесла мастеру не только огромную известность, но и серьезный материальный достаток. Достаточно сказать, что на ней Дуано заработал больше, чем на всех других фотографиях вместе взятых. За несколько десятилетий фотография поцелуя разошлась на двух с половиной миллионах открытках, на полумиллионе плакатов, а также на огромном количестве маек, почтовых марок и даже постельном белье. Однако сам фотограф не любил этот снимок и говорил о нем исключительно в пренебрежительных тонах: «Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки».

Робер Дуано ушел из жизни в 1994 году в Париже. В настоящее время его фотографии входят в постоянные экспозиции крупнейших музеев и художественных галерей по всему миру. О творчестве замечательного французского фотографа до сих пор пишутся очерки и книги. При желании на его снимках и сегодня можно разглядеть ту невероятную доброту и любовь к окружающим людям, которая всегда отличала Робера Дуано в повседневной жизни и фотографическом творчестве.

C творчеством Робера Дуано можно ознакомиться на официальном сайте фотографа.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