ДомойФотографияФотографыГьен Мили - мастер техники мгновенной фотографии

Гьен Мили – мастер техники мгновенной фотографии

Албанский фотограф Гьен Мили (Gjon Mili) в середине XX столетия входил в десятку лучших фотографов мира по версии авторитетного американского журнала «Popular Photography». Его имя упоминалось среди прочих великих и талантливых фотографов современности, фамилии которых на слуху у каждого человека, кто, так или иначе увлекается фотографией. Но в силу разных обстоятельств Гьен Мили был несправедливо забыт во второй половине прошлого века и только в новом тысячелетии к творчеству и фотоработам этого, безусловно, выдающегося мастера снова возник огромный интерес.

В эпоху цифровой фотографии уже мало кого можно удивить снимками события, которое длится всего считанные доли секунды. Однако в первой половине прошлого столетия о такой возможности можно было только мечтать. Гьен Мили – один из первых, кто подарил миру удивительную красоту мгновенной фотографии. Незаслуженно забытый современниками фотохудожник увлеченно работал в этом стиле, используя специальные стробоскопические вспышки.

О детских и юношеских годах Гьена Мили общественности, к сожалению, известно не так много. Все что мы знаем – это то, что он родился в 1904 году в Албании, а позже его семья переехала в Румынию. Сложно сказать, к какому периоду времени относится его первое знакомство с фотографией и когда у него появилась первая фотокамера. Еще в молодом возрасте Мили эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, где начал учиться отнюдь не в искусствоведческом учебном заведении, а в Массачусетском технологическом институте на факультете электротехники. Известно, что путь к славе талантливого фотографа Мили начал только в конце 30-х годов, когда его снимки стали появляться на страницах иллюстрированного журнала «Life».

Одно из наиболее важных событий в жизни Гьена Мили, которое повлияло на всю его дальнейшую творческую судьбу, стало знакомство в 1937 году с профессором и легендарным изобретателем Гарольдом Юджином Эдгертоном, работавшем в то время в Массачусетском технологическом институте. Именно последний разработал технику, так называемой, мгновенной фотографии, предполагающей использование при фотосъемке специального прибора, предназначенного для производства быстро повторяющихся световых импульсов – стробоскопа. С помощью этого прибора впервые можно было получить уникальные фотоработы с выдержкой одна стотысячная секунды, которые открывали окружающий мир с доселе неизвестной для человека стороны. Такие фотографии Эдгертона, как «Капля молока», «Пуля, прорезающая карту» и другие, сделанные подобным образом, буквально потрясли научный мир и вызвали огромный интерес.

Впрочем, сам Эдгертон рассматривал разработанную им технику мгновенной фотографии только сугубо с научной стороны. Он совершенно не хотел быть фотохудожником и не интересовался фотографическим искусством, его любимой стихией все-таки являлась наука. «Не надо делать из меня художника. Меня интересуют факты. Только факты»- не раз говорил он. В результате, Гьен Мили стал как раз тем человеком, кто на практике применил технические разработки Эдгертона, адаптировав их и преобразовав в форму фотографического искусства.

Впоследствии Мили писал: «Моему поколению повезло жить в то время, когда фотография развивалась очень быстро, заставляя нас постоянно экспериментировать и искать новые подходы». Он попытался развить технические наработки изобретателя для создания художественных снимков в стиле «Остановись, мгновенье!», на которых те или иные объекты запечатлены в застывшем «замороженном» виде. И надо сказать, что это удалось ему с блеском. Практически с ходу Гьен Мили стал одним из самых известных фотографов Америки благодаря своим завораживающим снимкам остановленных в одном кадре мгновений.

Во время съемки албанский фотограф использовал стробоскопическую вспышку, которая позволяла ему устанавливать длительную выдержку равную одной стотысячной секунды. Его работы в стиле мгновенной фотографии – это гармоничный симбиоз технического совершенства и высокой эстетики. Именно Гьен Мили показал миру всю красоту и волшебство остановленного движения. В стиле мгновенной фотографии он снимал самые разнообразные сюжеты, но особое внимание уделял фотографированию танцев. Многие технические приемы, используемые албанским мастером, были доступны и другим фотографам того времени, но только он сумел добиться столь впечатляющих результатов, поскольку прекрасно совмещал техническую составляющую фотографии с творческими экспериментами.

Гьен Мили был разносторонним человеком и увлекался не только фотографией, но и музыкой, и кино. Он был вхож в среду творческих людей своего времени – художников, музыкантов, искусствоведов и профессиональных танцоров. В 1945 году Мили выпустил собственный кинофильм под названием «Jammin’ theBlues», который был посвящен музыкантам и джазменам 30 – 40-х годов. Кстати, сам мастер фотографии довольно прилично играл на гобое. Фильм «Jammin’ theBlues» был номинирован на премию Оскар.

