ДомойФотографияФотографыАркадий Шайхет - основоположник советского фоторепортажа

Аркадий Шайхет – основоположник советского фоторепортажа

Аркадий Самойлович Шайхет – один из выдающихся отечественных фотографов первой половины XX века. Его по праву называют основоположником советского фоторепортажа и фотоочерка. Снимки Аркадия Шайхета всегда отличаются оригинальным видением, эмоциональной окраской и глубокой энергетикой. Они являются сегодня своеобразной летописью жизни нашей страны в 20- 40-е годы прошлого столетия, представляя собой не только высокую художественную, но и историческую ценность. Аркадий Шайхет был настоящим «стахановцем» фотографического труда, полностью отдавая себя своему нелегкому ремеслу.

Он родился в 1898 году в городе Николаеве на юге России. Аркадий был четвертым ребенком в небогатой семье, поэтому так и не смог получить достойного образования. Окончив всего четыре класса общеобразовательной школы, он устроился подручным слесаря на местный судостроительный завод. Шайхет проработал там пять лет, после чего в стране разразилась настоящая буря – Первая мировая война, затем революция и гражданская война. Во время этих событий Аркадий уже был на фронте, где служил в духовом оркестре.

В 1922 году он вернулся в Москву и нашел работу ретушером в частном фотоателье «Рембрант», которое располагалось тогда на Сретенке. Здесь-то Аркадий Шайхет и заинтересовался по-настоящему фотографией. Переход от простого ретушера к занятию профессиональной фотографией произошел у Аркадия довольно случайно, о чем он впоследствии не раз вспоминал: «Может быть, так и протекала бы моя жизнь в задней комнатушке ателье за столом ретушера, если бы не случай. Один опытный журналист посоветовал мне перейти на фоторепортаж. Вооружившись универсальной камерой размером 9х12 с выдвижным мехом, я, полный молодого задора, приступил к работе. Первые мои снимки появились в популярной у москвичей «Рабочей газете». Для пробующего свои силы фоторепортера это было хорошим началом».

Снимки молодого, начинающего фотографа быстро привлекли к себе внимание, прежде всего, своей простотой и реализмом. Первая фотография Аркадия Шайхета была опубликована в «Рабочей газете», затем последовали предложения от изданий «Советское фото», «СССР на стройке» и «Наши достижения». Но настоящим прорывом в творческой судьбе Шайхета стало сотрудничество с журналом «Огонек», начавшееся в 1925 году.

Редакция этого журнала в то время даже обладала своим собственным самолетом для того, чтобы фотографы и корреспонденты могли успевать на различные мероприятия практически в любую точку страны.  Это позволило Аркадию, в частности, создать потрясающую летопись первых пятилеток в своих фоторепортажах. Например, он присутствовал на открытии Шатурской ГРЭС, где ему удалось сделать один из самых известных своих снимков – «Лампочку Ильича». Главными героями на снимках Шайхета чаще всего становились обычные люди – бойцы Красной армии, колхозники и спортсмены.

Он стал постоянным сотрудником журнала «Огонек», а его фотографии начали выставляться на различных мероприятиях. В 1928 году шестьдесят фоторабот Аркадия Шайхета были представлены публике и фото критикам на выставке «Советская фотография за 10 лет». А уже через три года Аркадий стал одним из участников знаменитой выставки «огоньковских» фотографов в Лондоне, которая удостоилась огромного количества положительных отзывов со стороны западных общественных деятелей и журналистов.

В 1935 году Шайхет вошел в число двадцати трех лучших отечественных фотографов, чьи работы были представлены на выставке «Мастера советского фотоискусства». На этой выставке зрители могли познакомиться с такими известными работами выдающегося советского фотографа, как «Лыжный поход красноармейцев», «Катки» или «Корабль степей».

Яркие фотографии Аркадия Шайхета помогают нам воссоздать художественный образ нашей страны в первой половине XX столетия, они прекрасно передают дух времени и тяготы жизни обычных людей. Одним из главных достоинств Шайхета как фотографа было умение установить контакт с людьми, расположить к себе главных героев будущего снимка, чтобы они были раскрепощены во время съемки.

Не секрет, что очень многие фотографии Аркадия Шайхета были постановочными. Но это была талантливая, тщательно продуманная режиссура. Шайхета отличала невероятная скрупулезность в работе, весь процесс съемки он планировал, выстраивая по возможности идеальную композицию кадра. Он любил выбирать верхние точки для ракурса фотографии, поэтому часто взбирался на крыши, ближайшие деревья и даже колокольни.

Сегодня, глядя на фотографии Шайхета с первомайских демонстраций, похорон Ленина, Пленума V конгресса Коминтерна, масштабных советских строек, мы получаем уникальную возможность очутиться в том неповторимом времени и оценить те процессы, которые происходили в обществе.

Талант к фоторепортажу Аркадия Шайхета по-настоящему раскрылся во время Великой Отечественной войны, которую он прошел от начала до конца фронтовым корреспондентом. На его фотоизображениях военного времени лица солдат, женщин и детей зачастую передаются крупно для того, чтобы зритель смог прочувствовать настоящие человеческие страдания  и волнения. Тревога, боль, страх, героизм, отвага – всю эту гамму чувств главных героев войны можно воочию наблюдать на снимках Шайхета.

Его фотографии печатались в «Фронтовой иллюстрации», «Правде», «Красной звезде» и «Комсомольской правде». Он участвовал в боях вместе с рядовыми красноармейцами под Москвой, Сталинградом, на Курской Дуге и при взятии Берлина. Под Кенигсбергом Шайхет вместе с шофером на редакционном грузовике сумел вывезти с поля боя пятнадцать раненых советских солдат, за что впоследствии был награжден орденом Красного Знамени. Во время Великой Отечественной войны ему удалось запечатлеть на своих снимках многих выдающихся полководцев и героев Советского союза.

После окончания войны Аркадий Шайхет продолжил сотрудничество с журналом «Огонек». Но напряженная работа и тяжелые военные годы подорвали его здоровье. В 1958 году Шайхету был вручен почетный диплом всесоюзной выставки «Фотоискусство СССР за 40 лет». А спустя год во время съемки для журнала «Юный техник» в Москве он скончался от сердечного приступа. Сегодня его фотоработы продолжают выставляться не только в нашей стране, но и за рубежом.

Источник: Fotokomok.ru

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