Тени и свет в фотографии – одни из главных визуальных средств фотографа при построении композиции кадра. Поэтому очень важным является понимание того, как правильно соединить их в кадре, в соответствии с определенным художественным замыслом.
В искусстве композиции важную роль играет не только освещенная часть кадра, но и тени, которые во многих случаях определяют смысл и содержание фотографии. Сильные в эмоциональном плане фотографии очень сложно создать без навыков правильной компоновки и контроля тени. Тени помогают воссоздать историю снимаемого сюжета, улучшить восприятие и визуальную силу фотографии. Часто они бывают настолько интересными, что могут «затмить» главный снимаемый объект.
Сконцентрировав внимание на тени, можно создать красивые композиции, полные контраста, объема и минималистской простоты. Снимаемый объект и его тень будут усиливать друг друга. Иногда фотографы полностью исключить из кадра снимаемый объект и фотографируют только оригинальные тени, отбрасываемые объектом.
Какие бывают тени в фотографии
Тени в фотографии определяются характером освещения – рассеянный или жесткий, рисующий или заполняющий, боковой или нижний свет. В фотографии принято выделять собственно тень, а также полутень и рефлекс. Под тенью понимают неосвещенные или слабо освещенные участки объекта. Полутень – это слабая тень, которая образуется, когда объект освещен сразу несколькими источниками света, либо она возникает на поверхности, обращенной к источнику света под небольшим углом. Что касается рефлекса, то это небольшое светлое пятно в области тени, образуемое лучами света, отраженными от близко лежащих объектов.
Не нужно упрощать думая, что тень на фотографии – это просто неосвещенный участки изображения. На самом деле тени могут передать зрителю достаточно много информации. Например, по падающим теням на снимке можно определить время суток, погоду (солнечно, туман, облачно), откуда падает свет на объект съемки. Тень добавляет объем предмету в кадре, делает его более реалистичным и жизненным. Умение правильно использовать тени позволяет фотографу добавить фотографии эмоциональности (таинственности, драмы), день превратить в ночь.
Один из любимых приемов фотографов при работе с тенью – создание темных силуэтов на светлом фоне (используется подсветка объекта съемки сзади). Силуэты на фотографии выглядят очень эффектно, придают объекту форму и создают определенное настроение снимка. Тени могут иметь и более сложный характер, чем просто темный силуэт. Они могут представлять собой витиеватые линии, контрастирующие по отношению к ярким цветовым и освещенным участкам изображения. С помощью создания таких необычных теней можно, в частности, соединить воедино разрозненные части фотографии и придать ей композиционную завершенность.
Лучше всего на фотографиях воспринимаются тени с простыми и резкими очертаниями, которые создают интересные графические эффекты, такие как тени цветов, различных геометрических фигур или людей.
Тени можно использовать так же, как и любые другие композиционные приемы: как, например, ведущие линии, узоры или изогнутые линии, которые направляют взгляд вглубь сцены.
Как фотографировать тени
Если переключить фотоаппарат в автоматический режим съемки и попытаться сфотографировать тень, скорее всего она получится слишком светлой. Камера будет пытаться получить сбалансированное изображение с четкими деталями. Фотографирование теней является как раз тем случаем, когда надо получить контрастное изображение только теней, а не всего изображения.
Существует несколько способов получения четких и контрастных теней:
Использование экспокоррекции. Если тени в кадре получаются слишком светлыми, а сам кадр слишком ярким, достаточно ввести компенсацию экспозиции (EV). Уменьшение значения экспокоррекции позволит получить более глубокие тени.
Блокировка экспозиции. Практически все современные фотокамеры имеют функцию блокировки экспозиции. Используя блокировку экспозиции, вы можете захватить в кадр ту частью снимаемой сцены, которая находится не в тени или участок с хорошо освещенными средними тонами – и дать возможность камере автоматически рассчитать экспозицию для него.
Затем нажав на фотокамере кнопку AE-L (блокировка автоматической экспозиции) зафиксировать это значение. После этого можно сделать перекомпоновку сюжета, включив в снимаемое пространство тень. При этом фотокамера не будет пересчитывать экспозицию для нового сюжета. Таким образом, получится кадр с хорошо проэкспонированными светлыми участками и глубокими тенями.
Использование брекетинга. При переключении фотокамеры в режим брекетинга будет производится съемка нескольких кадров подряд с различной экспозицией. Наиболее простой вариант, сделать три кадра с различной экспозицией. Например, один снимок с экспозицией, которую определит фотокамера, другой недоэкспонированный на одну ступень, третий переэкспонированный на одну ступень. Если брекетинга в камере нет, весь процесс можно сделать с помощью изменения настроек в ручном режиме, либо съемкой нескольких кадров с различными значениями экспокоррекции.