Жанр военного фоторепортажа начал активно развиваться еще в 30-е годы прошлого столетия, когда в журналах и газетах стали появляться уникальные фотографии, сделанные военными фотокорреспондентами на полях сражений в Испании и Китае. Собственно, с военным репортажем можно связать и возникновение самого понятия «фотожурналистика». В эпоху Второй мировой войны фотокорреспонденты прорывались на передовую и делали свою работу прямо под огнем противника. Многие из этих фото документалистов погибли при выполнении своего журналистского долга.
Потрясающие военные снимки того времени делались совершенно по-разному – кто-то из фотокорреспондентов воздействовал на эмоции зрителей, кто-то не гнушался пользоваться инсценировками, другие же работали в агитаторских целях и их фотоработы получали плакатное звучание. Как бы то ни было, все эти снимки, сделанные военными фотокорреспондентами в кровавой суматохе боевых событий, получались по-настоящему проникновенными и незабываемыми.
Одним из основателей жанра военного фоторепортажа и, безусловно, самым известным военным фотокорреспондентом за всю историю фотографию является Роберт Капа, настоящее имя которого Андре Ерно Фридман. Свою фото карьеру Капа начал еще в 1931 году в Берлине. После прихода к власти нацистов он перебрался в Париж, где вскоре открылось его агентство фотожурналистики. Он снимал все важнейшие события того времени во Франции и Европе, незримо присутствуя со своей камерой на собраниях и демонстрациях. К середине 30-х годов Роберт Капа уже снискал широкую известность и приобрел огромный опыт, который понадобился ему впоследствии для съемок военных событий.
Сначала он отправился в Испанию, где освещает события гражданской войны. Именно там он сделал одну из самых знаменитых фотографий войны, который называют по-разному – «Смерь республиканца» или «Павший солдат». На ней запечатлен испанский интернационалист, сраженный пулей прямо во время атаки. На снимке он зафиксирован в момент падения, когда тело еще как будто держится на весу неведомой силой. Неестественность позы солдата подчеркивает уникальность этого трагического момента. Эта фотография Роберта Капы, сделанная им в 1935 году, обошла весь мир.
С этого момента Капа уже практически не снимал «мирных» фотографий. После Испании он отправился в Китай фотографировать сопротивление японской оккупации. За этим последовала Вторая мировая война, которую фотограф снимал с самых разных сторон – он был участником важнейших военных событий в Северной Африке, в Италии, Франции и Германии. Классикой военного фоторепортажа стали драматические снимки Роберта Капы, сделанные во время высадки союзников в Нормандии и в ходе продвижения американских войск по Италии.
После войны Роберт Капа вместе со своим другом, легендарным фотографом Анри Картье-Брессоном учредил фотоагентство «Магнум», ставшее самым известным профессиональным объединением фотографов-документалистов со всего мира. Практически всю свою сознательную жизнь Капа работал военным фотокорреспондентом, фотографируя в различных «горячих» точках планеты. Не удивительно, что, в конце концов, трагическая судьба постигла и его самого. Капа подорвался на противопехотной мине во Вьетнаме, когда заканчивал свой очередной фоторепортаж.
Как отмечал сам Капа, «если твои снимки недостаточно хороши, значит ты недостаточно близко». Именно поэтому он стремился подобраться ко всем событиям максимально близко даже в экстремальных военных условиях. Его фотографии отличаются правдивостью и драматизмом. В отличие от многих других фотокорреспондентов, Капа уделял большое внимание моральным и техническим проблемам, с которыми люди сталкивались во время войны. На его фотографиях Второй мировой можно видеть не только надежду на великую победу, но и горечь поражения.
В своем цикле фоторабот «Освобождение Лейпцига» Капа повествует, как оказался на территории побежденного врага и засвидетельствовал его несчастья так же безжалостно, как и те несчастья, которые этот враг принес другим народам.Снимки мастера фоторепортажа привлекают контрастом черного и белого цветов, что помогает выделить главный объект съемки. Несмотря на свою искреннюю ненависть к войне, Роберт Капа смог запечатлеть на фотопленку некоторые затрагивающие душу моменты и даже сюрреалистичные сцены, что также являлось его фирменным подчерком.
К советским мастерам военного фоторепортажа, конечно же, нельзя не отнести Евгения Халдея, фотографии которого знакомы всем. Снимки Халдея словно кадры из кинохроники, повествующей о Великой Отечественной войне, начиная от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса. Евгений Халдей увлекся фотографией еще в двенадцатилетнем возрасте, когда собственноручно смастерил свою первую фотокамеру, объективом для которой послужила линза из бабушкиных очков. Учился он буквально на ходу.
В 1936 году Халдей приехал покорять Москву, устроившись в фотохронику ТАСС. Здесь началась его разъездная жизнь с командировками на места советского строительства. Но мирное время уже подходило к концу, и после нападения Германии Халдей вошел в группу военных корреспондентов, которые отправились на фронт. Со своей камерой «Leica» он прошел всю войну, огромное расстояние от Мурманская до Берлина.
В фотоархиве Евгения Халдея множество уникальных, редких кадров. Широко известна его фотография «Первый день войны», единственная, которая снята в Москве 22 июня 1941 года, когда авиация врага уже бомбила советские города. Но отличие Халдея от других военных фотокорреспондентов заключалось не только в умелом использовании обстоятельств в свою пользу для получения интересных кадров, но и в способности при необходимости делать небольшие инсценировки прямо на месте событий.
