Цвет – инструмент не только художника, но и фотографа. Цветовая гамма, при грамотном использовании в фотографии, может по-новому показать привычные вещи и многократно усилить эмоции, получаемые зрителем при знакомстве с фото. А можно, наоборот, окончательно испортить снимок. Поэтому для каждого фотографа так важно обращать внимание на базовые моменты, связанные с цветовой гаммой. Вместе с экспертами Nikon, напоминаем вам о них.

Продумывайте сочетания цветов

Важно ещё перед началом съёмок определиться с цветовой гаммой. Продумать локацию, оговорить с моделью одежду и реквизит. А при обработке фотографии – уделить особое внимание цветовым акцентам. На этой стадии можно убрать лишние цвета, скорректировать насыщенность и глубину оттенков. Как и художники, фотографы ориентируются по цветовому кругу, с помощью которого можно оценить сочетаемость цветов и оттенков.

Работа с цветовой гаммой для создания впечатляющих снимков
Амбассадор Nikon Артём Виндриевский, снято на Nikon Z 6 Объектив – AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED

Среди ключевых комбинаций: монохромная (цвета одинаковы и отличаются только яркостью и насыщенностью), цветовая (на одном снимке три соседних цвета из круга), комплементарная (два противоположных цвета из круга), расщеплённое комплементарное (два соседних и один противоположный цвета из круга), а также триада (три равноудалённых цвета из круга).

Спектр цветов - Цветовая гамма в фотографии
Спектр цветов

Иногда фотографы используют больше цветов, однако для снимков такое многообразие не всегда подходит. Ведь, чаще всего, здесь работает правило «чем меньше, тем лучше». В противном случае зритель не сможет сразу понять, на что обращать внимание, и цветовой акцент будет потерян.

Цветовая гамма в фотографии – используйте цвета вместо слов

Цвет – идеальный инструмент для передачи настроения и атмосферы снимка. И фотографам стоит этим пользоваться. Так, светло-синяя палитра отлично подойдёт для зимних фотосессий – она передаёт холод, мороз и ветер. Кроме того, холодные оттенки цветов могут символизировать умиротворение и спокойствие. Яркие же, наоборот, дарят зрителю ощущение тепла и отлично подходят для живых, энергичных снимков – например, летних или весенних. Поэтому, продумывая фотосессию, не забывайте о цветовой гамме и используйте её, чтобы сделать снимки атмосфернее и интереснее.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D800Объектив – AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D800 Объектив – AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED
Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз, снято на Nikon D850Объектив – AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз, снято на Nikon D850 Объектив – AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED

Не игнорируйте обстоятельства

Правильно подобранная цветовая гамма в фотографии может показать привычные вещи в новом свете. Главные помощники в этом – разные сезоны, время суток и погодные условия. Закат, рассвет, дождь, туман, снежная и песочная бури, молнии могут преобразить снимки и сделать их уникальными в плане цветовой гаммы. Порой кадры наполняются настолько необычными оттенками и полутонами, что локация съёмки меняется до неузнаваемости.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D800Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D800 Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7 Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Необычный эффект может получиться, если сочетать погодные условия и искусственное освещение разных цветов. Такой приём позволит наполнить кадры новым смыслом – например, когда используются цвета и оттенки, связанные с определёнными эмоциональными состояниями. Тогда зрители ярче воспримут то, что вы хотели сказать своими фотографиями.

Добавьте пятно цвета

Если вам нужно на снимке сделать акцент на каком-то предмете, то лучше всего подойдёт фон скромной цветовой гаммы – в противном случае акцента не получится. Интересно смотрятся фотографии, где на тусклом фоне выделяется какое-либо яркое пятно. На снимке амбассадора Nikon Даниила Коржонова это японский зонтик. Кадр сделан на фотокамеру Nikon Z 7 – её байонет пропускает больше света, поэтому цвета получаются ещё насыщеннее и глубже.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7Объектив – NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7 Объектив – NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z 7 Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Симметрия фотографии нарушается ярким зонтиком, привлекающим к себе внимание, при этом сохранён баланс между фоновыми цветами – они скромные, тусклые и не перебивают собой объект.

Убедитесь, что цвет нужен

Несмотря на то, что с помощью цветов можно подчёркивать детали снимка и передавать его настроение, они не всегда бывают к месту. На некоторых кадрах цвета бывают лишними, а иногда они и вовсе мешают восприятию происходящего и затягивают в своеобразный визуальный хаос. Тогда от цвета стоит избавиться, сделав кадр чёрно-белым.

Амбассадор Nikon Артём Виндриевский, снято на Nikon D5Объектив – AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED
Амбассадор Nikon Артём Виндриевский, снято на Nikon D5 Объектив – AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED
Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз, снято на Nikon D810Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/2D
Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз, снято на Nikon D810 Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/2D

Чаще всего для одного кадра достаточно двух или трёх оттенков, которые относятся к одной цветовой гамме и сочетающихся между собой. Остальные же элементы лучше сделать блёклыми и ненасыщенными или вовсе ахроматическими. Так вы сможете правильно расставить цветовые акценты. Поэтому так популярна техника обработки, когда снимок искусственно обесцвечивается – за исключением одной-единственной детали. Несмотря на возможную грубость перехода, обычно кадры получаются впечатляющими.

Общие советы по работе с цветом

Когда дело доходит до обработки цветных кадров, лучше не пытаться добиться чересчур выразительного цвета с помощью искусственных инструментов. Прибегая к таким способам вы, скорее всего, упустите нюансы цветовых оттенков и потеряете тонкие переходы, получив взамен неестественные, почти кислотные цвета. Такие кадры чаще всего сложно рассматривать долго – они кратковременно привлекают внимание, а после – отталкивают излишней ненатуральностью красок.

Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин, снято на Nikon D5Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин, снято на Nikon D5 Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Выразительные цвета можно получить другим путём – например, с помощью техники недоэкспонирования кадра. При этом стоит учитывать, что последующая конвертация файла в другой цветовой профиль повлияет не только на насыщенность цветов, но и сделает сам снимок темнее. Поэтому для качественного конвертирования требуются дополнительные корректировки кадра.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь