ДомойФотографияФотографыУильям Юджин Смит - настоящий «художник должен быть эгоистом»

Уильям Юджин Смит – настоящий «художник должен быть эгоистом»

Американец Уильям Юджин Смит (William Eugene Smith), безусловно, является одним из самых талантливых фотожурналистов в истории. Он сумел поднять фоторепортаж до уровня настоящего искусства. Широкую известность Юджин Смит получил благодаря своим прогрессивным фотоработам, сделанным после Второй мировой войны и посвященным острым социальным темам. Его фотографии пробуждали в зрителях самые разные  эмоции.

Уильям Юджин Смит стал знаменит в фотографических кругах и благодаря своему бунтарскому характеру. Будучи непокорным и не идущим на компромиссы, он ставил свою творческую независимость выше материальной или финансовой стабильности, поэтому его сотрудничество со многими престижными изданиями было кратковременным. Сам Уильям Юджин Смит всегда говорил, что настоящий «художник должен быть эгоистом».

Будущий мастер фоторепортажа родился в американском штате Канзас в 1918 году. В детстве и юности он увлекался авиационной техникой и мечтал стать летчиком. В четырнадцатилетнем возрасте Юджин Смит взял у матери, которая была заядлой фотолюбительницей, фотоаппарат как раз для того, чтобы поснимать самолеты в местном аэропорту. В результате, увлечение авиацией довольно быстро отошло на второй план и молодой человек начал полностью посвящать себя фотографии, снимая мир вокруг себя.

Через некоторое время Уильям уже начал подрабатывать фотокорреспондентом в местных газетах «Eagle» и «Beacon». Темы для фоторепортажа были вполне традиционными – повседневная, тяжелая жизнь американцев во времена Великой депрессии, а также авиация и спортивные соревнования. Однако уже в самом начале творческого пути во всей красе проявился непокорный, бунтарский характер Юджина Смита. Критично взирая на свое творчество, и искренне полагая, что его уровень фотомастерства пока недостаточный, Уильям просто сжег практически все свои работы этого периода.

В 1936 году Уильям Юджин Смит поступил в престижный Нотр-Дамский университет. Отдельные фотоработы молодого человека произвели такое сильное впечатление на администрацию этого учебного заведения, что ради талантливейшего студента была даже организована специальная индивидуальная программа по обучению искусству фотографии. Однако самому ученику вся эта программа показалось скучной и банальной, поэтому он бросил университет и переехал в Нью-Йорк, где устроился на работу в недавно организованный еженедельник «Newsweek». Впрочем, сотрудничество с изданием продолжалось недолго – Юджин Смит был уволен за нарушение запрета снимать миниатюрной камерой, которая давала ему как фотожурналисту творческую свободу, однако качество снимков при этом страдало.

Некоторое время он оставался свободным художником, пока в 1939 году не стал сотрудничать с известным журналом «Life», специализирующимся как раз на фотодокументалистике. Казалось бы, здесь можно было и остановиться, но примерно через год Уильям Юджин Смит уволился, вновь предпочтя творческую свободу финансовой независимости. Он расторг контракт с престижным изданием, поскольку не захотел снимать для «Life» фотографии с большой глубиной резкости.

Как отмечал впоследствии сам Юджин Смит: «Что толку в глубине резкости, если не испытываешь глубоких чувств?» Фотограф и редактор «Life» Дэвид Шерман, в свою очередь, говорил о будущем мастере фотожурналистики следующее: «Он был невозможным человеком, потому что был очень уверен в себе и выходил из себя, когда кто-нибудь ему запрещал что-то делать».

Во время Второй мировой войны Уильям Юджин Смит устроился военным фотокорреспондентом в издание «Ziff-Davis Publishing». В качестве фотографа-документалиста он принимал участие во многих боевых операциях на Тихом океане, освещал военные действия на Сайпане, Гуаме и Иво-Дзиме. Однако через три года подобной работы удача отвернулась от него  – в мае 1945 года во время вторжения американского десанта на побережье Окинавы Юджин Смит оказался серьезно ранен осколками разорвавшегося поблизости японского снаряда. Один из осколков попал ему в голову, повредив обе щеки и язык, другой же угодил в левую руку, пробив ее насквозь.

В это самое время он работал над материалами для своего фотоочерка «День из жизни солдата на Линии Фронта». В историю попала фраза, сказанная Юджином Смитом о своем тяжелом ранении уже после выздоровления: «Я забыл пригнуться, но получил прекрасный снимок тех, кто оказался умнее меня». Эти слова прекрасно характеризуют американского фотографа, который отдавал все свои силы работе в любой ситуации.

Впрочем, процесс выздоровления после ранения был очень долгим и болезненным – Юджин Смит в последующие два года перенес более тридцати операций. Ситуация была настолько тяжелой, что возник вопрос о том, сможет ли он вообще в будущем когда-нибудь фотографировать и снова держать камеру в руках. Однако, к счастью, все обошлось. В один из дней, выздоравливая после очередной операции, Юджин Смит вышел из госпиталя на прогулку вместе с детьми. Во время этой прогулки он сделал свой, пожалуй, самый знаменитый снимок – «Прогулка по райскому саду». Это довольно простая фотокарточка, на которой всего лишь изображены двое детей, выходящих из темноты на свет. Однако эта кажущаяся простота и незамысловатый сюжет как раз и привлекают зрителя, заставляя его искать скрытые, мистические смыслы на фотографии.

