Стивен Кляйн (Steven Klein) является на сегодняшний день одним из самых известных и высокооплачиваемых фотографов в индустрии моды. Его фотографии можно увидеть в самых престижных глянцевых изданиях. При этом Кляйн не боится фотографировать знаменитостей в самом неожиданном виде и кричащих образах. Например, он не побоялся заставить модель Клаудиу Шиффер сниматься в образе особы, страдающей булимией, а Наоми Кэмпбелл на его фотографиях предстает перед зрителем в роли бомжа, поедающей фастфуд в обычной забегаловке.
Стивен Кляйн проделывает самые разнообразные эксперименты со своими знаменитыми моделями, что и принесло ему мировую славу. Сегодня Кляйн определяет стиль и направление современной моды, с чем он надо сказать прекрасно справляется. Хотя его многочисленные работы, конечно, относятся к коммерческой фотографии, тем не менее, они имеют непосредственное отношение к настоящему фотографическому искусству.
Будущий знаменитый фотограф моды родился в 1961 году в Нью-Йорке. С самого детства у мальчика обозначился острый интерес к рисованию и творчеству, уже в подростковом возрасте Стивен определился с тем, что точно хочет стать художником. В то же время в возрасте тринадцати лет он при довольно загадочных обстоятельствах получил свой первый в жизни фотоаппарат.
Сам Стивен Кляйн рассказывает об этом так: «Это случилось очень давно. Мне было 13 лет, и я отправился на городскую ярмарку. Тут ко мне подошел какой-то человек и вручил фотоаппарат. Это была маленькая дешевая «мыльница». После этого случая я и начал фотографировать. Собственно, на самой ярмарке я сделал не так много снимков». Однако поначалу для молодого человека фотография являлась лишь простым увлечением, которому он не придавал большого значения.
Интересно, что первыми фотомоделями в творчестве Стивена Кляйна оказались душевнобольные люди: «Чуть позже я стал работать в больнице, в которой держали людей, страдающих душевными расстройствами. Я наблюдал за ними и фотографировал. Иногда их выпускали погулять, но, по сути, они жили жуткой жизнью. Я был потрясен: большую часть времени они проводили в клетках». Возможно, поэтому в дальнейшем он прибегал к неожиданным, кричащим и порой немного «сумасшедшим» образам при съемке знаменитостей.
Впрочем, в свою первую модель Стивен влюбился еще в школе. По его воспоминаниям, он «был просто без ума от нее и фотографировал ее много лет. Она была похожа на индианку: заплетала длинные волосы в косу, кожа у нее оливкового цвета, а глаза – большие, как у скорпиона, и темные. Она обладала особым чувством стиля. У нее я впервые увидел европейский (или французский) Vogue, в то время я еще не имел ни малейшего представления о мире моды».
Появление в жизни Стивена Кляйна этой девушки с необыкновенной внешностью перевернуло его представления о фотографии, и позволило ему впервые обратить свое внимание на мир моды. Если поначалу он мечтал стать художником, попутно занимаясь керамикой и гончарным делом, то постепенно Стивен стал все больше интересоваться фотографией. В подвале родительского дома он даже соорудил себе собственную фотолабораторию. Все же после окончания школы он стал изучать живопись в Род-айлендской Школе Дизайна (Rhode Island Schoolof Design). Надо сказать, что в его фотографических работах часто проглядывают «нотки» живописи и художественное образование, полученное им.
Сам Стивен Кляйн признает, что его фотоснимки зачастую смотрятся как картины, но в то же время отмечает, что никакие живописные полотна не оказывают на него влияния, когда он фотографирует. О соединении или сравнении живописи и фотографии Кляйн говорит следующее: «Изучение этих двух дисциплин доказало мне, что сравнение фотографии и живописи совершенно бесполезно. Нет смысла создавать снимки, которые хороши только своей связью с прошлым и оправдываются лишь схожестью с другими видами искусства. Напротив, всегда нужно смотреть в будущее!».
После получения художественного образования Стивен Кляйн всерьез занялся коммерческой фотографией. С начала 90-х годов он начинает участвовать в рекламных компаниях «CalvinKlein», «Dolce&Gabbana» и «Nike». Его фотографии появляются в таких известных журналах, как «i-D», «W», «Arena», «Dazed&Confused», «Commons&Sense», «RollingStones» и «Vogue». Уже в первой половине 90-х годов Кляйн становится одним из самых востребованных модных фотографов. С тех пор его известность начала стремительно расти и к началу 2000-х годов он уже вошел в «круг избранных» в индустрии модной фотографии. Его имя становится брендом и к нему все чаще обращаются звезды Голливуда и самые известные модели для проведения фотосессий.
