В Москве в Галерее классической фотографии на Саввинской набережной открылась выставка «Photo. Лето». Два этажа музейно-выставочного пространства объединили работы разных мастеров одного жанра: пейзажной фотографии. Среди авторов такие имена, как Клайд Батчер (Clyde Butcher), Боб Колбренер (Bob Kolbrener), Джоди Форстер (Jody Forster), Кристофер Беркет (Kristopher Burkett), Ансель Адамс (Ansel Easton Adams), Джеф Никсон (Jeff Nicon), Ральф Гибсон (Ralph Gibson), Рут Бернхард (Ryth Bernhard), Джон Уимберли (John Wimberly)…
Экспозиция соединила два в одном: черно-белые и цветные снимки, и такая игра на контрастах подчеркнула и разность, и взаимодополняемость этих двух видов фотографии. Так же, как разность снятых фотографами объектов, разность «содержания» выставленных фотокартин подчеркнула единство, величие, объемность и мощь той нечеловеческой силы, которая зовется Природой.
В серебряно-желатиновых отпечатках можно увидеть извилины изрезанного и размытого временем Великого каньона в Аризоне или сурово-свинцовые горные макушки Непала у Дж. Форстера; скалы, похожие на кафедральный собор, или долину, напоминающую гоночный трэк, у Дж. Уимберли; испещренную облаками равнину неба, которую К.Батчер назвал «Рок-айлендской прерией», а также другие сюжеты этого фотографа, как, например, змеиный извив «Реки Апалачиколы», графитовую гладь флоридского залива, «Бесплодные земли», их холодные камни, неуютно-серую траву и унылую одинокость, как плешь, проевшую где-то поверхность земного шара.
На цветных фотографиях, которые представлены на выставке работами К.Беркета, использовавшего метод ручной оптической печати Cibachrome, – чуть ли не весь размах мировой палитры: от шафрана до индиго, от приглушенно-зеленого чая до жгуче-рыжего огня. И, хоть выставка и называется «Лето», но краски эти получились в основном благодаря осенним снимкам, с множеством оттенков и разными планами – «Желтый клен, лес и свет», «Зеленый дуб и золотой клен, Северная Каролина, 1993» «Каскадные папоротники», «Тополь и свет, Юта, 1987». Этот фотограф через окошко объектива так хорошо и в таком объеме изучил деревья, что, наверное, уже мог бы быть и дендрологом, причем, специалистом по осинам, потому что именно этого сорта деревьев на фотографиях Беркета особенно много, что подтверждают их названия – «Сказочные осины, Колорадо, 2003», «Пылающая зимняя осина, Колорадо, 2000», «Осины в бурю, Колорадо, 2003»… Но есть и черничное раздолье размером 101х127 см, которое называется – «Осеннее черничное поле на восходе солнца, Мэн, 1994» с волнами разноцветной низкорослой листвы. Есть и скалисто-речные пейзажи, в которых смакуется другое время суток, например, «Каньон Зайон и река Вирджиния в сумерках, Юта, 1987». Есть у этого фотографа и макро – «Синий лед, Аляска, 1993» (76х101 см), где виден перелив каждого кристаллика и смена цвета – от иссиня-черного до бледно-голубого.
На некоторых фото – почти сказочные, фантастические сюжеты. Сюда бы Гарри Поттера и всю его компанию и можно снимать продолжения «Даров смерти» или «Принца-полукровки»: со странными «перевернутыми» деревьями, у которых крона выглядит как клубок корней («Остров Амелия», К. Батчер, 1989), со старыми дубами-баобабами, которые все в гирляндах свисающего мха («Kissimmee River Oak», К. Батчер, 1990), или с тонкими конусообразными, торчащими из стоячей воды пеньками, которые напоминают высунувшийся из болота палец Водяного из фильма «Варвара-краса» (Река Loxahatchee 3, К. Батчер, 1991).
Использование длинной выдержки в некоторых случаях помогает созданию такого визуального эффекта, когда картина кажется на грани реального-нереального. Например, черно-белый снимок Б.Колбренера под названием «Rock Covers paper #9» с камнями и застывше-вечными водоворотами прибоя или фото «Rock Covers paper #1», когда прибой взрывом брызг-иголок рассыпается по фотобумаге. Неземным благодаря выдержке – фотоаппарата и фотографа – получился «Водопад в каньоне Кейстоун, Аляска,1993» (К.Беркет) с туманным флером ниспадающей, как фата, бело-прозрачной воды.
