Макс Альперт – это выдающийся советский мастер репортажной фотографии. В первой половине XX века он являлся одним из новаторов в области репортажного портрета. Альперт стремился уйти от стандартных рамок фоторепортажа с его «салонной», искусственной художественностью в пользу более реалистичных и живых изображений, наполненных определенным концептуальным содержанием.
Его яркие документальные фотоотчеты предлагают нам сегодня взглянуть на индустриальное строительство в СССР в 20 – 30-е годы, летопись Великой Отечественной войны и портреты практически всех крупнейших политических деятелей, военачальников и писателей той эпохи.
Макс Владимирович Альперт родился в Симферополе в семье сапожника в 1899 году. В возрасте одиннадцати лет он начал работать учеником в фотоателье в Одессе. Во время Гражданской войны Альперт служил в рядах Красной армии, после чего приехал в Москву, где устроился фотокорреспондентом в «Рабочую газету».
В начале 20-х годов молодой, талантливый фотограф был принят в ассоциацию фоторепортеров при московском Доме печати. Здесь он познакомился со своими коллегами – А. Шайхетом, К. Кузнецовым, А. Самсоновым, Н. Петровым и другими фотографами, опиравшимися в своем творчестве на таких известных дореволюционных мастеров фотоискусства и художников, как К. Булла, Ю. Еремин, Г. Гольдштейн и А. Савельев.
Молодые люди чувствовали себя новаторами в фотографическом деле на фоне маститых учителей, ведь они стремились отказаться от шаблонной фотографии с ее мягкостью форм и линий, очень характерной для начала XX столетия. Вместо попытки сблизить фотоискусство и живопись посредством затушевывания документального характера снимка поколение Макса Альперта пыталось овладеть искусством объективной подачи материала, чтобы зритель мог буквально «прочувствовать» то или иное событие.
Тридцатые годы стали для Макса Владимировича одними из самых плодотворных. В этот период он работал в журнале «СССР на стройке», для которого готовил серии документальных снимков, объединенных каким-либо одним событием. В иллюстрированном журнале появлялись потрясающие фотоочерки Альперта, посвященные сооружению Большого Ферганского канала, строительству сталелитейного завода в Магнитогорске и прокладке Турксиба.
На строительство Большого Ферганского канала Макс Владимирович отправился вместе со знаменитым советским режиссером Сергеем Эйзенштейном, который впоследствии вспоминал об этой поездке: «С Альпертом мы бок о бок исколесили Ферганский канал. Какое удовольствие следить за его неутомимостью и прямо-таки фоторепортерской одержимостью. Из горы прекрасных фотографий, запечатлевших эту интереснейшую страницу истории человеческого труда, складывается монументальный образ нашей эпохи».
Фотографии Альперта, посвященные индустриальной теме, все пронизаны ощущением динамики природных форм, меняющих свои очертания под воздействием человека. Помимо создания фотоочерков для журнала «СССР на стройке» Макс Владимирович также параллельно осваивал портретную съемку, работая в газете «Правда». Ему удалось заснять практически всех крупнейших политических деятелей, писателей и военачальников той эпохи, включая Максима Горького, Иосифа Сталина, командира Красной армии Михаила Фрунзе и наркома иностранных дел Вячеслава Молотова.
С началом Великой Отечественной войны Макс Альперт начал работать военным фотокорреспондентом ТАСС и Совинформбюро. Ему приходилось выезжать на фронт и снимать прямо в боевой обстановке. Снимки Альперта под названием «Комбат», «Танковая атака», «По дорогам войны» и «Парад Победы» стали одним из символов документальной летописи Великой Отечественной войны. Впрочем, практически все его военные фотографии проникнуты необычайной эмоциональностью, духом героизма и самопожертвования советских солдат.
В съемках военной обыденности Альперт раскрывает высшую правду этой войны, выводя репортажную фотографию совершенно на новый уровень. Макс Альперт прошел всю Великую Отечественную войну от начала до конца, сумев побывать в освобожденной Праге и разрушенном Берлине. Ему также посчастливилось снимать знаменитый Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.
В послевоенные годы он продолжил свою работу фоторепортера, сотрудничая с различными советскими изданиями. В частности, Макс Альперт создавал документальные очерки и фоторепортажи для Агентства печати «Новости». Наиболее известной его работой послевоенного времени стал психологический фотоочерк «Мысли и сердце» об академике Николае Амосове, получивший немало лестных отзывов и наград на фотовыставках.
Более пятидесяти лет своей жизни Макс Владимирович Альперт посвятил искусству фоторепортажа. Он ушел из жизни в ноябре 1980 года, оставив после себя множество документальных фотоочерков, посвященных жизни нашей страны в первой половине и середине XX столетия. Многие из его работ сегодня являются достоянием коллекции Государственного центрального музея современной истории России.
Источник: Fotokomok.ru