Многие критики отмечают, что работы Стивена Кляйна в области коммерческой фотографии довольно раскованы, если не сказать больше. Ведь их автор нередко включает в фотографии сцены с откровенной гомоэротикой или садомазохизмом. Он довольно часто снимает для гей-журналов, в частности, его календарь «Боги Стадиона-2008» привлек к себе огромное внимание. Однако все же снимки Кляйна нельзя назвать очень скандальными, хотя он и предпочитает работать с обнаженной натурой.
Среди его работ можно найти действительно огромное количество прекрасных и ярких снимков, не имеющих ничего общего с вульгарностью или сценами сексуального характера. Его можно назвать настоящим профессионалом, который тонко чувствует обнаженную натуру. Идеалом для Стивена Кляйна является античная красота развитого, спортивного тела. В этой связи критики ставят ему в вину «сложные отношения» с женским телом, которое на его фотографиях предстает во всем своем реализме – со складками, напряженными мышцами и морщинами как нечто грубое и мужское.
Сам фотограф отмечает, что присутствие сцен гомоэротики или садомазохизма в коммерческой фотографии продиктовано исключительно наличием спроса общества на подобного рода продукцию. Но многие редакторы изданий с ним не согласны и отказываются от сотрудничества со знаменитым фотографом, не желая присоединяться к насаждению сексуальных субкультур. Стивен Кляйн парирует им: «Забавно, ведь я делаю эти снимки с лучшими намерениями. И часто получаются очень сильные фотографии, но кому-то в шоу-бизнесе они кажутся слишком гомосексуальными или что-нибудь в этом роде. Но покажи эти фотографии какому-нибудь нормальному парню на улице и он скажет: Вау, это круто мужик!».
Хотя Стивен Кляйн работал с огромным количеством знаменитостей, включая, например, Джастина Тимберлейка, Анжелину Джоли, Брэда Питта, Бритни Спирс и других, наибольшую известность ему принесла совместная работа с поп-дивой Мадонной. Можно сказать, что для Мадонны Стивен стал ее личным, «придворным» фотографом.
Познакомились они в Лондоне, где поп-звезда принимала участие в каком-то спектакле. После представления он отправился в гримерку, чтобы поздравить Мадонну. Они понравились друг другу и вскоре начали работать вместе. Самый знаменитый совместный проект Стивена Кляйна и Мадонны имел несколько странное название «X-STaTICPro=CeSS» и включал в себя серии фотографий, коллажи и видео инсталляции. В 2003 году в художественной галерее в Нью-Йорке прошло представление этого проекта, успех выставки оказался ошеломляющим.
В 2006 году эта выставка побывала и в Москве. Также Стивен Кляйн снимал поп-диву в фотосессии «MadonnaUnbound» для журнала W 2002 года, где Мадонна предстает в потрясающих воображение и леденящих душу образах, а также делал обложки для ее музыкальных альбомов и видеоинсталляции к последним турне. На вопрос как ему работается с Мадонной, Стивен Кляйн отвечает очень эмоционально: «О! Это бесконечно возбуждающе! Мадонна – моя любимая модель! Это правда!». Сама Мадонна также рассыпается в комплиментах перед мастером модной фотографии: «Стивен – куда больше, чем модный фотограф. Он настоящий художник и создает настоящее искусство».
Некоторые скептики высказывают мнение, что одна из главных составляющих такого впечатляющего успеха Стивена Кляйна заключается просто в славе его моделей. С этим можно соглашаться, однако, что точно не отнять у Кляйна, так это умения работать со знаменитостями. Ему часто задают вопрос, как же звезды шоу-бизнеса и моды соглашаются на выполнение задуманных им сценариев, ведь все они в большинстве своем люди очень капризные. Он отвечает так: «У меня есть определенные симпатии, уважение к людям, с которыми я работаю. Я никогда в жизни не делал ничего такого, что могло бы быть воспринято как давление на личность. Не могу сказать, что взял и вероломно воспользовался доверием человека, оказавшегося у меня в руках. Кстати, еще никто не отказывался от того, что я предлагаю».
Не проходит и месяца, чтобы фотографические работы Стивена Кляйна не появлялись на обложках и страницах какого-либо известного гламурного издания. Такой коммерческий успех объясняется и тем, что он, как никто другой в индустрии модной фотографии, обладает умением чувствовать современные тенденции и снимать в соответствии с поставленной задачей. Он тонко чувствует стиль и требования каждого отдельного глянцевого издания, оставаясь при этом талантливым фотохудожником с собственным почерком.
Веб-сайт фотографа: kleinstudio.us
Источник: Фотокомок.ру