Французский фотограф Анри Картье-Брессон является одним из основоположников современного фоторепортажа и фотожурналистики. Это яркий представитель непосредственной, «искренней» фотографии, который всегда пытался поймать наиболее выразительные моменты в кадре, которые бы по-настоящему поразили зрителя. На снимках Анри Картье-Брессона красуются такие знаменитости XX века, как Мэрилин Монро, Андре Бретон, Луи Арагон и Коко Шанель. Работы признанного классика фоторепортажа выставлялись в самых крупных художественных галереях и музеях мира.
Анри Картье-Брессон родился в 1908 году в небольшом французском городе Шантлу. Еще в детстве он увлекся живописью и искусством, познакомившись со своим дядей Луи, который был весьма одаренным художником. Именно дядя впервые привел Анри в студию, где мальчик впитал в себя настоящую атмосферу искусства. К сожалению, в 1915 году дядя Луи скоропостижно скончался, однако его советы и уроки способствовали тому, что Анри уже в детском возрасте выбрал для себя путь художника.
В возрасте девятнадцати лет, будущий великий фотограф XX века, начал учиться в ателье скульптора и художника Андре Лота. В 1929 году Анри Картье-Брессон также посещал курсы живописи и графики в Кембриджском университете. Для молодого человека этого оказалось мало, и он решил отправиться за новыми впечатлениями и творческими поисками в путешествие в Африку. Возможно, именно там Картье-Брессон понял, что многое из увиденного им остается не запечатленным по той простой причине, что кисть художника просто не успевает за событиями.
После возвращения на родину в 1932 году, он знакомится с фотоработами Эжена Атже, которые стали для него особо значимыми. Глядя на них, Анри Картье-Брессон сумел оценить высокое искусство фотографии и решил попробовать свои силы в этой области искусства, приобретя легкую 35-миллиметровую камеру фирмы Leica.
До начала Второй мировой войны Картье-Брессон работал ассистентом французского режиссера Жана Ренуара, параллельно занимаясь экспериментами с фотографией. Уже во время войны он служил капралом во французской армии и в ходе боевых действий оказался в плену. С третьей попытки ему удалось сбежать из заточения, после чего Анри стал участником движения Сопротивления.
В 1945 году Картье-Брессон выполнил заказ службы военной информации Соединенных Штатов и снял трогательный документальный фильм о возвращении военнопленных во Францию. После войны в 1947 году вместе со своими коллегами Анри основал объединение фотожурналистов и фоторепортеров в Нью-Йорке — агентство «Магнум».
Именно во вторую половину 40-х годов Анри Картье-Брессон начал раскрываться как талантливый и неординарный фотограф. Ему поступали заказы от крупных американских и европейских журналов. Работая фоторепортером, он снимал в Китае, Индонезии, Египте, Советском союзе и многих других странах. Уже в 1947 году фотоработы Анри Картье-Брессона были выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Ему удалось запечатлеть на своих снимках значительные события XX столетия и таких именитых личностей, как Анри Матисс, Уильям Фолкнер, Жан-Поль Сартр и Эзра Паунд. В 1952 году вышла книга Картье-Брессона под названием «Решающий момент», в которой были опубликованы лучшие его фотографии и интересные рассуждения автора о фоторепортаже. Спустя два года парижский Лувр впервые организовал фотовыставку, причем выбрал для нее именно работы Анри Картье-Брессона.
Главная отличительная особенность Картье-Брессона как фотографа – это постоянное стремление поймать момент достижения наивысшего эмоционального напряжения в любой сцене, соответствующее его личному ощущению так называемого «решающего момента».
В одноименной книге он пишет: «Порой один-единственный снимок может обладать такой композиционной силой и глубиной, настолько лучиться смыслом, что он сам по себе уже целая история. Но такое случается редко. Элементы изображения, которые, в совокупности своей, способны буквально искры высекать из объекта изображения, часто рассеяны — как в пространственном, так и во временном отношении; и сочетание их вместе, посредством чьей-то воли, — это целая «сценическая постановка», и, я бы даже сказал, жонглерство. Но если это и возможно — поймать в фотообъектив «самую суть», равно как и заставить предмет изображения излучать внутренний свет, то вот это и есть фоторепортаж».
Для осознания этого «решающего момента» от фотографа требуется незаурядный талант, способность понимать характер и природу человека, а также умение работать с различными выразительными приемами художественной формой в фотографии.
Талант Анри Картье-Брессона отыскивать и мгновенно снимать самые выразительные кадры даже сегодня вызывает восхищение. Хотя он признавался, что портретная съемка является самой сложной для него, портреты Картье-Брессона, выполненные в стиле фоторепортажа, стали настоящей классикой жанра. На своих снимках он всегда стремился показать человека, его индивидуальность, даже если снимал какое-либо масштабное событие.
В книге «Решающий момент» выдающийся французский фотограф так рассуждает о содержании фотографической картинки: «Я полагаю, что открытие внутреннего мира какого-то человека сопряжено с открытием мира внешнего, который может не только воздействовать на нас, но и быть объектом нашего воздействия. Нужно найти равновесие между этими двумя полюсами — миром внутри и вовне нас. Вследствие постоянного обменного процесса и взаимодействия между ними оба эти мира образуют единое целое. И именно это новое единство мы должны уметь сообщить другому».
К середине 70-х годов Анри Картье-Брессон практически перестал заниматься фотографией, переключившись на живопись и графику. Лишь изредка он доставал из сейфа свою легендарную 35-миллиметровую «Лейку» для того, чтобы сделать несколько снимков. В 2004 году, всего за три недели до своего 96-летия, Анри Картье-Брессон скончался.
Сохранением богатого творческого наследия французского фотографа сегодня занимается специальный фонд, который организует выставки с работами Картье-Брессона по всему миру. На его работах и книгах воспитываются новые поколения фоторепортеров.
Источник: Фотокомок.ру