Пауль Вольфф (Paul Wolff) один из первых профессиональных немецких фотографов. Его творчество, а так же опубликованная им книга под названием «Мой опыт с Лейкой» способствовали популяризации 35-миллиметрового формата в фотографии. Книга этого «пионера» камеры Leica стала международным бестселлером и впоследствии была переведена на многие языки.
Будущий немецкий фотограф родился 19 февраля 1887 года в Мюлузе, и его профессиональная карьера поначалу никак не была связана с фотографией. Впрочем, еще в возрасте двенадцати лет Пауль Вольфф всерьез заинтересовался фотографией. Уже будучи подростком, он сделал несколько снимков природы, которые были опубликованы в журнале Kosmos. Однако в те далекие времена казалось, что фотография может быть только увлечением, а не средством заработка, поэтому молодой человек начал изучать медицину. Сначала в Страсбурге, а затем и в Мюнхене.
Параллельно с учебой Вольфф не оставлял свое любимое увлечение, и в 1912 году на свет появилась его первая коллекция фотографий Alt-Stra?burg. Это была серия фотографий-зарисовок о любимом им городе Страсбурге. Спустя год он получает диплом доктора медицины и начинает работать врачом. Во время Первой мировой войны Пауль Вольфф оказывал медицинскую помощь на фронте. После окончания войны в Эльзасе, оставшимся подконтрольным французским властям, ему запретили заниматься врачебной деятельностью.
В конце концов, Вольфф был вынужден уехать во Франкфурт-на-Майне, где он работал в лаборатории одной из коммерческих компаний. Однако в этот момент фотография уже стала для него главным предметом интереса и жизни. Он вновь создал коллекцию фотографий, посвященных городу – на этот раз Франкфурту. За этот проект в 1926 году Пауль получил приз на выставке во Франкфурте – камеру Leica, которая станет впоследствии легендарной маркой.
Пауль Вольфф стал одним из первых немецких фотографов, кто начал работать с узким 35-миллиметровым форматом. Вместо того, чтобы вновь заниматься медициной, Пауль открыл собственное фотографическое агентство. Творчество Вольффа в фотографии, главным образом, относится к съемке простых, красивых городских фотоизображений для различных книжных иллюстраций. Впрочем, постепенно он начал работать с коммерческими заказами на фотосъемку, сотрудничая с автомобильными компаниями-производителями и модными домами. В 1927 году его коллегой, а впоследствии и соратником по работе в фотостудии становится молодой фотограф Альфред Тричлер. Спустя девять лет Альфред и Пауль Вольфф сделают уникальный фоторепортаж с Олимпийских игр в Берлине.
В течение 30-х годов Пауль Вольфф по-прежнему активно интересовался все еще молодой техникой 35-миллиметровой фотографии, проводя разнообразные эксперименты. Камера Leica становится его своеобразной торговой маркой, он пробует различные виды фотобумаги и сотрудничает с конструкторами фотоаппарата. В 1933 году Пауль издал книгу «Мой опыт с Лейкой» («Meine Erfahrungmitder Leica»), которая сразу же стала бестселлером среди всех людей, так или иначе интересующихся фотографией. Эта книга принесла Паулу Вольффу мировую известность и репутацию умеренного модерниста. Созданное им агентство, которое приглашало таких талантливых фотографов, как Альфред Тричлер, Элизабет Хэз и Вилли Клэр, процветало во времена Третьего Рейха.
В 1940 году Вольфф испытал новую цветную фотографическую пленку Agfa. Как активный сторонник цветной фотографии, Вольфф был включен в список фотографов для участия в амбициозной программе по съемке настенной живописи в ходе Второй мировой войны. Впрочем, в 1944 году весь созданный им фотоархив с цветными снимками был уничтожен во время одной из бомбардировок. Дом немецкого фотографа также сильно пострадал от бомбежек в конце войны. Большую часть его черно-белых снимков все же удалось спасти благодаря перемещению в безопасное место. Поэтому после войны фотографии Пауля Вольффа благополучно оказались в архиве Альфреда Тричлера.
Хотя Вольфф много работал, экспериментируя с черно-белой и цветной фотографией, вплоть до своей смерти в 1951 году, он уже не смог развить свои предыдущие успехи. Как бы то ни было, Пауль занимался преподавательской деятельностью, организовывал выставки, писал статьи и издавал книги. Творчество и активная деятельность Пауля Вольффа способствовали популяризации 35 миллиметрового формата и оказали большое влияние на развитие немецкой фотографии второй половины XX века.
Впоследствии самые яркие работы немецкого мастера, наряду с фотографиями Хорста П. Хорста, Ирвинга Пенна и Ричарда Аведона вошли в знаменитую фотоколлекцию Франца Кристиана Гундлаха, основателя Гамбургской фотографической триеннале. Эта коллекция до сих пор остается одной из самых больших в мире.