Накануне Второй мировой войны, многие газеты мира печатали шокирующие фотоснимки Роберта Капы, которые признавались настоящими шедеврами. Никто не догадывался, что Роберт начинал свою деятельность вместе с Гердой Таро, первой военной фотожурналисткой.
В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты. Спустя несколько месяцев была арестована Герта Похорайл. Ей было предъявлено обвинение в распространении антинацистских листовок. Девушке задавали вопросы, она отвечала – родилась в 1910 г., в Штутгарте, по национальности — еврейка, работает машинисткой.
С Гертой провели беседу, которая была долгой и обстоятельной. В заключение, ей посоветовали сделать правильный вывод. Герта правильно оценила ситуацию и в 1934 году уехала во Францию. Там она вступила в компартию. В Европе коммунисты составляли в то время крупную и достаточно организованную силу, которая противостояла нацизму.
Жизнь в Париже — мечта любой девушки… Герта была беженкой, но судьба пошла ей навстречу. Ее подруга Рут Серф попросила Герту пойти с ней на встречу с фотографом, который пригласил ее попозировать на природе. Рут боялась, что фотосъемка, может быть лишь предлогом. Бесстрашная Герта согласилась сопровождать подругу и там произошло ее судьбоносное знакомство с Андре Фридманом, беженцем из Венгрии.
Во время съемки, Андре каждую свободную минуту смотрел на маленькую, рыжеволосую и улыбчивую Герту. Они разговаривали так, будто давно были знакомы. Рут слышала от Андре лишь коротенькую просьбу: отойти чуть подальше, встать около дерева, повернуться в профиль.
С той первой встречи, Андре и Герта больше не расставались. У них все было общим: вкусы, убеждения, стремления, мечты… Спустя год они поселились в крохотной квартирке с видом на Эйфелеву башню. Герта заинтересовалась фотографией и Андре с удовольствием стал давать ей уроки мастерства. Учитель был без ума от своей ученицы, она понимала все с полуслова, с полунамека. Вскоре она уже продает свои снимки, выбрав псевдоним «Герда Таро».
Стоит отметить, что в романтичном Париже было более чем достаточно фотографов, поэтому конкурентов было много. Зарабатывать на фотографиях приличную сумму было почти нереально. Когда совсем не было денег, Андре закладывал в ломбард камеру.
Потом Герду посетила интересная идея. Андре стал называть себя владельцем
фотостудии, американцем Робертом Капой. Секретаршей «американца» выступала Герда. Роберт и Герда, в четыре руки, снимали политические события и встречи. Они везде успевали первыми. Клиент неизменно получал «по-американски качественные» снимки.
В 1936 году пара едет в Испанию и фотографируют события на фронтах гражданской войны. Там они познакомились с Эрнестом Хемингуэем и Джорджем Оруэллом. Их фотографии, правдиво рассказывающие обо всех ужасах, вызывали во всем мире неимоверный ажиотаж. Часто газету покупали только из-за того, что в ней была напечатана очередная фотография Капы или Таро, с поля боя.
Весной 1937 года пара разъехалась в разные регионы Испании. В это время и появились первые снимки Герды под псевдонимом «Таро». Новые фотоснимки Таро с нетерпением ожидает половина Европы, ждут их и американцы. Герда знает это и торопится запечатлеть людей, которые возможно погибнут у нее на глазах. А война, кажется, не имеет конца.
Герда на передовой, она сосредоточена, стараясь уловить яркий момент истории. В Брунете, в минуту затишья, Герда однажды сказала: «Когда я думаю о том, как много моих знакомых, погибло за пару дней, то мне кажется несправедливым, что я еще жива». Ее слова потом будут не раз вспоминать. Может, она что-то почувствовала? Или эта, случайно сказанная, фраза приобрела роковое мистическое значение лишь потому, что через три дня, 25 июля 1937 г., при отступлении республиканцев из этого города, танк, развернувшись, опрокинул машину. Машина следовала в госпиталь с ранеными, а на подножке, стояла Герда Таро, не выпуская из рук фотоаппарат.
Когда ее привезли в полевой госпиталь, врачи поняли, что они бессильны. Герда на миг открыла глаза и обводя всех взглядом, тихо спросила: «Где мой фотоаппарат?!»
Герда скончалась на следующее утро. В Мадриде попрощаться с ней пришли тысячи испанцев. Некоторые были знакомы с ней, другие знали ее по газетным фотоснимкам.
1 августа, в день, когда ей должно было исполнится 27 лет, десятки тысяч парижан провожали Герду Таро в последний путь, на кладбище Пер-Лашез. С воспоминаниями о бесстрашной хрупкой Герде выступили Пабло Неруда и Луи Арагон.
За 11 месяцев Герда Таро стала легендой. Люди вспоминали, какой она была смелой, талантливой, неунывающей и немного кокетливой. Все это было правдой, но, чтобы составить полное представление о ней, нужно всмотреться в созданные ею фотографии.
Герда Таро — первая женщина в военной документальной фотографии, но не единственная, за ней последовали другие.
Роберт Капа продолжил свой путь фотокорреспондента на полях сражений II мировой войны, во время китайско-японского конфликта и войны в Индокитае. Он создал агентство Magnum, а его фотоснимки печатались на обложках журналов и на первых страницах многочисленных газет. В 1964 году Роберт Капа погиб во Вьетнаме.
Летом 2010 года, в Испании, в центре искусств Мадрида, была открыта фотовыставка Роберта Капы и Герды Таро с коротким названием “Это — война!”. На выставке было представлено более 260 работ. Люди, толпившиеся у стендов, даже не пытались скрыть слезы.
Автор статьи: Наталья А.