Спустя какое-то время после выхода своей кинокартины Гьен Мили отошел от мгновенной фотографии. Он признавался: «Стробоскоп надоел мне за десятилетие – я выжал из него все что мог и не хотел повторяться». Ему казалось, что продолжая использовать стробоскоп он будет повторяться, что ниже его достоинства фотохудожника. Мили продолжил снимать на свою камеру, но уже в других жанрах – в фотожурналистике, портретной съемке и спортивной фотографии. Многолетняя работа со стробоскопом научила его предельно внимательно относиться к работе с выдержкой и другими техническими составляющими фотографии, поэтому снимки получались весьма удачными.

В 50 – 60-е годы фотографии Мили печатаются в журнале «Life» и других престижных изданиях. В этот период он даже сумел в течение короткого времени поработать ассистентом у известного фотохудожника Эдварда Уэстона, после чего вновь взялся за самостоятельное творчество. Ему выпадает возможность фотографировать на камеру многих знаменитостей, включая Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Фрэнка Синатру и Артура Рубинштейна. В 1960 году вышла в свет книга «Магия оперы» («The Magic of Opera») с его фотоработамии текстом Мэри Эллис. А спустя десять лет была издана еще одна книга «Третье измерение Пикассо» («Picasso’s Third Dimension»), посвященная выдающемуся художнику. Книга имела огромный успех не только благодаря острому интересу публики к главному герою повествования, но и прекрасным иллюстрациям, выполненным албанским фотохудожником. Это иллюстрированное издание, по мнению многих критиков, стало своеобразной вершиной творчества Гьена Мили и, вдобавок, фактически породило новое направление в фотографии – фризлайт.

Фризлайт (от английских слов freeze – замерзать и light – свет) – это не что иное, как рисование светом при фотосъемке посредством использования длительной выдержки. Многим кажется, что техника рисования светом появилась только в эпоху цифровой фотографии. В действительности же одним из первых, кто показал всю красоту применения подобной техники, в которой свет выступает главной художественной ценностью, был Гьен Мили. Как известно, техника рисования светом предполагает проведение фотосъемки в затемненном помещении с установленным на штатив фотоаппаратом.

В настройках камеры устанавливается длительная выдержка – чем больше значение выдержки, тем больше времени будет у фотографа для рисования светом. В качестве инструментов для рисования используют фонарики, люминесцентные лампы или лазерные указки. С их помощью в пространстве рисуют различные геометрические фигуры, узоры, линии и рисунки. В результате, получаются удивительно красивые фотоработы, от которых буквально захватывает дух.

Сегодня мы прекрасно знаем об особенностях и преимуществах подобной съемки, но в эпоху пленочной фотографии работать в такой технике съемки было под силу только настоящему экспериментатору. В 1949 году Гьен Мили приехал в мастерскую к своему другу, знаменитом художнику Пабло Пикассо. Он рассказал Пикассо о своих экспериментах в фотографии, когда он закреплял небольшие фонарики на ботинках конькобежцев, вследствие чего на фотографиях получались следы, буквально висящие в пространстве. Увидев смелые фото своего друга, художник впоследствии также решил попробовать себя в этом направлении. Некоторые из фотографий Мили в стиле фризлайт нашли свое место в книге «Третье измерение Пикассо».

50 – 60-е годы XX столетия ознаменовались для фотохудожника из Албании пиком интереса к его фотоработам и огромной популярностью. После чего его имя вдруг постепенно начало уходить в тень. Фотографии Гьена Мили все реже появляются на страницах журналов. В 1980 году была издана его книга «Гьен Мили: Фотографии и воспоминания» («Gjon Mili: Photographs and Recollections»), однако, она осталась практически незамеченной. И так совершенно неожиданно об одном из лучших фотографов современности начали забывать. 14 февраля 1984 года Гьен Мили умирает в полном забвении и даже его смерть не находит никакого отклика в фотографической среде. Это было крайне несправедливо и странно, особенно учитывая известность тех выдающихся фотографов XX века, с которыми его ставили в один ряд.

И лишь на заре нового тысячелетия о невероятно талантливом мастере мгновенной фотографии вспомнили, интерес общественности к его работам и творчеству начал расти. Возможно, этому способствовал общий всплеск к фотоискусству благодаря развитию цифровой фотографии, когда искусство фотографии стало доступно более широкой аудитории. Как бы то ни было, сегодня в родной стране Мили, в Албании ежегодно вручается премия его имени, а в Массачусетском технологическом институте в Соединенных Штатах проводится фотоконкурс, названный в честь Гарольда Юджина Эдгертона и Гьена Мили. Яркие и оригинальные фотоработы Мили стали появляться в различных сборниках и печатных изданиях, демонстрироваться на выставках по всему миру. Теперь они доступны и в сети Интернет. Остается надеяться, что некогда незаслуженно забытый фотохудожник снова обретет причитающуюся ему по праву славу и уважение.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