Мнение о том, что дизайн является лишь набором художественных приемов, направленных на придание предмету какого-либо определенного стиля, уже устарело. Мы живем в то время, когда товарно-денежные отношения обуславливают развитие практически всех областей деятельности современного общества. Промышленный или индустриальный дизайн перестал быть просто проектированием окружающего нас предметного мира, его компетенция стала гораздо шире.
В западных странах промышленный дизайн уже давно превратился в эффективный инструмент маркетинга, задачей которого является не только создание привлекательной для потребителя продукции, но и рождение новых потребностей. Для этого индустриальный дизайн опускается на глубинные уровни исследований, касающихся человеческого поведения, потребления и стиля жизни. В наши дни существует тесная взаимосвязь между такими областями, как промышленный дизайн, маркетинг и социология.
Промышленный дизайн в наиболее простой формулировке – это конструирование промышленных станков, бытовой техники, транспортных средств, мебели, посуды и всего того, что окружает человека в повседневной жизни. Главной целью промышленного дизайна является проектирование не только внешних черт изделия, но, главным образом, и тех структурных и функциональных взаимосвязей, которые превращают предмет в единое целое, причем как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения компании-производителя.
С другой стороны, есть маркетинг, основное предназначение которого заключается в определении потребностей рынка и их удовлетворении. Для этого маркетологи компании постоянно взаимодействуют с поставщиками, конкурентами, аналитиками в рамках конкретной отрасли, но, прежде всего, с потребителями данной продукции, чтобы понять их установки, интересы и предпочтения.
В настоящее время рынок характеризуется достаточно серьезным ассортиментным однообразием. Это означает, что у производителей возникает потребность в формировании собственного лица за счет уникального продукта, позволяющего привлечь и заинтересовать потребителей. Оригинальный логотип на изделии уже не играет серьезной дифференцирующей роли. При неизбежном росте потребностей потребителям нужно нечто большее. И здесь на первый план выходят реальные потребительские качества продукта, а их может обеспечить только промышленный дизайн.
Получается, чтобы сделать оригинальный продукт с уникальными характеристиками современному промышленному дизайнеру необходимо уметь анализировать потребительские качества изделий и обладать познаниями в области маркетинга. Ведь для того, чтобы спроектировать успешное изделие требуется не только придумать форму будущего изделия, но и учитывать потребности покупателя при разработке дизайна. Таким образом, дизайн превращается в симбиоз художественного искусства, маркетинга и технологий. Более того, промышленный дизайн сам становится эффективным инструментом маркетинга, с помощью которого компания может получить оригинальное изделие, способное обеспечить ей преимущество в конкурентной борьбе на рынке.
Сегодня в отделах промышленного дизайна крупных компаний привлекается все больше специалистов по «человеческим факторам», то есть тех, кто изучает взаимоотношения между товаром и потребителем. Например, компания Microsoft для выпуска новой модели компьютерной мыши проводит обширные исследования с привлечением дизайнеров, маркетологов и психологов. На разных контрольных группах покупателей тестируются различные модели, после чего промышленные дизайнеры на основе выявленных предпочтений определяют концепцию и эргономические особенности будущего продукта. Такие схемы, как правило, приносят ощутимый коммерческий эффект.
Нужно отметить, что промышленный дизайн начал восприниматься именно как серьезный инструмент маркетинга после окончания Второй мировой войны. В данный период интерес к этому направлению высказали в Скандинавии и Нидерландах. Также использование промышленного дизайна с целью увеличения продаж было освоено прагматичными американцами в послевоенные годы, что, в конечном счете, способствовало широкому распространению американской продукции на мировые рынки.
Стремление превратить промышленную продукцию не только в эстетически значимые предметы, но и в изделия, пользующиеся повышенным спросом у потребителей, со временем стало общемировым явлением, особо широко распространенным в развитых странах. В настоящий момент уже трудно представить себе крупную компанию, которая бы не заботилась о промышленном дизайне и внешнем виде своей продукции.
Промышленный дизайн как инструмент маркетинга очень востребован в современных условиях конкуренции. Рынок все больше наполняется однотипными, а зачастую и просто одинаковыми товарами под разными брендами. В такой ситуации компании борются между собой не столько за технологические преимущества, сколько за то, чтобы завлечь потребителя нетехнологическими свойствами.
В частности, к таким нетехнологическим факторам можно отнести эргономические характеристики продукции, удобство и простоту в использовании. Как правило, к промышленному дизайну обращаются тогда, когда все остальное в производстве и продажах предприятия уже отлажено. Таким образом, сначала компания создает успешно функционирующую производственно-сбытовую систему, после чего задумывается о формировании собственного стиля и создании уникальных продуктов.
Тут-то и требуются услуги профессионального промышленного дизайнера. Ведь производственный отдел компании нацелен только на то, чтобы снизить себестоимость товара и обеспечить его изготовление в соответствующем качестве и объемах, отдел сбыта занят увеличением продаж, а отдел маркетинга – правильным позиционированием изделия на рынке. По-существу, именно промышленному дизайнеру зачастую приходится ставить себя на место потребителя и думать о том, понятно ли ему назначение определенного товара, его качества, использование и уход за ним.
В этой связи можно сказать, что только при разработке дизайна учитываются потребности будущего владельца, и, в итоге, промышленный дизайнер обеспечивает изделию те или иные конкурентные преимущества. Современный промышленный дизайнер в своей работе основывается не только на художественном замысле, но и на социальных и индивидуальных факторах, непосредственно влияющих на выбор человеком либо группой людей той или иной продукции. В частности, на модных течениях, нуждах и желаниях потребителя, меняющихся с течением времени.
Самая главная проблема, с которой сталкивается промышленный дизайнер – это превращение рисунка (эскиза) в готовый продукт. Нередко бывает так, что работа даже очень опытной дизайнерской команды заканчивается лишь рисунками и мало, кто может продвинуться дальше. Дизайнер может нарисовать интересную картинку, основываясь на своем художественном видении и предпочтениях целевой аудитории. Однако рисуя эскизы, дизайнер одновременно закладывает определенные параметры в изделие, по которым зачастую просто невозможно ничего произвести.
Чтобы довести дизайнерский рисунок какого-либо бытового предмета до реального производства, у компании иногда уходит несколько лет. Креативного мышления, маркетинговых знаний и умения следить за потребительским спросом дизайнеру недостаточно. Промышленный дизайнер также должен обладать информацией об этапах и способах производства конкретной продукции, об оборудовании, с помощью которого производятся изделия, и особенностях патентования продукции. Только благодаря таким знаниям он может создать изделие с уникальными потребительскими качествами, которое будет произведено и будет востребовано потенциальными потребителями.
В России область промышленного дизайна начала активно развиваться только в последние годы. Многие компании, производящие изделия из пластика и стекла, спецоборудование, товары для дома и офиса, осознают важность индустриального дизайна как эффективного маркетингового инструмента, помогающего создавать именно те изделия, которые будут пользоваться спросом на высоко конкурентном рынке. Впрочем, пока в нашей стране эта область находится только в начальной стадии своего развития, но имеет огромный потенциал для роста.