ДомойФотографияФотографыРальф Гибсон, черно-белые изображения в стиле минимализма

Ральф Гибсон, черно-белые изображения в стиле минимализма

Ральф Гибсон (Ralph Gibson) – один из наиболее талантливых американских фотографов современности. Вот уже более полувека он фотографирует на свою камеру Leica, создавая эффектные черно-белые изображения в стиле минимализма. Десятки его фотоальбомов были изданы огромными тиражами и разошлись в различных странах. В 2003 году Ральф Гибсон был удостоен звания кавалера Ордена искусств и литературы во Франции. Сегодня фотоработы мастера хранятся во многих самых престижных музеях мира.

Ральф Гибсон родился в Лос-Анджелесе в 1939 году. Благодаря тому, что его отец работал ассистентом режиссера, в том числе в фильмах легендарного Альфреда Хичкока, он еще в детстве сумел побывать на съемочной площадке в Голливуде, где смог познакомиться с философией творчества, миром кино и фотографии. Вероятно, этими детскими воспоминаниями можно объяснить последующую любовь Гибсона к ортохроматической пленке, которая использовалась в голливудских фильмах того времени.

Впрочем, как объяснял сам Ральф Гибсон на его тягу к творчеству и фотографии повлиял один эпизод из подросткового возраста: «Однажды я оказался за городом в полном одиночестве. Я брел, куда глаза глядят, и вдруг в отдалении заметил женщину, которая дремала прямо на траве. Из одежды на ней не было почти ничего. Она была скрыта от меня какими-то ветками, и ей ничто не мешало находиться в каком-то мечтательном оцепенении. Я видел только фрагмент ее тела, изгиб бедра, ее необыкновенную кожу. Я осмелился подойти поближе, и прекрасное видение перестало существовать. Это был продолговатый белый камень, который дал моей фантазии превратиться в женщину с причудливой кожей. Тогда я понял, что все зависит от восприятия. Как мы видим предмет».

Примечательно, что учиться фотографии Гибсон начал в довольно необычном для этого месте – в морском флоте США, где молодого человека определили в школу фотографии. Его любовь к фотографии развивалась параллельно с увлечением музыкой. Как вспоминал впоследствии знаменитый фотограф: «В год своего совершеннолетия – я сделал две умные вещи: выбрал для работы фотокамеру Leica и стал заниматься йогой».

После возвращения с армейской службы он решил продолжить обучение фотографическому делу в Калифорнийской школе изящных искусств в Сан-Франциско. Однако через год он бросил учебу, устроившись ассистентом у фотографа Доротеи Ланг. Несколько лет спустя Гибсон переехал в Нью-Йорк, где ему, в свою очередь, довелось работать с не менее известным американским фотографом швейцарского происхождения Робертом Франком. С Франком он работал и в качества оператора на съемках его фильма «Я и мой брат». Сотрудничество с двумя «гениями фоторепортажа» позволили молодому человеку обучиться быстроте и технике съемки.

Его карьера развивалась стремительно – Гибсона взяли фотографом в знаменитое агентство «Магнум». Однако по прошествии трех месяцев он решил покинуть агентство, осознав, что фоторепортаж – это не то, чем он хотел бы заниматься в жизни. Свое решение Ральф Гибсон объяснял тем, что фоторепортаж слишком часто построен на людских трагедиях. Тем не менее, он отдавал должное своей работе с известными мастерами фоторепортажа: «Мне очень повезло в жизни: я учился у Доротеи Ланг и Роберта Франка. Я многому научился от них, но вот что зацепило меня больше всего: оба они делали ударение на уникальности. Ты на самом деле должен стать единственным в своем роде. У тебя должна появиться своя собственная «визуальная подпись». И это не вопрос стиля. У каждого человека свой уникальный взгляд на окружающую его реальность. Но прийти в гармонию со своим фотоаппаратом, заставить его увидеть твою реальность не так-то просто и требует времени».

Итак, в конце шестидесятых годов он начинает карьеру независимого фотографа. Это важное решение оказалось для него не слишком трудным: «Я был уверен в собственном успехе. У меня была огромная колоссальная вера в себя, хотя я до конца даже не понимал, чем буду заниматься. Сначала я планировал стать фэшн-фотографом, потом отбросил эту идею и решил снимать то, что привлекало меня».

