Максим Дмитриев – классик русской фотографии

Фотограф Максим Петрович Дмитриев, по-праву, считается одним из основоположников публицистической, документальной и социальной фотографии в России. В начале XX столетия Дмитриев, будучи членом Русского фотографического общества, являлся одним из самых известных отечественных фотографов. Его фотоработы неоднократно отмечались на многих зарубежных фотовыставках того времени. Но после революции имя Дмитриева было несправедливо забыто.

И только, по прошествии многих десятилетий, мы снова имеем возможность насладиться работами  этого талантливого фотодокументалиста. Дмитриев  в начале века объездил практически все приволжские города, снимая на свою камеру красивые волжские пейзажи и яркие бытовые сцены. Фотографии Максима Дмитриева сегодня являются своеобразной документальной летописью жизни Нижегородской губернии и России в целом.

Будущий классик русской фотографии родился 21 августа 1858 года в небольшой деревне Повалишино в Тамбовской губернии. Свое образование он, как и другие сельские мальчишки, начал в обычной церковно-приходской школе, где сразу же зарекомендовал себя одним из лучших учеников. После окончания школы мальчик был вынужден зарабатывать себе на жизнь простой работой – плетением корзин для продажи. Однако мать Дмитриева пожелала, чтобы мальчик занялся каким-либо более достойным ремеслом. Для этого нужно было продолжать обучение. Поэтому в пятнадцать лет Максим Дмитриев стал работать в подмастерьях у довольно известного московского фотографа М.П. Настюкова.

 Здесь-то он впервые узнал, что такое фотография, и получил первые практические знания, связанные с вымачиванием фотопластинок в азотной кислоте, их дальнейшей обработкой и ретушью. С учителем мальчику очень повезло. Настюков был не только известным фотографом, услугами которого пользовались даже члены императорской семьи, но и чрезвычайно талантливым, начитанным и любознательным человеком. Он живо интересовался особенностями национальной архитектуры, скульптурой и памятниками древнерусского быта. Дмитриев также не оставался в стороне и впитывал в себя как в губку кладезь новых знаний об искусстве. С согласия учителя мальчик продолжил обучение в воскресных рисовальных классах Строгановского художественного училища, где он начал осваивать живопись и основные приемы работы со светом и тенью.

В шестнадцатилетнем возрасте с Максимом Дмитриевым случилось событие, которое, как оказалось в дальнейшем, повлияло на всю его оставшуюся жизнь. Он впервые отправился в Нижегородскую губернию для того, чтобы поработать на ярмарке в специальном фото павильоне своего учителя. Это путешествие в Нижний Новгород принесло юноше множество новых впечатлений и запомнилось на всю жизнь. Недаром впоследствии главным объектом уникальных репортажных съемок Дмитриева станет Нижегородская губерния и приволжские города. Но будучи на ярмарке в Нижнем Новгороде первый раз, юноша смог познакомиться с известным фотографом Андреем Осиповичем Карелиным, который к тому моменту уже являлся лауреатом нескольких международных выставок. Поездка в Нижний Новгород произвела настолько неизгладимое впечатление на Дмитриева, что он решается переехать в этот город, чтобы осуществить свою мечту – в 1879 году он начинает работать в фотоателье Андрея Осиповича Карелина.

За годы сотрудничества с талантливым мастером Дмитриев многое перенял, его творческие способности заметно выросли. В конце концов, в 1887 году не без финансовой помощи своих знакомых он открыл в Нижнем Новгороде собственную фотомастерскую. Открывая свое дело, молодой фотограф уже был человеком образованным, предприимчивым и овладевшим в совершенстве фотографическим мастерством. Годы обучения у талантливых мастеров, посещение художественных выставок, изучение истории искусства и встречи с молодыми художниками и фотографами – все это было не напрасно и помогало Дмитриеву расти как фотографу.

Спустя два года после открытия собственного фотоателье в Нижнем Новгороде работы Максима Дмитриева лицезрела просвещенная публика в Москве на выставке, организованной к 50-летию светописи. Его великолепные лесные пейзажи, яркие групповые и индивидуальные портреты, включая известный портрет ссыльного В.Г. Короленко, произвели очень большое впечатление. Уже в первых самостоятельных фотоработах Максима Дмитриева четко прослеживалась главная особенность его фотографического творчества – документальные съемки с ярко выраженной социальной направленностью.

Сцены, характеризующие повседневную жизнь русского народа, являлись, пожалуй, наиболее характерными для Дмитриева. Можно сказать, что народные герои были главным объектом его творчества, что зачастую вызывало резкую неприязнь и отторжение у официальных российских обозревателей. Взять хотя бы снимок «Арестанты на строительных работах», за который Дмитриев удостоился самых нелестных отзывов и критических замечаний.  Но он сохранял социальный подтекст в своих фотоработах несмотря ни на что.

