ДомойФотографияФотографыЭжен Атже - пионер уличной фотографии

Эжен Атже – пионер уличной фотографии

Эжен Атже (Eugene Atget) талантливый французский фотохудожник, который, по праву считается одним из пионеров уличной или городской фотографии. Так уж случилось, что он не был востребован при жизни, но его работы впоследствии были оценены по достоинству и вдохновили следующие поколения  любителей фотографии.

Одним из таких фотографов, на творчество которого оказал влияние Эжен Атже, был небезызвестный Анри Картье-Брессон. Он отзывался о талантливом французе так: «Я познакомился с работами Атже, фотографа с трагической судьбой, и они произвели на меня настолько сильное впечатление, что, наверное, под их влиянием я и купил свой первый фотоаппарат». Эжен Атже сумел создать обширнейшую коллекцию фотоснимков, посвященных жизни столицы Франции начала XX века.

Атже родился 12 февраля 1857 года в небольшом портовом городе, неподалеку от Бордо, в семье бедных ремесленников. Уже в пятилетнем возрасте мальчик осиротел, вследствие чего он попал на воспитание к своему дяде, занимавшему тогда достаточно высокий пост в системе железнодорожного сообщения. Его новая семья переехала в Париж, где собственно и прошло детство и юношеские годы Эжена Атже. Во французской столице он учился в престижной католической школе, изучая латынь и богословие.

Однако карьера священника совершенно не привлекала Атже, ему хотелось романтики и приключений. Поэтому в 1874 году на свой страх и риск молодой человек решает сбежать из дома, чтобы устроиться юнгой на торговый корабль, отправлявшийся в Уругвай. Впрочем, морская служба с ее ежедневными тяготами и небогатым разнообразием быстро наскучила Эжену. Поэтому спустя несколько лет он вернулся в Париж, чтобы найти новое призвание.

В 1879 году Атже со второй попытки поступил в Консерваторию драматического искусства для того, чтобы обучаться актерскому мастерству. Однако уже через два года он бросил учебное заведение и принялся колесить по Франции с бродячими театральными труппами. Хотя больших успехов в актерском деле он не добился, несмотря на то, что отдал этому ремеслу без малого практически семнадцать лет, тем не менее, благодаря карьере актера Атже смог познакомиться с молодой актрисой Валентиной Компаньон, которая впоследствии стала его верной женой и соратницей. Вместе с супругой он путешествовал по стране, участвуя в различных театральных постановках в основном в качестве актера второго плана. В конце концов, устав от такой кочевой жизни, Эжен Атже бросил театр. Сначала он попробовал свои силы в живописи, а потом переключился на фотографию.

В самом конце XIX – начале XX века  к тому, чтобы поработать в новом искусстве, олицетворявшем в себе своеобразное единение традиционного искусства и бурно развивавшейся науки, стремились многие. И Эжен Атже в этом плане не был исключением. Однако в фотографии он выбрал свой путь – его главная цель состояла в том, чтобы создать документальные фото городских видов и архитектуры. Благодаря своему творчеству Атже смог запечатлеть на черно-белых снимках стремительно меняющийся Париж начала XX столетия. Эти пронзительные фотоизображения сегодня с удовольствием рассматривают историки и любители фотографии.

Атже просто бродил по улицам Парижа со своей громоздкой крупноформатной камерой и снимал буквально все, что попадалась на глаза – роскошные дворцы, старинные здания и особняки в историческом центре, подъезды домов, дворы и витрины магазинов, мосты и набережные Сены. Помимо этого, фотографии Эжена Атже – это еще и разнообразные городские сцены с участием, главным образом, представителей низших слоев общества, в частности, мелких торговцев, уличных лоточников и даже девушек легкого поведения. Через некоторое время человек в потертой одежде, который накидывал на себя и на камеру черное покрывало при съемке, сам стал достопримечательностью французской столицы. Простые парижане прозвали его «Папаша Атже».

Уже через год после того, как Атже начал фотографировать на улицах Парижа, его работами заинтересовались – порядка ста снимков было продано в Парижскую историческую библиотеку. Еще несколько десятков фотографий, посвященных старому Парижу, приобрели частные коллекционеры, среди которых было немало известных художников того времени, включая, например, Анри Матисса и Ман Рея. Вероятно, многие художники черпали вдохновение в черно-белых карточках французского мастера.

