ДомойФотографияФотографыЛиллиан Бассман – второе рождение в фотоискусстве

Лиллиан Бассман – второе рождение в фотоискусстве

Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) – это было известное имя в области модной фотографии 50 – 60-х годов. Но, постепенно разочаровавшись в фэшн-индустрии, Лиллиан фактически перестала заниматься фотографией и выбросила большую часть своих негативов. Надо же было такому случиться, что спустя многие годы в старом сарае неожиданно обнаружилась коробка с негативами. Эта коробка стала своеобразным ремейком из прошлого. Старые негативы Лиллиан Бассман принесли ей мировую известность и всеобщее признание.  Бассман – это фотограф-самоучка, которая, по ее собственному утверждению, пыталась «избавиться от тяжести в фотографии».

Все фотографии Лиллиан Бассман выполнены в одном и том же, очень узнаваемом стиле. Это немного смазанные черно-белые изображения, которые напоминают живописные полотна. Именно поэтому критики единодушно отнесли работы женщины-фотографа к стилю абстрактного экспрессионизма, столь необычному для современной фотографии.

Лиллиан Бассман родилась в семье эмигрантов из России в Бруклине в 1917 году. Еще в юности она вышла замуж за Поля Химмеля, который также был фотографом. С ним, к слову сказать, Лиллиан счастливо прожила в браке более семидесяти лет.

В молодости Бассман перепробовала самые разнообразные занятия – она работала моделью, позируя для таких известных художников, как Джозеф Стелла и братья Сойер. Занималась дизайном тканей.  О занятиях фотографией Лиллиан еще тогда не помышляла. Пока, в  1939 году молодая девушка не поступила в Прет-институт в Бруклине. Именно там она впоследствии познакомилась со знаменитым Алексеем Бродовичем, являвшимся на ту пору одним из самых влиятельных людей в мире дизайна и модной фотографии.

В 1946 году Бассман под влиянием своего мужа начала делать свои первые фотографии, которые сама же печатала. Уже тогда она задумалась над собственной техникой получения фотоизображений, которая бы
обеспечивала создание очень мягких, необычных фотографий.

Благодаря знакомству с Бродовичем ее снимки уже в 1947 году начинают публиковаться  в Harper’sBazaar, первом американском журнале о моде. Надо сказать, что Алексей Бродович, являвшийся арт-директором Harper’sBazaar, сумел открыть миру талант многих замечательных фотографов, в том числе, например, Ричарда Аведона и Ирвина Пенна. Можно сказать, что он раскрыл   и Лиллиан Бассман.

На творчество Лиллиан значительное влияние оказала пикториальная фотография. Недаром ее черно-белые работы отличались таким живописным, изобразительным характером. Она много времени уделяла обработке своих снимков уже после их проявления, чтобы «создать образ, отличающийся от того, который находился перед камерой». В 40 – 50-е годы Бродович буквально требовал от своих подопечных, чтобы они максимально уходили от конкретики. По его мнению, фотографы должны были создавать только образы и определенное настроение. Лиллиан Бассман, безусловно, прислушивалась к советам опытного педагога.

На страницах Harper’s Bazaar и других изданий появлялись ее монохромные снимки, очень похожие на графику или живопись. Они обладали собственной аурой, чувственностью и эмоциональным настроением, отражающим мир моды того времени. Чтобы уйти от конкретики и создать нежные образы, Лиллиан не только проводила различные эксперименты с обработкой негативов, но и пыталась снимать вне фокуса, на длинных выдержках. В результате, ее снимки не документально отражали моду и не рассказывали об одежде, а передавали зрителю неопределенную, притягательную атмосферу.

С конца 40-х до середины 60-х годов черно-белые фотографии Лиллиан Бассман регулярно появлялись на страницах американского журнала Harper’sBazaar. Она превратилась во влиятельного фэшн-фотографа, на авторском, неподражаемом стиле которого выросло следующее поколение талантливых фотографов, включая небезызвестных Арнольда Ньюмана и Роберта Франка.

