Многие фотографы занимаются фотографией в отдельном узком жанре, который в наибольшей степени соответствует их внутреннему мироощущению и художественному вкусу. Выбрав конкретное направление и постепенно оттачивая свое мастерство, они добиваются серьезных успехов. К таким фотографам можно смело причислить американку Беренис Эббот (Berenice Abbott), посвятившей себя стилю прямой или документальной фотографии. Созданный ею проект «Меняющийся Нью-Йорк» превратил Беренис Эббот в легендарного фотографа. Этот проект и одноименная книга, изданная к Всемирной выставке в США, заняли особое место в истории не только американской, но и мировой фотографии.
Беренис Эббот родилась в 1898 году в городе Спрингфилд, штат Огайо. После окончания школы начала учиться на факультете журналистики университета Огайо. Но в 1918 году она переехала в Нью-Йорк в квартал Гринвич-Виллидж, где поселилась в квартире вместе с философом Кеннетом Баркой, литературным критиком Малкомом Коули и писательницей Джуной Барнис. Ее первое увлечение, журналистика, постепенно сменилось острым интересом к театру и скульптуре. Параллельно в Нью-Йорке она подрабатывала официанткой и актрисой на маленьких ролях. В 1919 году Беренис Эббот оказалась буквально на грани жизни и смерти вследствие пандемии гриппа, что в определенной степени отразилось в дальнейшем на ее творчестве. Спустя два года она уехала в Париж, где начала изучать живопись и скульптуру, а также занялась написанием стихов для экспериментального литературного журнала.
Свою творческую карьеру Беренис Эббот начала в качестве ассистентки знаменитого фотографа и художника Мана Рэя в его портретной студии на Монтпарнассе. Ман Рэй считался мастером абстрактного стиля. Ее работы быстро обратили на себя внимание Рэя и он разрешил Беренис использовать свою студию для создания своих собственных фотографий. Она сделала серию портретов парижской богемы в 20-х годах, но эти работы, впрочем, не снискали ей лавров.
В 1926 году ее работы были впервые выставлены в галерее Au Sacre du Printemps. После непродолжительного периода изучения фотографии в Берлине, Беренис Эббот вернулась в Париж и основала свою собственную студию. Несмотря на то, что она никогда не использовала рекламу, самостоятельно не искала клиентов и никогда не снимала бесплатно, Беренис за короткое время сумела стать официальным портретистом знаменитых людей из аристократического и литературного миров. У нее фотографировались такие знаменитости, как Жан Кокто, Джеймс Джойс, Андре Жид и многие другие. Ее работы выставлялись в Париже вместе с другими известными фотографами.
Поворотным моментом в ее творческой судьбе стало знакомство с фотографом Эженом Атже, снимки которого привлекли внимание Беренис, и она стала его большим поклонником. Этому знакомству она обязана Мэну Рэю, который показал снимки своей молодой ассистентки Атже. Этот французский фотограф не был революционером в искусстве, а его творчество никогда не ценилось при жизни. Он пользовался достаточно громоздкой камерой и устаревшими технологиями печати.
Главное, что выделяло Атже среди других фотографов, – это методичность и упорный труд. Он обходил все подворотни и закоулки старого Парижа, делая тысячи стеклянных негативов. И хотя на вид сюжеты его снимков казались простыми и незатейливыми, они позволяли детализировать все, что видит фотограф в городе. Такой стиль фотографии оказал заметное влияние на творческий путь Беренис Эббот. Она даже сумела убедить Атже позировать ей для портрета в 1927 году, а после его смерти купила остаток хранившихся негативов. В 1930 году она стала редактором фотографий для книги о парижском фотографе Эжене Атже. Вплоть до 1968 года она управляла его архивом, устраивая выставки и всячески способствуя популяризации его работ.
В работах Атже Беренис привлек прямой стиль фотографии, характеризующийся работами, снятыми в реалистичной, документальной манере. Такой стиль предполагает получение снимков без каких-либо художественных постановок и поз. Задача фотографа состоит в том, чтобы детально запечатлеть ежедневно меняющийся спектакль жизни города. Именно этому принципу и стала следовать Беренис Эббот в своих последующих работах, принесших ей мировую известность. В 1929 году она посетила Нью-Йорк, чтобы найти американского издателя для фотографий Атже. Но постоянно меняющийся облик этого удивительного города привлек ее внимание. Она уехала в Париж, чтобы закрыть свою студию, и снова вернулась в Нью-Йорк, уже с широкоформатной камерой. Она продолжили дело Атже в Нью-Йорке, с усердием и вниманием фотографируя различные виды города.
Из-за усугубившейся экономической ситуации в 1935 году Беренис Эббот была вынуждена обратиться в Нью-йоркский фонд помощи в чрезвычайных обстоятельствах, который вскоре после этого стал называться Федеральный проект развития искусств (Federal Art Project). По заданию этой организации она начала свой масштабный фотографический проект под названием Changing New York («Меняющийся Нью-Йорк»). Цель проекта – запечатлеть изменения, происходящие с городом в то время, когда Нью-Йорк стремительно превращался в мегаполис. Каждый день в Нью-Йорке стремительно вырастали величественные мосты, грандиозные небоскребы и памятники. Беренис Эббот сумела запечатлеть сотни деталей Нью-Йорка тридцатых годов в великолепных черно-белых снимках. Она фотографировала различные аспекты жизни города, в частности, «Средства жизни» (транспорт, коммуникации и сервис) и «Материальные аспекты» (здания, дома и площади). К сожалению, еще одно направление фотографий Беренис – «Люди и то, как они живут» – так и никогда не была реализовано в полном объеме. Она считала, что простые документальные кадры могут рассказать о мире больше, чем тщательно срежиссированные снимки. В 1939 году ее работы были выставлены в Музее города Нью-Йорк, а затем 97 фотографий Беренис Эббот были опубликованы компанией E. P. Dutton & Co. в специальном путеводителе, выпущенном для посетителей Всемирной ярмарки в Нью-Йорке. Такие ее фотографии, как «Ночной вид», «Под Эль», бензоколонка компании «Тексако», отель «Мюррей» и многие другие, принесли Беренис широкую известность.
В течение своей жизни Беренис Эббот не только занималась творчеством, но и способствовала развитию новых техник и оборудования для фотосъемки. Например, ей принадлежат идеи новых приспособлений для освещения и печати фотографий, за что Беренис даже получила несколько почетных докторских степеней. Она успела попробовать себя в научной фотографии, стараясь визуализировать для школьного учебника такие природные феномены, как электричество или гравитация. Беренис Эббот умерла в 1991 году, пройдя, таким образом, очень долгий творческий путь. Ее прямой стиль фотографии внес большой вклад в дальнейшее развитие документальной и научной фотографии.
Источник: Фотокомок.ру