ДомойФотографияФотографыМустафа Дедеоглу - особый взгляд фотографа-самоучки

Мустафа Дедеоглу – особый взгляд фотографа-самоучки

Что важней для фотографа – собственное видение или большой набор технических навыков? Есть ли шансы на внимание  публики у фотографа, который обладает весьма скромными техническими знаниями, но имеющий  собственный стиль и манеру исполнения? Может ли самоучка стать известным и уважаемым фотографом? На все эти вопросы в полной мере отвечает жизнь и творчество Мустафы Дедеоглу.

Турецкий фотограф Мустафа Дедеоглу (Mustafa Dedeoglu) начал свою творческую карьеру относительно недавно, в 2006 году, однако уже успел получить широкую известность в профессиональных кругах и даже провести несколько персональных выставок в России. Изначально фотография для молодого инженера из Турции была всего лишь хобби, любимым увлечением, но постепенно она стала настоящим ремеслом, которому Мустафа отдает частичку своей души. Дедеоглу фотографирует в своем родном Стамбуле и пытается создать своеобразную летопись мегаполиса через уличные зарисовки и портретные снимки.

В фотографии Мустафа Дедеоглу, по его собственным словам, старается запечатлеть частичку своего внутреннего мира. Для него основной целью является пробуждение различных чувств у зрителей, смотрящих на снимки улиц и жителей города. Он полагает, что как раз в этом фотография Запада и Востока резко отличаются между собой. Если западные профессионалы преимущественно сосредоточены на визуальных и эстетических моментах, то фотография, Востока сориентирована на человека и его личную историю.

Благодаря потрясающим черно-белым снимкам Мустафы Дедеоглу мы можем открыть для себя новые неизведанные образы современной Турции и восточный колорит. Его фотографии отражают, в первую очередь, собственную любовь автора к родному городу, передают своеобразное восприятие стамбульской жизни, наполненное  утонченным художественным вкусом. Он отмечает: «Я стараюсь делать карточки, которые так или иначе всякий раз будут отсылать к Стамбулу. Город, в котором я живу, играет важную роль в моей фотографии».

Творческий путь Дедеоглу резко отличается от большинства современных профессионалов, ведь он фактически является самоучкой, который занялся ремеслом независимого фотографа параллельно со своей основной профессией инженера. Он родился в стамбульской провинции в 1978 году в семье военного и после получения высшего технического образования стал работать инженером, переехав в город. Удивительно, но по-настоящему увлекся фотографией Дедеоглу только семь – восемь лет назад. При этом никаких профессиональных курсов он не заканчивал и не обучался техническим основам фотографии.

Более того, вопреки общераспространенному мнению, Мустафа не стал просматривать работы профессиональных фотографов и мастеров, чтобы ориентироваться на них. Его задачей было найти свой авторский, уникальный стиль. Поэтому он очень много снимал, пробуя самые разные вещи: «В начале своей карьеры я сделал огромное количество фотографий, они измерялись тысячами за день. И в течение многих месяцев я никому не показывал эти снимки: ни друзьям, ни в Интернете, – делая их только для себя. Я ни с кем не советовался, не читал книжки, не смотрел фотографии других авторов, чтобы не поддаваться их влиянию, не перенимать чужой стиль, но сформировать свой собственный. Некоторые в начале своей фотографической карьеры начинают смотреть фотографии других людей, пытаясь чему-то у них научиться. Я делал противоположное этому. Сначала я просто снимал то, что видел, не пытаясь выработать конкретный стиль. Впоследствии стиль начал формироваться сам – после огромной проделанной работы, после большого количества сделанных снимков».

С самого начала Дедеоглу попробовал себя в художественной стилистике, фотографируя на камеру живописные городские окрестности. После определенного периода времени он начал показывать свои работы близким друзьям и родным. И был удивлен, получив много положительных отзывов. Таким образом, близкие поддержали его занятие уличной фотографией и желание поделиться своими снимками с другими людьми. Поэтому вскоре Мустафа начал выкладывать снимки Стамбула во всемирную сеть, размещая их на сайте профессиональных турецких фотографов. Его работы сразу же привлекли к себе повышенное внимание аудитории, что добавило ему решительности и энтузиазма.

Дедеоглу – настоящий самоучка, проделавший путь к широкой известности своим собственным методом: исправляя ошибки,  проводя эксперименты, пробуя, анализируя. О начале своего творческого пути он говорит так: «Я обладал лишь основными знаниями в области техники и снял огромное количество фотографий, прежде чем научился делать более или менее хорошие снимки». В один прекрасный момент он все же решил познакомиться с творчеством знаменитых и успешных фотографов, посещая выставки и блуждая по глобальным форумам по фотографии. Это стало поворотным моментом в его творческой судьбе, поскольку он понял, что определяющим в фотографии является не техника, а композиция и содержание кадра, а также сама история снимка. Черно-белые фотографии Мустафы Дедеоглу довольно быстро стали появляться не только на специализированных сайтах по фотографии, но и печататься в стамбульских и зарубежных изданиях.

Первая его персональная выставка состоялась во Франции. Следующее выставочное мероприятие, представляющее работы турецкого фотографа, прошло уже в нашей стране. В 2011 году в Северной столице в рамках фотографического вернисажа «Мелодии и страсть Средиземноморья» публике было продемонстрировано около тридцати работ Мустафы Дедеоглу. Успех в художественной фотографии пришел к турецкому фотографу довольно быстро. И это при том, что он пришел в этот вид искусства совершенно из другой профессии, и далеко не в самом юном возрасте.

Мустафа Дедеоглу снимает на улицах Стамбула все, что его интересует. Хотя он снимал в самых разных жанрах фотографии, только уличная фотография стала для него приоритетной темой творчества. Стамбул – это невероятно колоритный город с великой историей: в нем прекрасно соседствуют друг с другом  архитектурные памятники  и современные постройки. Как принято говорить, Стамбул – город контрастов, в котором история и современность очень тесно переплетены. Это место, которое объединяет западную и восточную цивилизацию. Фотоснимки Дедеоглу являются отражением его собственного восприятия жизни и образа Стамбула, которое неизменно вызывает у зрителей самые разные эмоции.

Его фотоснимки имеют черно-белую цветовую гамму, что придает им особый шарм и обогащает самыми разнообразными эмоциями. Автор объясняет свой выбор в пользу монохромных фотоизображений тем, что они создают сильный драматический эффект. Мустафа Дедеоглу на улицах Стамбула фотографирует самых обыкновенных людей. При этом его случайные снимки повседневной городской жизни превращаются в настоящие шедевры со своей определенной историей. Так было, например, с фотографией «Сын», которая рассказывает зрителю о том, как сын в связи с тяжелым заболеванием своего отца в течение пяти лет носил его на своей спине. Все это отражено на эмоциональном снимке Дедеоглу.

Если посмотреть внимательно на многие работы турецкого фотографа, то можно заметить, что ракурсы, которые он зачастую использует при съемке, отличаются от классических. Таким образом, в каком-то смысле он игнорирует общепринятые правила фотографии. Однако это только идет на пользу самим фотографиям, позволяя тонко передавать настроение и внутренний мир автора.

Улицы Стамбула полны контрастов и неожиданных сюрпризов, что и позволяет Дедеоглу создавать что-то новое, притягательное  и интересное. Большинство его работ пронизаны атмосферой одиночества и меланхолии. Сам фотограф полагает, что «одиночество помогает, оно вдохновляет на работу, дает возможность сосредоточиться на процессе и, может быть, на чем-то еще. Процесс съемки и фотограф воплощают собой «одинокое взаимодействие». Прогуливаясь по своему родному городу, он предпочитает оставаться один на один со своим фотоаппаратом.  В качестве оборудования турецкий фотограф применяет два фотоаппарата Nikon – D800 и D700. Он также предпочитает пользоваться широкоугольной оптикой.

Отличительная особенность работ Мустафы Дедеоглу – это то, что центром композиции кадра всегда выступает человек. Практически всегда, он старается общаться с людьми, которых он снимает, чтобы установить определенный личный контакт. Ему хочется, чтобы герои его фотоснимков порадовались, увидев конечный результат.

Мустафа старается не снимать какие-либо неприятные или неловкие моменты из жизни людей на улицах Стамбула, а также избегает присутствия демонстративных человеческих чувств в кадре. Тем не менее, на его эмоциональных черно-белых снимках можно увидеть как счастливые события из жизни горожан, так и людей, чьи сердца наполнены печалью.

Дедеоглу так говорит о своем увлечении уличной фотографией: «Жизнь – на улице. Работа в студии не даёт таких фантастических моментов, которые можно запечатлеть на улице. Это меня привлекает и вызывает большой интерес. Люди на улице находятся в своём естественном состоянии, полагаю, что тем самым зрителю будет легче понять их сущность».

Избегая ярких и насыщенных цветом кадров, Мустафа Дедеоглу тонко передает особое настроение зрителям, позволяя им прочувствовать главное. Он умело играет со светом и тенью, что позволяет добиваться невероятных эффектов и по иному сохранять в кадре лучи солнца, хмурое серое небо или отражения в воде.

В 2013 году в Генеральном консульстве Турции в Казани прошла очередная фотовыставка работ Дедеоглу в нашей стране. Затем открылась персональная выставка автора и в Москве, знакомящая российских любителей фотографии с невероятно пестрой и эмоциональной жизнью современного Стамбула. Начинающим фотографам Мустафа Дедеоглу дает только один совет: «Снимайте как можно больше и как можно чаще и всегда носите камеру с собой. До тех пор пока вы сохраняете энтузиазм любителя, вы будете получать хорошие результаты».

Сайт фотографа: mustafadedeoglu.com

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