Лиллиан снимала на черно-белую пленку преимущественно своих подруг, превращая обычные модные фотографии в настоящие психологические портреты. Между прочим, именно Лиллиан Бассман стала одним из первых фотографов, кто обнажила своих моделей до белья. Для того времени это был очень смелый и дерзкий шаг. Ее карьера и творчество были на подъеме, пока в начале 70-х годов она разочаровалась в модной фотографии.

Бассман к сожалению осознала, что фешн-фотография превратилась в потоковое искусство. Кроме того, в интервью Times она так прокомментировала свое решение уйти из индустрии моды: «Я перестала быть звездой. Модель становилась известной. Парикмахер и визажист становились известными. Они забирали у меня славу, а я была в стороне от всего этого. Мне стало скучно». Ей нравилось подолгу болтать с моделью, настраивая ее на съемку, самостоятельно работать над образом и прической.

Затем начался конвейер. В 60-е же годы модная фотография превратилась в настоящую индустрию, когда фотографу на съемку отводилось всего пара часов, над образом модели работали визажисты и парикмахеры, а снимать ей приходилось, главным образом, шестнадцатилетних девочек, облаченных в роскошные, немыслимые наряды. Фэшн-фотография перестала быть для Лиллиан Бассман творчеством и поэтому в начале 70-х годов она покинула мир моды.

 Тем не менее, после того, как Лиллиан удалилась от работы в индустрии моды, она продолжала снимать свои абстрактные, психологические портреты уже не для модных журналов, а для себя. Старые негативы, оставшиеся после многочисленных коммерческих фотосъемок, она решила выбросить, поскольку в ее доме уже не хватало места для их хранения.

В 80-е годы вместо фотографии Бассман занялась пошивом одежды и открыла дизайнерский бутик, пользовавшийся большой популярностью. Свои старые фотографии долгое время она считала утраченными. И как раз тут началось самое интересное. Те самые коробки с негативами, которые, как ей казалось, она когда-то выбросила на улицу, вдруг в начале  90-х годов обнаружились в угольном сарае. Лиллиан решила их разобрать и напечатать свои старые негативы заново.

С помощью специальной обработки при печати она добилась того, что ее образные, черно-белые снимки стали еще более контрастными.  Успех к Лиллиан Бассман пришел незамедлительно. В 1992 году в Нью-Йорке прошла ее персональная выставка фотографий, напечатанных со старых негативов. Она удостаивается многочисленных наград и вновь возвращается в мир моды.

Фотографии Бассман, сделанные много десятилетий назад в рекламных целях, сегодня обрели какое-то новое содержание, новую художественную ценность. Прежде всего, из своей коробки Лиллиан достала ту самую забытую эстетику 50 – 60-х годов, которой так не хватает в современной фотографии. Глядя на эти черно-белые, абстрактные снимки, мы словно смотрим кинохронику и попадаем в параллельную реальность.

Авторский стиль Лиллиан Бассман, который принес ей мировую известность – это размытые образы и очертания предметов, ускользающие и уплывающие из кадра лица моделей, непередаваемая атмосфера каждого снимка. Добиться всего этого ей позволила очень кропотливая работа над негативами и тонкое владение техникой. Монохромные фотоизображения Лиллиан Бассман – это чувственность, нежность, возвышенность, хрупкость и одухотворенность.

Она очень любила снимать на черно-белую пленку и объясняла это просто: «В черно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, – я не знаю, как это описать.  Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи – в черно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне черно-белые фотографии».

Так почтенная, восьмидесятилетняя женщина вновь стала получать заказы от престижных глянцевых журналов. Верная своему собственному стилю, она всегда пыталась сделать рекламную фотографию искусством. В последние годы своей жизни Лиллиан Бассман изучала основы компьютерной обработки фотоизображений в Photoshop’е и экспериментировала с цифровыми технологиями.

К сожалению, в 2009 году умер ее муж, фотограф Пол Химмель. А в феврале 2012 года, в возрасте 94 лет у себя дома на Манхэттене скончалась и Лиллиан Бассман.

По словам главного редактора журнала Harper’sBazaar Гленды Бейли, Лиллиан «изменила историю моды, изменила фотографию и изменила наш взгляд на женщину… Она была первопроходцем, видела новые направления, и ее работы были необычайно сильными».

Подробнее о фотоработах “Staley-Wise Gallery

Источник: Фотокомок.ру

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