В 1970 году Гибсон организовал собственную издательскую компанию «Lustrum Press» для выхода в свет своего первого фотоальбома под названием «Сомнамбулист». Первый альбом принес Гибсону широкую известность, в том числе благодаря его работам пришло понимание того, что фотография может заставить людей задуматься о чем-то вечном в не меньшей степени, чем произведения классической литературы или живописи.

Каждые два – три года издательство «LustrumPress» стало выпускать фотоальбомы Ральфа Гибсона. Альбомы «Дежавю» (1972), «Дни у моря» (1974) и «Синтаксис» (1983) принесли ему наибольшую славу, имя Гибсона стало хорошо известным не только в фотографических кругах, а его работы стали пополнять частные коллекции и государственные музеи.

В издательстве «LustrumPress» Гибсон также занимался выпуском книг, посвященных тематическим и теоретическим материалам по фотографии, и анализу произведений таких выдающихся мастеров, как Ларри Кларк или Роберт Франк. Даже, несмотря на закрытие издательства в 1983 году, он продолжил издавать фотоальбомы – в последующие годы вышли в свет альбомы «Анонимный», «Тропизм», «Insitu», «Светотень», «История Франции», «Женщины», «Душа Бургундии», «Свет фараонов», «Инфанта», «Год света», «Продолжающееся течение», «Экслибрис». Они с успехом раскупаются в Лондоне, в Париже, в Нью-Йорке и Цюрихе. Разумеется, параллельно с выпуском фотоальбомов проходили коллективные и персональные выставки работ Гибсона практически по всему миру.

Отличительная черта стиля Ральфа Гибсона – резкие и глубокие контрасты светотени, усиливающие драматизм снимка, абстрактный минимализм и сюрреалистические элементы. На первый взгляд, фотограф использует очень ограниченный арсенал художественных средств – он предпочитает сконцентрировать внимание на какой-либо одной детали, отсекая из кадра все лишнее. Это может быть изгиб тела, глаза, руки, элементы архитектуры или маленькое пространство помещения, которое прячется в глубокой тени или, наоборот, ярком свете. Он играет на контрастах между светом и тенью, часто пренебрегая наличием фона.

Все объекты, фиксируемые на камеру Гибсона, статичны и неподвижны, чаще всего он использует ближние планы, разрушающие перспективу. Многие эксперты сравнивают работы выдающегося американского фотографа со своеобразными знаками или иероглифами, которые зрителю нужно попытаться расшифровать. Впрочем, сам фотограф отрицает наличие какой-либо символики или аллегорий в его работах. Как бы то ни было, фотографии Гибсона имеют характер притчи, содержание и смысл которой открываются не сразу.

Преимущественно Гибсон снимает черно-белые фотоизображения, чтобы иметь возможность искусно играть со светом и тенью в кадре, но с середины 70-х годов он начал использовать и цветную пленку. Это, в частности, связано с его путешествием в Бразилию, где в тропиках он открыл для себя настоящее буйство красок и южноамериканский темперамент. По его мнению, на черно-белую пленку было бы просто невозможно передать особенности местной культуры. В цветной фотографии он создает уникальные работы, в которых цвета ложатся на фотоизображение яркими пятнами или мазками, что обеспечивает интересную игру форм и линий. Таким образом, цвет в фотографии Гибсон использует как художник краски.

Большое внимание фотограф уделяет работе с объективом. Иногда он в течение целого года снимает с одним и тем же фокусным расстоянием, изучает каждую скорость экспозиции и то, как на снимок влияет дистанция до объекта. Ральф Гибсон – это настоящий мастер детали, который умело использует объемное построение фотокадра, тонкую градацию серых оттенков, игру контраста, крупные планы, освобожденные от фона и ненужных элементов окружающего пространства. Он «вычитает» все лишнее из кадра, пока в нем не останется только то, что он хочет показать зрителю. При этом его работы отличаются искусно выстроенной драматургией минимализма – «Я никогда не хотел увлекаться чистой абстракцией. Просто я вижу абстрактное в обыденных вещах».

Для своих фоторабот Гибсон выбирает привычные объекты из повседневного мира, которые могут предстать на фотографиях чем-то большим и интересным. Он объясняет это так: «Я фотографирую простые вещи, скажем, картонную коробку, стул, ложку — ни чем не примечательные объекты. Эпические события меня мало привлекают. Фотография помогает мне превращать незначительные предметы в нечто большее, чем они есть на самом деле».

