ДомойФотографияФототеорияСтандартные варианты построения световых схем

Стандартные варианты построения световых схем

Как уже не раз отмечалось, свет является главным инструментом и основным выразительным средством фотографа. От того, насколько умело и грамотно фотограф может управлять световым потоком, во многом зависит качество и выразительность его изображений. Таким образом, построение оптимальной световой схемы является одной из главных задач фотографа при студийной съемке, позволяя ему по-разному интерпретировать образ снимаемого объекта или модели и расставлять авторские акценты.

Перед тем, как начать собственные эксперименты со студийным светом, следует освоить стандартные и наиболее часто использующиеся световые схемы.

Свет в фотографии играет важную роль для того, чтобы подчеркнуть достоинства модели, скрыть недостатки, создать необходимый объем или глубину изображения, а также передать нужное настроение снимка. Постановка световой схемы практически всегда начинается с выбора типа рисующего источника освещения (Кey light), который обеспечит формирование основного светотеневого рисунка. Его мощность, как правило, в два-три раза выше всех остальных источников освещения.

Помимо рисующего света, в классических студийных схемах не обойтись без заполняющего света (Full light), задача которого состоит в том, чтобы сделать тени менее глубокими. Источник заполняющего света обычно располагают либо фронтально, либо рядом с камерой. Заполняющий свет помогает заполнить теневые участки объекта съемки или всей композиции. Фоновый свет (Back light) позволяет отделить модель или объект съемки от заднего плана, а также придать глубину и объем фотографии.

Источники жесткого света равномерно освещают фон, а разнообразные насадки и цветные фильтры позволяют получить необходимую окраску заднего плана. Наконец, в световых студийных схемах также применяется контровый свет (Accent light), который дает возможность подчеркнуть фигуру, общий силуэт модели или отдельные детали. Постановка студийного света предполагает расположение контрового источника света за спиной модели или снимаемого объекта.

Рассмотрим стандартные световые схемы с использованием этих типов освещения. Первая схема называется «классической», она является очень простой и часто применяется в портретной съемке. В классической схеме рисующий источник света располагают немного за фронтальной осью лица модели, на высоте примерно два метра от пола. Сама модель сажается под углом в 45 градусов к оси объектива фотокамеры.

При установке рисующего света главная задача заключается в том, чтобы найти наиболее подходящую светотень на лице портретируемого. Заполняющий свет, в свою очередь, находится за камерой, и на одной оси с ней. Он должен сгладить полученное достаточно грубое разделение света и тени. Можно также установить источник света для фона. Здесь главное – четко выдерживать направление света на задний план.

Возможны и отклонения от этой классической схемы, например, заполняющий источник света может быть смещен в сторону. Правда, при этом важно убедиться в том, что при подобных смещениях не возникало каких-либо двойных теней.

Другая распространенная световая схема – так называемая «голливудская» или «гламурный свет». Сначала устанавливается рисующий источник света над камерой, либо максимально близко к оси камеры, но чуть-чуть выше уровня глаз модели. Необходимо получить мягкий, «женственный» рисующий свет, который будет направлен прямо на лицо модели, что позволит максимально «идеализировать» ее кожу. Затем направляется отдельный свет на задний план.

Такая световая схема часто используется в современной телевизионной и печатной рекламе. Можно также подвесить один источник света над осью камеры так, чтобы он светил сверху на лицо модели под углом примерно 45 градусов, а второй разместить ниже оси камеры, чтобы он снизу светил на лицо модели под все тем же углом в 45 градусов. Получается интересная световая схема, создающая оригинальный эффект лица и тела модели.

Следующая стандартная световая схема – «High key» или «Высокий ключ». Она предполагает получение изображения в светлой тональности. Для реализации такой световой схемы устанавливают пару источников света сзади, по обе стороны от модели, а также располагают основной источник света максимально близко к оси камеры, на уровне или чуть выше ее. При этом нужно следить за тем, чтобы падающий свет на фоне был примерно на одну – две ступени экспозиции выше, чем свет, падающий на модель. Для этого можно измерить падающий свет у лица модели и у фона с помощью флэшметра или экспонометра. В результате, должен получиться снимок в приятной, светлой тональности, обычной вызывающий исключительно положительные эмоции.

Можно использовать и другие световые схемы. Например, разделенный свет, когда основной, рисующий свет устанавливают на уровне носа, а источник заполняющего света поднимают или сдвигают ближе к самой камере. Это позволяет скрыть любые недостатки модели, осветив только одну часть ее лица. С помощью профильной схемы освещения можно создать эффектное освещение контура модели или объекта. Для этого используют рисующий свет, который помещают позади снимаемого объекта.

Начинать эксперименты со световыми схемами в студии лучше всего с двух источников. Поскольку научившись грамотно обращаться с двумя источниками света, например, рисующим и заполняющим, можно уже с легкостью перейти к осуществлению съемок с двумя или тремя источниками освещения. Изменяя силу, направление и качество света можно трактовать образ модели совершенно по-разному, имитируя естественное освещение и создавая подходящее настроение снимка.

Источник: Фотокомок.ру

Предыдущая статья
Следующая статья
1 КОММЕНТАРИЙ
  1. Добрый день!
    Мне нравится как вы развернуто и просто раскрываете ту или иную тему. Регулярно пользуюсь Вашими статьями для совершенствования.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