Интересны песчаные пейзажи, как цветные, так и монохромные. У К.Беркета есть в черно-желтых тонах «Большие песчаные дюны на закате, Колорадо, 1980», уместившиеся на пространстве бумаги 60х76 см и похожие на складки обнаженного тела, высвеченного студийным светом. У Дж. Уимберли – неприкаянно-пустынные «Вечерние дюны» или «Дюны и горизонтальная рябь», фотография 1979 года, которая послужила своего рода «заголовком», «титулом» к выставке, с серой зыбью песков, напоминающих нервное волнение моря, и черно-далекими холмистыми линиями, похожими то ли на губы, то ли на сплетенье тел…
Но в основном на снимках человечьим духом и не пахнет. Есть лишь несколько фотографий, например, Дж.Уимберли, подтверждающих, что Homo sapiens на этой планете все же есть. На одном фото – обломки человеческой деятельности: то ли корма затонувшего судна, то ли упавший в воду «кусок» буровой или какой иной вышки, а рядом неумолкающие штормовые волны и ветер в черно-белых скалах («Wreck of the Ranga»). А другой – небоскребы Сан-Франциско, но где-то на втором, третьем или даже четвертом плане после природы, за кружевной дымкою тумана и темнотой чередующихся холмов («Сан-Франциско с горы Тамальпэй»).
Сам человек как таковой, вернее, отдельные части его тела – на двух работах. На диптихе «Сардиния» у Ральфа Гибсона – на одной части этой двойной фотографии: губы в зеркальце, на второй: локоть, полуприкрывающий женскую голову. И другой снимок другого автора: голые тела – у Рут Бернхард, фото названо «Две формы». Примечательно не то, что на этом портретно-анатомическом пейзаже две полуобнявшихся формы, одна из которых точно женская, без головы и ног, а цифра, имеющаяся на надписи к фото: 195.000 руб.
Эта и некоторые другие этикетки-ценники остались от Международной фотоярмарки, на которой фотоработы выставлялись в только что прошедшем мае. Фотоярмарка была первой, где принимали участие российские (московские) и иностранные (французские) галереи, но, возможно, будет и вторая, причем, по прогнозам организаторов, уже этой осенью.
Перекочевавшие с весенней ярмарки в «Лето» картинки с выставки – практически все, за небольшими исключениями – можно купить и сейчас. Хотя сделать это в состоянии, понятно, не каждый, ибо цены, как то «чудище», которое, как у В.Тредиаковского в «Телемахиде», «обло, озорно, стозевно и лайяй». Увиденный своими глазами верхний предел – 660.000 руб. за работу известного американца Ансельма Адамса «Поток, море, облака» размером 25х33 см, 1962-го года съемки, сделанный с помощью ручной оптической бром-серебряной печати на бумаге с баритовой основой. Плюс ко всему – бескислотное паспарту, музейное стекло и личная подпись автора. Хотя есть пейзажи Адамса и в другом ценовом диапазоне – по 15.000 руб., что после цен, приравненных к стоимости хорошей автомашины, кажется просто бросовым. Но тут размер имеет значение, это снимки 19х24,5 и 20х25 см.
Вперемежку с фотографиями, для разбавления насыщенной идеями и игрой светотеней экспозиции, представлены ретрообъективы и ретрокамеры. Из объективов, например, универсальный, с выровненным полем изображения, в латунной оправе, со светосилой 1.7 года выпуска 1882-го Voigtlander & Sohn, Wien, Braunschweig. Или той же фирмы, 1893-го года производства умеренно широкоугольный объектив для групповых портретов, ландшафтных и архитектурных съемок с углом зрения 70 градусов и светосилой 1:6.3. Выставлено также ассорти объективов Heliar первой половины 20-го века и ранний репродукционный объектив Eurygraphe, Berthiot Paris, выпуска между 1905-м и 1910-м гг., с фокусным расстоянием 1100 мм, созданный по схеме, подобной Дагору, но с дополнительным воздушным промежутком в линзблоках… Внимание притягивают «гармошки» старых фотокамер, одна из которых – Deardorff 5×7, как обозначено, «самая легендарная складная полевая фотокамера форматом 5х7 дюймов для пейзажных съемок».
В анонсах выставки есть приписка организаторов – «Показываем лучшее». С этим можно согласиться. Как, наверное, и с широко известным мнением о том, что потрясающие воображение фотографии в подавляющем большинстве случаев делаются (без умаления таланта автора) во многом благодаря качественной фототехнике и немалым финансовым возможностям, позволяющим фотографу попадать в те места, где если и ступает нога человека, то не каждый день.
«Лето» на Саввинской набережной продлиться до 19 августа. Экспозиция будет подвижной, фотографии станут плавно меняться, одни авторы уступят место другим, произойдет своего рода «ротация кадров». Но от перемены слагаемых сумма вряд ли изменится – «летнее» удовольствие стоит 250 руб., для имеющих льготы посещение на 100 руб. дешевле.
Точный адрес – Саввинская набережная, д. 23, к.1. Выставка работает с четверга по воскресенье с 12 до 21.
Выставку смотрела и снимала Катерина Кудрявцева.