Роберт Капа (настоящее имя – Андре Фридман) считается настоящим классиком военного фоторепортажа. Его смелость и большой талант сделали его одним из самых известных военных фотокорреспондентов за всю историю фотографии. Роберт Капа оставил после себя огромное количество снимков, которые сегодня демонстрируются на выставках по всему миру и вдохновляют новое поколение фотографов на новые творческие подвиги. Эффект от знакомства с фотографиями Роберта Капа таков, что едва ли какая-нибудь книга или личные мемуары позволят настолько глубоко погрузиться в события Гражданской войны в Испании, Второй мировой или Индокитайской войны.
Андре Фридман родился в еврейской семье в Будапеште в 1913 году, его родители были владельцами модного ателье. Андре был непоседливым ребенком, всегда стремившимся быть в центре внимания. Еще подростком он получил прозвище Банди. Тогда же он увлекся социалистическими идеями и познакомился с художником Людвигом Кассаком, являвшимся руководителем группы художников-авангардистов. Однажды Фридман увидел в журнале, издававшемся этими художниками, фотографии американских мастеров Якоба Августа Риса и Льюиса Хайна. Эти снимки сильно повлияли на становление его творческого мировоззрения.
Тем не менее, Андре Фридман изначально мечтал о карьере журналиста, ведь он очень интересовался политикой и литературой. Но участие Фридмана в уличных демонстрациях, его встречи с агитаторами-коммунистами и появившиеся антисемитские настроения в венгерском обществе поставили крест на его стремлении стать журналистом. Один раз его даже арестовали и, в конце концов, молодой человек вынужден был бросить учебу в университете и уехать из Венгрии.
В 1931 году Андре переехал в Берлин, где его сразу же зачислили в университет на факультет журналистики. Но и тут его постигла неудача – родители уже не могли высылать ему деньги, поэтому Фридману пришлось оставить учебу и устроиться лаборантом в фотоагентство «Дефот». Там вскоре и началась его карьера фотожурналиста.
Уже в декабре 1932 году молодого, талантливого фотографа послали в Копенгаген на выступление Льва Троцкого. Хотя Троцкий, выступавший перед студентами, и запретил фотосъемку, Фридману удалось сделать несколько удачных снимков. Впервые его работы были опубликованы в нескольких крупных изданиях. Но после прихода к власти Гитлера в Германии Фридману пришлось уехать из Берлина.
Долгое время он скитался по различным европейским странам, пока не обосновался в Париж. Здесь Фридман познакомился с известным фотографом Анри Картье-Брессоном, с которым они активно дискутировали относительно взглядов на фотографию и обменивались опытом. В Париже он повстречал и немецкую фотожурналистку Герду Таро, ставшую впоследствии близкой подругой и менеджером Фридмана.
В середине 30-х годов все то же фотоагентство «Дефот» решило вновь прибегнуть к услугам Фридмана и поручило ему съемки в Испании, где уже начинали разворачиваться события Гражданской войны. Для того, чтобы более успешно продавать свои фотографии Андре вместе с Таро придумали образ американского фотографа под именем Роберт Капа. Хотя обман вскоре раскрылся, читатели многих изданий к тому моменту уже привыкли к его потрясающим фотографиям, поэтому он продолжал творить под этим псевдонимом.
Андре Фридман: “Смерть солдата лоялиста”
В Испании Роберт Капа оказался в самом центре боевых действий, в горах Сьерра-Морена. Именно тут он сделал один из самых известных своих снимков. Находясь в окопе во время очередной атаки, он вслепую поднял свою «лейку» и нажал на спуск. В итоге, камера запечатлела падающего солдата, который был смертельно ранен. Этот снимок получил название «Смерть солдата лоялиста» и был напечатан во многих международных изданиях. В Испании фотограф Роберт Капа приобрел не только достаточно широкую известность, но и пережил огромную утрату. Его верная подруга Герда Таро трагически погибла в пригороде Мадрида, став случайной жертвой маневрирующего танка.
После Испании Капа работал фотокорреспондентом в Азии во время японско-китайской войны. Его английский существенно улучшился, поэтому он стал больше сотрудничать с американскими изданиями. В результате, в 1940 году он переехал в Соединенные Штаты.
Настоящей вершиной его карьеры фотокорреспондента стала Вторая мировая война. В период с 1940 по 1945 годы Роберт Капа выполнял задания редакции американского журнала «LIFE», работая на фронтах союзных войск. Что самое удивительное, для многих в Америке он оставался «врагом», поскольку Фридман считался гражданином Венгрии, являвшейся на тот момент союзником гитлеровской Германии. Как бы то ни было, именно Роберт Капа стал единственным фотокорреспондентом, кто снимал легендарную высадку союзнических войск на Омаха Бич в Нормандии.
К сожалению, из-за оплошности лаборанта в лондонской редакции журнала «LIFE» большая часть сделанных им снимков в Нормандии оказалась уничтоженной. Остались только одиннадцать кадров, на которых были запечатлены оборонительные сооружения и простые солдаты, идущие по пояс в воде с оружием в руках. Эти фотографии были опубликованы во всех крупнейших изданиях практически по всему миру. Во время Второй мировой войны Роберт Капа также снимал в Северной Африке, Италии, Франции и Германии.
Впоследствии Капа выпустил собственную книгу воспоминаний о Второй мировой войне под названием «Скрытая перспектива», куда вошли несколько десятков его авторских фотографий для иллюстрации различных военных событий. Будучи прирожденным фото документалистом, Роберт Капа много раз оказывался в эпицентре военных сражений Второй мировой. Его фотографии – это свидетельства очевидца, участвовавшего во всех ключевых баталиях на Западном фронте. Помимо подлинного описания тех или иных военных событий, фотографии Роберта Капа также акцентируют внимание зрителя и на многих моральных проблемах, с которыми он сам сталкивался в полевых условиях. Вторая мировая война принесла ему славу одного из лучших военных журналистов своего времени.
Некоторое время после войны он пробыл в Голливуде, где у него закрутился роман со знаменитой актрисой Ингрид Бергман. Он также успел сняться в фильме «Искушение» в роли египетского слуги. В 1947 году Роберт Капа вместе с Анри Картье-Брессоном и другими фотографами основал фотоагентство «Магнум». Но через шесть лет он был вынужден переехать в Европу, поскольку в Соединенных Штатах началась настоящая «охота на ведьм» из-за вспыхнувших антикоммунистических настроений. Политические репрессии против инакомыслящих затронули и американский филиал фотоагентства «Магнум».
Казалось, что карьера Роберта Капа была еще на самом взлете, когда в 1954 году он трагически погиб в Индокитае от взрыва противопехотной мины. Весть о гибели выдающегося фотографа и настоящего гения фотожурналистики мгновенно облетела весь мир. Слова соболезнования выражали его друзья, коллеги по нелегкому ремеслу и поклонники его огромного таланта.