С начала XX века вплоть до 30-х годов в области подводной фотосъемки не произошло никаких революционных изменений. Исследователи морских глубин и фотографы-энтузиасты пользовались, главным образом, теми методами, которые были заложены еще Луи Бутаном. Но в 1933 году французский военный капитан Ив Ле Приер изобретает акваланг. Он модернизировал существовавшее тогда подводное снаряжение системы Роберта Дэвиса за счет комбинирования клапана с баллоном высокого давления. В акваланге Ле Приера человек получал свежий воздух просто путем открытия крана.
Ив Ле Приер. Изобретение акваланга (1933)
Новое снаряжение обеспечило зарождение подводного спорта, а вместе с ним и подхлестнуло интерес к подводной фотографии. Сам Ив Ле Приер специально для подводной фотосъемки создал герметичный водонепроницаемый футляр с заводным механизмом для ручной камеры. С таким фотографическим аппаратом и новым аквалангом он совершал погружения в морские воды. Ле Приеру удавалось снимать под водой по тридцать пять кадров подряд.
В 1937 году свои первые уникальные фотоснимки подводного мира Адриатики представил публике молодой австрийский исследователь Ганс Хасс. Впоследствии он в течение многих лет путешествовал по тропическим островам, погружаясь в водную стихию и снимая обитателей подводного мира. Ганс Хасс получил огромную известность благодаря своим подводным фильмам и прекрасным книгам, в которых были собраны его потрясающие фотографии, сделанные во время бесчисленных погружений. Его «Путешествие по Красному морю» было признано лучшим документальным фильмом на Венецианском кинофестивале в 1950 году.
Хасс использовал для подводных съемок снаряжение своей собственной конструкции. Это был кислородный аппарат с замкнутой системой циркуляции воздуха небольшого размера и веса. Но главным достоинством такого подводного снаряжения было то, что из кислородного аппарата не выходили пузырьки воздуха, отпугивавшие морских рыбок и других обитателей глубин. Это было немаловажно для подводной фотосъемки. Яркие фотографии Ганса Хасса позволили в 40-е годы впервые посмотреть на подводную фотографию не как на исследовательскую деятельность, а как на особый жанр фотографического искусства.
Жак-Ив Кусто. Исследователь подводных глубин
Несмотря на существенный прогресс в совершенствовании подводной амуниции в 30-е годы, такое снаряжение позволяло человеку погружаться лишь на незначительные глубины. Кислородные аппараты замкнутого цикла не могли обеспечить безопасность человека, если он погружался на глубину более пятнадцати – восемнадцати метров. Аквалангисту просто грозило кислородное отравление. В этой связи офицер французского флота Жак-Ив Кусто даже несколько раз терял сознание под водой, когда совершал свои первые погружения.
В результате, ему пришла в голову мысль о том, чтобы усовершенствовать конструкцию акваланга. Вместе с инженером Эмилем Ганьяном он в 1943 году спроектировал автономный скафандр с аквалангом, который позволял человеку безопасно спускаться под воду на глубину до 90 метров. Уже через три года новое снаряжение для глубоководных погружений было запущено в массовое производство.
Но этим огромный вклад Жака Кусто в исследование подводных глубин и развитие подводной съемки не ограничилось. Он решил сконструировать особое оборудование для того, чтобы иметь возможность качественно фотографировать красные, оранжевые и желтые цвета на серьезной глубине. Все предыдущие документальные цветные снимки делались исключительно на небольших глубинах.
Жак-Ив Кусто создал герметичный рефлектор с восемью мощными лампами-вспышками. Включенные одновременно вспышки позволяли снимать на сорока пятиметровой глубине в радиусе четырех с половиной метров. Правда, для того, чтобы держать такой рефлектор под водой Кусто требовалась помощь двух человек. Благодаря такому изобретению французский исследователь смог сделать множество цветных снимков обитателей морского дна. Конечно, такая работа требовала колоссальных усилий. По сути, Кусто и его команде приходилось создавать на дне моря целую фотографическую студию.
Жак-Ив Кусто навсегда остался в истории как самый почитаемый и известный покоритель подводного мира. Наверное, нет такого человека, кто бы хоть раз не слышал имени этого французского исследователя или не смотрел бы его документальных фильмов. Практически всю свою сознательную жизнь Кусто отдал исследованию разнообразного животного и растительного мира в океанах и морях нашей планеты.