Чтобы превратить обычный предмет во что-то более значимое на фотографиях, Ральф Гибсон работает над правильным построением композиции, кадрированием и световыми контрастами. Его снимки лишены ненужных деталей и информационной загруженности, но при этом они предоставляют зрителю широкие возможности для интерпретации.

Отдельный момент в творчестве Ральфа Гибсона – это эротическая фотосъемка, недаром его называют мастером эротического жанра. Эротические фотографии присутствуют во многих его фотоальбомах, а некоторые полностью посвящены этому жанру, например, альбомы «Дни у моря», «Анонимный», «Инфанта» и «Черный поцелуй». Красоту женского тела Гибсон передает на фотоизображениях по-своему.

Он акцентирует внимание зрителя на гармонии изгибов и потрясающей текстуре кожи, способной отражать свет. Во время эротических фотосессий Гибсон заставляет своих моделей двигаться, а потом застывать и возвращаться в прежнее положение, он также экспериментирует с освещением и скоростью съемки. В результате, на его фотографиях мы видим женщину-фантом или женщину-загадку, которая поражает зрителя своей атмосферностью и подчеркнутым эротизмом.

О своих работах в стиле ню американский фотограф говорит следующее:  «Я никогда не снимаю конкретную женщину. Ее лицо, темперамент, характер. И не пытаюсь обнаружить какой-то новый нюанс в каждой модели. Меня привлекает абстрактная красота женского тела. То неуловимое совершенство, что можно найти практически в каждой женщине». В 2012 году вышла в свет его книга под названием Nude, куда вошли лучшие эротические фотоработы мастера за предыдущие четыре десятилетия.

Начиная с 70-х годов, Ральф Гибсон снимает на свой любимый фотоаппарат Leica, пользуясь широким спектром объективов и всевозможных аксессуаров. За год работы он умудряется отснять по 300 – 400 пленок. Причем большое внимание мастер уделяет выбору наиболее удачного снимка, поэтому всего одна фотография может выбираться из целой отснятой пленки, а порой из трех – пяти пленок. Процесс отбора материалов для фотоальбома является одним из основных и наиболее важных этапов в творчестве Гибсона.

В 80 – 90-е годы Ральф Гибсон активно путешествовал по Европе, пытаясь найти сюжеты для своих фотоальбомов. Его впечатления об Италии запечатлены в альбоме «Светотень», куда попали снимки, как банальных предметов, так и фотографии произведений искусства, венецианских масок, фресок и гондол. В фотоальбоме «История Франции» он больше использует цветную фотопленку, также стремясь передать на фотоизображениях стандартные, банальные сюжеты таким образом, чтобы они казались таинственными и интересными.

Сам фотограф очень гордится тем, что зарабатывает себе на жизнь, не прибегая к коммерческой съемке: «Мне всегда казались скучными проекты, которые приходилось делать по заказу. Я сам решаю, что мне снимать и как. Никто не стоит над душой, чтобы указывать хорошо или плохо получилось. Я несу ответственность, будет ли следующий проект успешным. Хотя договора с издательствами меня дисциплинируют».

В настоящее время Ральф Гибсон по-прежнему живет и работает в Нью-Йорке. Его увлечения ограничиваются не только фотографией, он также занимается музыкой. Еще в детстве он любил играть на гитаре, а в молодые годы был участником группы Sex&Drags, которая пользовалась успехом в богемном районе Нью-Йорка – Сохо. В 2004 году Гибсон выпустил фотоальбом под названием «Световые струны», в котором прослеживается тесная взаимосвязь между восхищением от красоты женского тела и его страстью к гитаре. По мнению самого Ральфа Гибсона, фотографию вполне можно сравнивать с музыкой, поскольку звучание ноты так же коротко, как и момент фотографирования.

Творчеству и таланту американца может позавидовать каждый начинающий фотограф, ведь на протяжении всего творческого пути Гибсону не пришлось подстраиваться под чужие вкусы ради быстрого заработка. О своем творчестве и принципах в фотографии он говорит следующее: «Я, наверное, счастливчик. Все, за что бы я ни брался – обязательно вознаграждалось. Мне никогда не приходило в голову удивить зрителя, подстроиться под его взгляд. Я всегда пытался запечатлеть собственный взгляд на вещи, визуально отразить собственные рефлексии».

С творчеством Ральфа Гибсона можно ознакомиться на его сайте.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