Серия фотографий «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии», изданная им в виде альбома, была отмечена на многих отечественных и зарубежных фотовыставках. Это документальные снимки о тяжелой жизни народа Поволжья в годы неурожая, во всех деталях рассказывающие о бедственном положении российского крестьянства. Изданный фотоальбом Дмитриева способствовал сбору средств голодающим по всей стране. Это был первый опыт «реальной» документальной фотографии в России, которая, конечно, не могла заслужить лестной оценки у официальных властей.

Венцом же фотографического творчества Максима Петровича Дмитриева стала работа над циклом фотографий под названием «Волжская коллекция», начатая им в 1894 году. В ходе работы над этим колоссальным проектом Дмитриев пытался запечатлеть практически все наиболее интересные места Поволжья – от Рыбинска до Астрахани. Съемки классика отечественного фоторепортажа продолжались практически в течение десяти лет. В громадной коллекции фотоснимков Дмитриева оказалось несколько тысяч негативов, на которых запечатлены исторические достопримечательности, завораживающие пейзажи рек, вековые заволжские леса, виды городских поселений, жители Поволжья всех национальностей. Путешествуя по Волге, Дмитриев полностью отдавал себя фотографии, не жалея собственного здоровья. Он создавал уникальные портреты старообрядцев, фотографировал сельских врачей, лечивших крестьян от тифа, фиксировал на фотопленку устрашающие картины разоренных голодом деревушек.

Русский фотохудожник был дружен со многими представителями искусства и литературы, которые посещали его фотомастерскую и с удовольствием фотографировались – Леонид Андреев, Иван Бунин, Федор Шаляпин и Максим Горький. Максим Дмитриев оказывал содействие восстановлению архитектурных памятников Нижегородской губернии, снимая различные этапы реставрации старинных церквей и зданий. Практически все основные события, происходившие на рубеже XIX и XX века в Нижнем Новгороде, оказались запечатлены на фотопленку. Начиная от знаменитой нижегородской ярмарки с шумными торговыми рядами и всевозможными развлечениями и заканчивая приездом императора Николая II в Нижний Новгород.

На фотоснимках Дмитриева мы можем видеть губернаторов и дворян, полицию, городскую управу, банки и учреждения, архитектурные и исторические памятники, а также культурную и повседневную жизнь горожан. Но, конечно, одним из его наиболее интересных работ были те, которые рассказывали о нижегородских босяках – странниках, нищих, сезонных рабочих, старьевщиках, обитавших в ночлежных домах и на булыжных мостовых. На своих документальных фотографиях Дмитриев сумел правдиво показать «дно» российского общества, страшное и отчаянное.

Титанический труд Максима Дмитриева с огромной коллекцией фотографий Поволжья, собранной за десять лет жизни, был отмечен восторженными откликами критиков. Цикл фотографий «Волжская коллекция», по-существу, ознаменовал собой становление в России жанра документального фоторепортажа. Особой популярностью у зрителей пользовались пейзажные снимки автора, рассказывающие об удивительных красотах Нижегородского края. Но не остались без внимания и правдивые, социальные фотографии, которые впервые открыли перед зрителем провинциальную жизнь во всех подробностях, со всеми ее горестями и бедами.

К сожалению, Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция положили печальный конец творчеству знаменитого русского фотохудожника. Он по-прежнему жил и работал в Нижнем Новгороде, занимаясь фотографией. Однако в двадцатые годы советская цензура уже начала глубоко проникать во все области жизни человека. В 1929 году Максим Петрович Дмитриев лишился своей собственной фотомастерской, она перешла в ведение Детской комиссии при Нижегородском крайисполкоме. Сам же классик российского фоторепортажа был утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом.

Некоторое время Дмитриев снимал различных представителей  обкомов и крайкомов, но вскоре перестал заниматься фотографией и в конце своей жизни  ушел в полное забвение. Тем временем, Детская комиссия расправилась самым варварским способом с доставшейся ей огромной коллекцией фотоснимков Дмитриева, фактически сдав в утиль более шестнадцати тысяч оригинальных негативов.

В результате, до нас дошли только семь тысяч фотографий русского фотохудожника, которые в свое время по счастливой случайности были изъяты краевым архивным бюро у Детской комиссии и потому не были уничтожены. Сегодня историки и фотографы обращаются к этим архивным историческим фотографиям, чтобы получить реальное представление о жизни русского народа в Нижегородской губернии на рубеже XIX – XX веков. Хоть мастер фоторепортажа и умер в полном забвении и тишине, уже после своей смерти Максим Дмитриев смог вернуть себе прежнюю славу.

 Источник: Фотокомок.ру

Предыдущая статья
Следующая статья

Может заинтересовать

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