Еще в 1953 году он выпустил книгу «В мире безмолвия», где были представлены великолепные цветные изображения обитателей подводных глубин. В последующие годы для своих книг и документальных фильмов Кусто неизменно использовал фотографические аппараты и осветительные приборы собственной разработки.
Дмитрий Ребикофф. Импульсная вспышка для подводной фотографии(1951)
Снимать под водой без вспышки практически невозможно. В течение долгих лет покорители морских глубин пытались с разной долей успеха использовать для искусственного освещения обычные одноразовые магниевые вспышки. Но в 1947 году американский ученый Дж. Эджертон изобрел электронно-импульсную газоразрядную вспышку. Спустя четыре года французский инженер Дмитрий Ребикофф, владевший собственной компанией по производству аппаратуры для кино- и фотосъемки под водой, адаптировал вспышку Эджертона для подводной съемки. Теперь получать качественные фотоснимки можно было и снимая на глубине, ведь электронно-импульсная вспышка обладала малыми габаритами, мощным, коротким световым потоком и способностью к быстрой перезарядке. Ребикофф соединил в одном аппарате фотокамеру, импульсные осветители и батареи.
Для пользования таким фотографическим аппаратом, обладавшим нулевой плавучестью, не требовалось никаких электрических кабелей с поверхности. Более того, аппарат Ребикофф был выполнен в форме торпеды и снабжен винтом с электромотором. Соответственно, теперь для подводного фотографа оборудование не являлось обузой, фотокамера с осветителями двигалась сама и даже могла выступать в роли буксира. Снимки же морских глубин получались яркими, насыщенными, с сохранением всех цветов.
Благодаря изобретению Ребикоффа подводные исследователи теперь могли проникать с камерой в узкие, подводные проходы и обследовать затонувшие корабли изнутри. Глубины, доступные человеку в водолазном костюме, стали полностью доступны и фотокамере. Впоследствии компания Rebikoff наладила выпуск уникального подводного оборудования, не предназначенного для широкого пользования. В частности, в 70-е годы компания представила глубоководную платформу для автоматической фотосъемки, способную работать на глубине до двух километров.
Совершенствование глубоководной съемки
В течение 40 – 50-х годов постоянно ставились новые рекорды по получению снимков на значительных глубинах. Еще в 1939 году американец Эдвард Бейлор выполнил съемку под водой на глубине 1260 метров. Спустя два года исследователи из Океанографического института Вудсхола, Морис Ивинг и Элин Вейн, сделали снимки на глубине 4860 метров. Для этой цели они использовали поплавок и груз, прикрепленные, соответственно, к верху и к низу фотокамеры в герметичном футляре. После того, как камера под действием груза спускалась вниз и ударялась с силой о морское дно, особое устройство включало искусственное освещение и опускало затвор камеры. Одновременно с этим фотокамера освобождалась от груза и поплавок начинал поднимать ее на поверхность. Этот эксперимент можно назвать первым применением камеры-робота для автоматической съемки под водой.
В 1954 году в Советском Союзе в Институте океанологии Академии наук было создано аналогичное устройство, способное обеспечивать фотосъемку на глубине до четырех километров. А спустя два года профессор Н Л. Зенкевич представил свою установку, с помощью которой можно было фотографировать подводный мир практически на любых глубинах. Этот аппарат, смонтированный на специальной раме, включал в себя пленочную фотокамеру, мощную лампу-вспышку и систему автоматического включения освещения и спуска затвора при касании дна грузом. С помощью подобной установки впоследствии были получены фотографические изображения на дне желоба Кермадок в Тихом океане на глубинах в 8 – 9 километров. Таким образом, последние препятствия для осуществления глубоководной фотосъемки были преодолены.
Первые серийные подводные фотокамеры CalypsoPhot (1961) и Nikonos I (1963)
В 1957 году бельгийский фотограф-любитель и аквалангист Жан де Вутер сконструировал подводную камеру под названием CalypsoPhot. Этот фотоаппарат был запущен в серийное производство в 1961 году. CalypsoPhot стал прародителем, пожалуй, самой известной в истории подводной съемки линейки пленочных камер Nikonos. В 1963 году в широкой продаже появился первый представитель этой легендарной линейки компании Nikon – фотоаппарат Nikonos I. Для подводных фотоаппаратов Nikonos начала производиться специальная водозащищенная оптика – 28, 35, 50 и 80 мм.