После своего окончательного выздоровления он вновь начинает работать в «Life». В течение последующих семи лет, с 1947 по 1954 годы, Уильям Юджин Смит снимает несколько серий фоторепортажей, в том числе такие, как «Суд Присяжных», «Деревенский Доктор», «Тяжелые Времена на Бродвее» и «Чаплин на работе». Впоследствии эти фоторепортажи войдут в золотой фонд лучших фото эссе, которые прославят его имя.

В 1954 году он снял еще один прекрасный фоторепортаж под названием «Человек Милосердия», посвященный философу, музыканту и врачу Альберту Швейцеру. Но как это уже было в прошлом, Юджин Смит снова не сошелся с мнением редакции по какому-то важному вопросу, вследствие чего он в очередной раз «хлопнул дверью». Свое решение он объяснил следующим образом: «когда речь идет о репортаже, для меня поверхностная подача материала все равно что ложь».

В 1955 году Юджин Смит начал сотрудничать с самым известным и успешным агентством в области документальной фотографии –  «Magnum Photos». Параллельно он занимался собственным крупным фотографическим проектом, который рассказывал о повседневной жизни промышленного американского города Питтсбург. Однако снимая для этого проекта, Юджин Смит довел себя и свою семью практически до нищенского существования. И это даже несмотря на то, что он получил два гранта от Музея Гуггенхайм. Кроме того, ему часто помогали его коллеги из агентства «Magnum Photos».

Но сам Уильям все не мог никак собрать из отдельных фотоснимков настоящее фото эссе, которое бы его полностью удовлетворило. В своих мечтах Юджин Смит представлял, что он подготовит сразу несколько фотоочерков о различных сторонах жизни крупного американского города, причем каждый из них должен был быть опубликован отдельной книгой. Но, в конце концов, он так и не сумел осуществить задуманное, в том числе и из-за серьезных финансовых проблем. В 1959 году он, наконец, остановился и «сдался», дав согласие на публикацию восьмидесяти восьми снимков из этого проекта в Фотографическом еженедельнике. Сам он, однако, считал, что его фотографический проект полностью провалился.

Фирменный стиль Уильяма Юджина Смита, к выработке которого он шел долгие годы – это многокадровые фоторепортажи, характеризуемые им самим как фото эссе. Одно такое фото эссе могло включать в себя более ста снимков, причем зрителем оно прочитывалось от фотографии к фотографии как целая литературная повесть. Над каждой темой он работал очень серьезно, посвящая созданию отдельного фотоочерка порой несколько лет. Правда, редко когда задуманное им удавалось опубликовать в завершенном виде.

Главная отличительная черта всех фоторабот Юджина Смита – это эмоциональность и драматичность. Его фотографии всегда оказывали глубокое эмоциональное воздействие на людей. Как фотограф и художник Юджин Смит видел свою основную задачу так: «Своими жанровыми снимками я хотел бы затронуть духовное начало, которое может быть силой, лекарством и смыслом. Мне также хотелось бы комментировать проблемы человека и его способность выжить в наше время, страшное и волнующее одновременно. И все это я хотел бы делать со страстью…».

В 60 – 70-е годы Юджин Смит фотографировал в Японии, одновременно занимаясь преподавательской деятельностью в «Новой школе Социальных исследований» в Нью-Йорке. Одна из его последних, наиболее значительных фоторабот – это серия фотографий под названием «Минамата», сделанная в Японии в 1972 году. Этот сильнейший по своему эмоциональному воздействию фотоочерк был посвящен трагедии жителей приморского рыбацкого селения, которые испытали на себе тяжелую болезнь, спровоцированную загрязнением ртутью окружающей среды.

Во время работы над этим проектом прославленный американский фотограф даже был избит представителями компании «Chisso» – той самой, которая и была ответственна за сбрасывание ртути в воду залива Минамата. На лечение ему пришлось вернуться в Соединенные Штаты, после чего он, тем не менее, вновь приехал в Японию и проработал там еще два года, снимая для своего проекта. Вышедший в 1975 году фотоальбом «Минамата» имел оглушительный успех.

Жизнь знаменитого фотожурналиста Уильяма Юджина Смита оборвалась в 1978 году вследствие осложнений, вызванных ранениями, а также из-за злоупотреблений алкоголем и наркотиками. В последние годы своей жизни он продолжал преподавательскую деятельность, готовил свои фотографии для печати в книгах и выставок. Удивительно, что на протяжении всей творческой карьеры Юджина Смита совершенно не смущало собственное финансовое состояние и даже вероятность того, что его фотографии так и не получат широкого признания или не будут опубликованы.

В своих интервью американец признавался, что главной целью его творчества в фотографии стала собственно работа. При этом его совершенно не волновали ни разногласия с редакциями ведущих изданий, ни опасность некоторых фотографических проектов. Собственное творчество Уильям Юджин Смит оценивал более чем скромно: ««Я думаю, что почти все мои фотографии неудачны. Нет, это не самобичевание или что-нибудь в этом роде. И я не сужу о них с точки зрения «было так красиво…». Просто я не сумел сказать, что хотел».

С работами Уильяма Юджина Смита можно ознакомиться на сайте фонда его имени.

Источник: Фотокомок.ру

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