В 1902 году супруга Атже, Валентина Компаньон оставила театр и стала помогать мужу в обработке фотографических материалов. Занятие фотографией не приносило семье серьезного дохода, но позволяло хотя бы зарабатывать на хлеб насущный. Все изменилось с началом Первой мировой войны, когда во Франции наступил экономический кризис, и находить покупателей на фотографии стало гораздо труднее.

К тому же, здоровье Эжена Атже к этому моменту уже было серьезно подорвано. И это не удивительно, ведь ему приходилось постоянно таскать с собой по улицам Парижа увесистое и громоздкое фотооборудование вместе со штативом. Атже использовал обычный фотоаппарат, создающий изображения на тонких стеклянных пластинах размером 18 х 24 сантиметров. Объектив этой камеры не обладал достаточной резкостью, вследствие чего многие работы Атже отличаются не слишком высоким техническим качеством.

Чтобы навести камеру на резкость, требовалось сжать или растянуть «мехи». Для определения правильной экспозиции при съемке Атже опирался исключительно на собственноручно составленные им таблицы и накопленный опыт. Ошибки в экспозиции делать было нельзя, поскольку для каждого повторного кадра необходимо было задействовать еще одну фотопластинку, а носить с собой большой запас фотоматериалов Атже просто не мог себе позволить.

Он постоянно носил с собой черное покрывало, поскольку для новой фотографии нужно было перезарядить или перевернуть кассету, причем эту нехитрую операцию требовалось проделывать в полной темноте. Таким образом, работа французского мастера была действительно тяжелой, она требовала серьезных физических усилий, огромной концентрации внимания и терпения. Можно назвать удивительным тот факт, что, несмотря на все сложности работы с громоздким и примитивным по нашим меркам оборудованием, Эжен Атже смог создать огромную фото-коллекцию, состоящую из более чем 100 000 снимков. По заказу французского Архива он отснял великолепную серию документальных фотографий исторических зданий и средневековых статуй Парижа.

Атже выработал свой собственный стиль в уличной фотографии, который впоследствии переняли многие известные фотографы. Во время съемки он выступал в роли стороннего наблюдателя, фиксируя на камеру незаметные обычному взгляду детали из повседневной жизни города. За свою многолетнюю практику фотограф-самоучка научился мастерски оперировать различными выразительными средствами.

Атже умел тонко работать со светотеневым рисунком, создавая то или иное настроение снимка. Ему приходилось прикладывать серьезные усилия для того, чтобы получать качественные фото интерьеров, снимая в условиях не яркого естественного освещения. Фотографии Эжена Атже характеризуются ясностью и четкостью деталей. Он любил повторять, что «хорошая фотография, как хорошая собака: немая, но красноречивая».

В 20-е годы Историческая библиотека города Парижа приобрела у Атже более пяти тысяч фотографических отпечатков и заплатила немалую сумму. Впрочем, какого-либо коммерческого успеха выдающийся мастер уличной фотографии так и не добился. В основном его работы по-прежнему покупали художники, чем он, кстати, очень гордился. Несмотря на порой тяжелые финансовые условия, Атже полностью отдавался своему любимому делу и не прекращал снимать вплоть до своей кончины.

В последний период жизни Эжен Атже познакомился с молодой американкой Беренис Эббот, которая в будущем станет известным фотографом. Девушке пришлись по вкусу его работы, она старалась находить новых заказчиков и поддерживала Атже материально. Как бы то ни было, денег уже катастрофически не хватало. В 1926 году ушла из жизни Валентина Компаньон, верная спутница французского мастера. А спустя год не стало и самого Эжена Атже, который умер практически в полном забвении в том самом городе, фотографированию которого он посвятил тридцать лет.

Широкой публике творчество Эжена Атже открылось только после его смерти и, в первую очередь, благодаря стараниям Беренис Эббот. Именно она после смерти француза приобрела его фотоархив и начала публиковать работы Атже и труды о нем. Вскоре самые известные музеи мира стали бороться между собой за право приобрести в свои собрания фотографии выдающегося парижского мастера.

Потрясающие черно-белые снимки Парижа, сделанные Эженом Атже, вдохновили многих талантливых фотографов XX века. Беренис Эббот считала, что Атже «будут помнить, как историка города, настоящего романтика, влюбленного в Париж, как Бальзака от фотографии, чьими работами мы можем сплести огромный гобелен французской культуры». Память об Эжене Атже жива до сих пор, а его работы ничуть не утратили своей актуальности. Они по-прежнему заставляют зрителей испытывать самые разнообразные эмоции, восхищаться и искренне удивляться таланту автора.

При подготовке статьи были использованы материалы с сайта посвященного творчеству фотографа atgetphotography.com .

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