В 1974 году в продажу поступил сверхширокоугольный 15-миллиметровый объектив с коррекцией искажений, а спустя шесть лет фотоаппарат Nikonos для подводной съемки обзавелся системой замера экспозиции TTL. Совершенствование фототехники для проведения подводных съемок продолжилось в течение последующих десятилетий. Популярная линейка подводных фотоаппаратов Nikonos просуществовала вплоть до 1996 года, когда производство этих камер было приостановлено из-за возросшей конкуренции с компактными камерами на основе подводных боксов.
С появлением в массовой продаже серийных подводных фотокамер началась новая эра в истории развития подводной съемки. Теперь делать снимки под водой мог практически каждый, достаточно было приобрести подводную фотокамеру и обзавестись соответствующим снаряжением для погружения. Начиная с 70-х годов, во многих европейских странах стали проводиться необычные соревнования и конкурсы среди подводных фотографов. Наивысшие оценки у судей и экспертов получали авторы тех кадров, на которых были четко запечатлены самые пугливые или редкие обитатели подводного мира.
Такие соревнования проводились и в Советском Союзе. Фотографы-энтузиасты, вооружившись аквалангами и камерами, отправлялись за новыми, яркими снимками в морские глубины. Подводная фотография постепенно превратилась в настоящий жанр искусства, где оценивалась не только техника исполнения снимка, но и художественный замысел или раскрытие определенной темы.
Современная подводная съемка
Главное отличие подводной фотографии от обычной заключается в том, что между объективом камеры и объектом съемки присутствует огромная толщь воды. Как известно, вода гораздо сильнее, чем воздух, поглощает свет и цвета. В результате, даже при хорошей прозрачности воды увидеть что-либо на расстоянии более пятнадцати – двадцати метров очень трудно. Снимать под водой достаточно сложно, а фотографии зачастую получаются смазанными и не четкими. Именно это обстоятельство и отталкивало многих любителей фотографии от подводных съемок.
Но появление в 90-е годы цифровой фототехники и совершенствование подводных боксов позволило фотографам лучше справляться со всеми сложностями ведения съемки под водой. Ведь благодаря цифровым камерам результаты съемки становятся видными сразу, а значит, для того, чтобы осознать те или иные ошибки фотографу нужно всего два – три погружения, а не десятки как в эпоху пленочных фотоаппаратов.
Развитие подводной фотосъемки привело к тому, что цифровые фотоаппараты стали выпускаться в ударопрочных влагонепроницаемых корпусах. Такие камеры снабжаются аккумулятором повышенной емкости для обеспечения продолжительной съемки. Особое крепление фотоаппарата делает обе руки фотографа свободными в воде, обеспечивая необходимый комфорт и удобство. В последнее десятилетие получили широкое распространение и специальные боксы для подводной съемки, куда можно поместить обычный цифровой компактный или зеркальный фотоаппарат.
Комплект для съемки на малых глубинах обычно включает в себя камеру в таком герметичном боксе и автономный осветительный прибор. Сегодня практически любой фотограф может получить качественные цветные фотоснимки и с морского дна на значительных глубинах, пользуясь специальным водонепроницаемым фотографическим оборудованием и осветительными приборами с автономными источниками питания. Более того, современные возможности дистанционного управления позволяют осуществлять фотосъемку даже с поверхности. Одним словом, цифровая фототехника значительно расширила возможности подводной съемки, сделав ее более доступной, многообразной и простой для всех любителей фотографии.
За последние сто лет подводная фотография сделала огромный шаг вперед. Сегодня она завоевывает все большую популярность по всему миру. Открываются школы подводной фотографии, организуются многочисленные конкурсы и фестивали, где награждают авторов лучших фотографий и документальных фильмов. Благодаря совершенствованию оборудования для подводной съемки теперь даже начинающий фотограф может добиться впечатляющих успехов всего после нескольких погружений.
Источник: Фотокомок.ру – о фотографии и фототехнике, онлайн фоторедактор (при цитированиии и копировании активная ссылка обязательна)