Евгений Халдей был мастером постановочной фотографии, что, в частности, проявилось при создании, пожалуй, самой знаменитой фотографии Великой Отечественной войны – «Знамя над Рейхстагом». Этот снимок стал настоящим символом победы, но для его создания Халдею даже пришлось попросить у завхоза фотохроники ТАСС три красные скатерти, чтобы настрочить на них серп и молот и уже в Берлине превратить скатерти в реквизит для того самого, постановочного «Знамени над Рейхстагом». Как раз это сочетание правдивой, документальной фотографии, которая делается «с наскока», с подходом терпеливого мастера, анализирующего каждую деталь будущей фотографии, и выделяло Евгения Халдея среди остальных фотокорреспондентов военных лет.
Еще один легендарный фотокорреспондент военных лет – это Макс Владимирович Альперт, являющийся одним из родоначальников отечественной репортажной фотографии. После окончания Гражданской войны он устроился фотокорреспондентом «Рабочей газеты», где и открыл для себя жанр фоторепортажа – серии снимков, которые объединены какой-либо одной темой, либо одним событием. До войны он снимал масштабные полотна с индустриальных строек для журнала «СССР на стройке».
Его фотоработы, освещающие строительство сталелитейного завода в Магнитогорске или сооружение Большого Ферганского канала, отличались глубиной перспективы и масштабом, ярким сопоставлением крупных человеческих фигур на переднем плане и грандиозных рукотворных сооружений. После начала Великой Отечественной войны Альперт работал военным фотокорреспондентом ТАСС и «Совинформбюр», выезжая на линию фронта и снимая уникальные фотографии в боевой обстановке.
Самой знаменитой фотографией мастера стал снимок «Комбат», на котором изображен советский воин, поднимающий бойцов в атаку. Это был образ героического воина-командира, который навсегда остался в истории советской документальной фотографии. Другое известно фото Макса Альперта – «По дорогам войны». На ней запечатлена колонна бредущих по зимней разбитой дороге беженцев. Как и в этой работе, так и во многих других, Альперт умел прекрасно находить нужный ракурс и «точку зрения» для того, чтобы фотография получилась эмоциональной и драматичной.
Среди американских военных фотокорреспондентов Второй мировой можно отметить Джо Розенталя, получившего Пулитцеровскую премию за свою знаменитую фотографию американских солдат, поднимающих флаг на горе Сурибати во время битвы за Иво Дзиму. Розенталь не был принят в армию по причине плохого зрения, но в качестве военного фотокорреспондента сопровождал американских морских пехотинцев на тихоокеанском театре военных действий.
Важную роль в создании знаменитой фотографии «Поднятие флага над Иво Дзимой» сыграл случай – Розенталь прибыл на вершину горы Сурибачи ровно в тот момент, когда лейтенант Шрейер готовился снять первый флаг. Он немного подождал, пока ему не показалась, что действие достигло своего апогея и нажал на кнопку спуска затвора. Эта фотография поднятия флага не была постановочной. Как отмечал сам Розенталь впоследствии: «Если бы я планировал этот кадр, я бы все испортил».
Своим собственным стилем военного репортажа отличался советский мастер фотоискусства Аркадий Шайхет. До Великой Отечественной войны его фотографии печатались в журналах «Советское фото», «Красная нива» и «Московский пролетарий». Он отлично справлялся с любыми репортажными темами. Для передачи размаха и масштабности социалистического строительства Шайхет использовал съемку с высокой точки – он забирался на крыши, деревья и колокольни.
На своих довоенных снимках он раскрывал стремительно меняющуюся Россию и явления социальной жизни. Здесь-то и выработался фирменный подчерк Шайхета с использованием панорамы, обзора, широкого размаха и масштаба. Навыки и опыт, полученные в мирное время, он умело использовал в тяжелые дни войны. Великую Отечественную войну Аркадий Шайхет прошел от начала до конца простым фронтовым корреспондентом.
Военные фотографии Шайхета отличаются невероятной скрупулезностью к деталям, встраиванием оптимальной композиции и умением выхватить самую суть момента. Одной из первых его фотографий военного времени стал кадр, запечатлевший испуганных женщин и детей на перроне станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги. Те фотографии, которые Шайхет делал на передовой, часто отличались применением одного подхода – укрупненное изображение главного героя, на лице которого запечатлены человеческие страдания, боль или героизм. Аркадий Шайхет сумел зафиксировать на фотопленку важнейшие эпизоды битвы под Москвой, Сталинград, Курскую дугу и ожесточенные сражения в Белоруссии.
Всех военных фотокорреспондентов, внесших свой вклад в документальное отражение событий Второй мировой войны, и не перечислить. Многие из них участвовали в боях наравне с солдатами. Согласно различным данным, несколько сотен кино- и фотокорреспондентов погибли в ходе Второй Мировой войны во время боевых действий, делая свою работу прямо под огнем противника.
Господа, великолепная статья, но следите за орфографией – Капа не священник, он не мог освЯщать события, он их освЕщал!
Вечная память
Хорошая статья к Дню Победы! Я бы обязательно вспомнил про Виктора Темина.
Спасибо огромное за приоткрытие завесы, скрывающей имена военных фотографов! Это настоящие герои того времени.
Спасибо за внимательность, исправили.