К числу наиболее известных русских фотографов, без сомнения, относится Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 – 1944). Этот талантливый изобретатель, химик и общественный деятель внес значительный вклад в развитие фотографии в нашей стране. Прокудин-Горский является автором множества уникальных технологических решений и методов, его по-праву можно назвать настоящим пионером в области цветной фотографии. Именно ему принадлежит смелый план по фотообзору различных регионов Российской Империи. Альбомы с цветными фотографиями путешествий Прокудина-Горского, созданные на основе стеклянных негативов, сегодня могут рассказать каждому о древних достопримечательностях, растущих фабриках и повседневной жизни населения Российской Империи.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (30) августа 1863 года в городе Муроме, Владимирской губернии. Он учился в Технологическом Институте в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Д.И. Менделеева. Свое химическое образование он продолжил уже в Париже и Берлине, где познакомился с работами известных химиков-изобретателей А.Мите и Ж.-Э. Момене. Именно в этот период времени он увлекается фотографией и начинает научные исследования в области цветовоспроизведения. Уже в 1898 году ему было поручена организация курсов практической фотографии при Императорском русском техническом обществе. Спустя три года в Санкт-Петербурге открывается его собственная «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская», в которой помимо лаборатории также расположилась редакция журнала «Фотограф-любитель». В конце 1902 года Прокудин-Горский успешно завершает свою работу по созданию цветных диапозитивов в соответствии с методом трехцветной фотографии А. Мите.
Как известно, в начале XX века еще не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский для получения негативов цветных фотографий использовал черно-белые пластины, на которых строго располагались друг под другом три изображения, полученные с применением, соответственно, синего (вверху), зеленого (посередине) и красного (внизу) светофильтров. Таким образом, через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, а затем с помощью печати или показа на экране посредством проектора все три изображения (красное, зеленое и синее) совмещались в одно.
В 1905 году Прокудин-Горский запатентовал сенсибилизатор собственной конструкции, значительно превосходящий по своим качествам аналогичные разработки зарубежных химиков того времени. Состав этого нового сенсибилизатора делал бромосеребряную фотопластинку, используемую для получения негативов цветных фотографий, одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что изобретатель посредством совершенствования чувствительности своих пластин предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено».
В это же время Прокудин-Горский заключил договор с общиной Святой Евгении по созданию цветных фотооткрыток и совершил свою первую фотопоездку по Российской Империи, в ходе которой он снял около четырехсот цветных фотографий Кавказа, Украины и Крыма. К сожалению, из-за политических потрясений в стране и последовавшего за этим финансового кризиса было отпечатано лишь порядка девяносто фотооткрыток. С 1906 по 1909 год фотограф издавал собственный журнал «Фотограф-любитель», где регулярно помещались полиграфические отпечатки цветных снимков. Одна из наиболее известных фотографических работ Сергея Прокудина-Горского – это цветной портрет Льва Николаевича Толстого, сделанный им в 1908 году в Ясной Поляне. До наших дней сохранилась лишь черно-белая копия этого портрета. Считается, что Прокудин-Горский фотографировал и членов царской семьи, однако, подобных фотоснимков пока не было найдено. Известно, что в 1908 году в Академии Художеств прошел показ цветных проекций его фотографий, в том числе цветных изображений экспонатов Эрмитажа, которые впоследствии были использованы искусствоведами для реставрации утраченного цвета многих произведений искусства.
Пожалуй, самый грандиозный и известный фотографический проект Прокудина-Горского – это масштабный фотообзор современной ему России, ее повседневной жизни, культуры, модернизации и многовековой истории. Начался этот уникальный проект в 1909 году с аудиенции императора Николая II, который поручает фотографу заснять различные регионы и области Российского государства. Чиновникам было предписано во всем помогать фотографу, а для путешествия Министерство путей сообщения выделило ему специально оборудованный железнодорожный вагон. Согласно плану необходимо было сделать десять тысяч фотографий, касающиеся областей от западных границ России до Тихого океана. С 1909 по 1916 год продолжалась фотографическая поездка Прокудина-Горского по территории Российской Империи – Мариинский водный путь, Туркестан, Урал, западная Сибирь, Волга от истока до Нижнего Новгорода, Кавказ и Дагестанская область, Муганьская степь, Мурманский железнодорожный путь, а также местности, связанные с Отечественной войной 1812 года и 300-летием дома Романовых. Прокудин-Горский составил хронику своих путешествий по Российской Империи в виде альбомов с фотографиями. Каждый такой альбом состоял из печатных снимков, сделанных на основе стеклянных негативов и расположенных в альбоме в хронологическом порядке. На уникальных фотографиях были запечатлены исторические достопримечательности, фабрики и промышленные зоны, работа и повседневная жизнь населения в различных регионах России, а также красивые места природы. В 1911 году Прокудин-Горский совместно с С.О. Максимовичем осуществляет разработку киноаппарата для цветной съемки. Уже в ходе поездки фотограф лишается официальной поддержки государства из-за политических событий, связанных с началом Первой мировой войны, февральской революцией и октябрьским переворотом. Последние фотографии в своем путешествии были получены Прокудиным-Горским летом 1916 года, когда он запечатлел недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкий монастырь, еще до того как он был превращен в политическую тюрьму.
После революции он участвует в создании Высшего института фотографии и фототехники, а в 1918 году все же эмигрирует в Англию, где продолжает свои исследования и даже получает патент на оптическую систему для создания одним экспонированием трех негативов через светофильтры. В 1923 году он переезжает во Францию, куда по удачному стечению обстоятельств его жена сумела вывезти часть его коллекции фотопластин. Там он организует свое собственное ателье, одновременно занимается просветительской деятельностью и постепенно отходит от дел. Сергей Михайлович Прокудин-Горский умер в сентябре 1944 года во французской столице вскоре после освобождения Парижа от нацистов.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский внес огромный вклад в развитие и усовершенствование цветной фотографии. Благодаря своему передовому методу он смог уменьшить выдержку и сделать возможной экспозицию всего за секунду. Кроме того, благодаря его исследованиям существенно увеличились возможности для тиражирования цветных снимков. Но самое главное наследство Прокудина-Горского – это уникальная коллекция негативов цветных фотографий, благодаря которой мы можем увидеть в цвете Российскую Империю до начала известных трагических событий. Долгое время большая часть этой коллекции, которую Прокудин-Горский сумел благополучно вывезти из Советской России, лежала «мертвым грузом» в архиве библиотеки Национального Конгресса США. Только с появлением новых компьютерных технологий обработки изображений появилась возможность обработать и воспроизвести эти цветные изображения с цветоделенных негативов в высоком качестве. Сегодня коллекция фотографий С. М. Прокудина-Горского находится в свободном доступе на сайте Библиотеки Конгресса США.
В статье использованы материалы с сайта Библиотеки Конгресса США
Источник: Фотокомок.ру