Династия фотографов Булла внесла огромный вклад в историю Петербурга и всей России. Снимки Карла Карловича Булла и его сыновей вошли в постоянную экспозицию Государственного Эрмитажа и Государственного музея истории Санкт-Петербурга, они также хранятся в Российской национальной библиотеке и многочисленных частных собраниях.
Карл Булла являлся официальным фотографом Министерства Императорского двора и Управления Санкт-Петербургского градоначальника. Поэтому его уникальные фотографии являются отражением времени, на них запечатлена культурная и общественная жизнь России начала XX века.
Карл Булла родился в Пруссии в Леобшютце в 1855 году. В возрасте двенадцати лет он волею случая сел на пароход, отправляющийся в столицу Российской империи. Трудно сказать, что двигало подростком тогда – жажда приключений или необходимость доказать себе и окружающим свою состоятельность.
Как бы то ни было, Булла оказался в России, где практически сразу же устроился посыльным в фирму «Дюнант», которая в то время занималась изготовлением и продажей фотографических принадлежностей. Здесь он постепенно превратился в лаборанта и ученика, постигая основы технологии полива и очувствления фотоэмульсии.
Через несколько лет Карл Булла уже открывает свое собственное дело по изготовлению сухих желатиновых фотопластинок, которое начинает приносить ему немалый доход. Ведь в ту пору в России был большой спрос на броможелатиновые пластины, дающие возможность снимать и на длительных, и на коротких выдержках.
В 1875 году Карл Булла открыл свое собственное фотоателье в доме № 61 на Садовой улице. Надо сказать, что фотоателье сразу же стало пользоваться большой популярностью во многом благодаря настойчивости, трудолюбию и общительности его владельца. Булла всегда умел находить контакт со своими клиентами, а также своевременно приобретал все самые лучшие технологические новинки в области фотоискусства.
С течением времени фотоателье Буллы стало настоящим модным домом для петербургского общества независимо от сословий. При съемке портретов Карл Булла руководствовался принципом естественности и непринужденности поз модели, он не раз повторял: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!»
Булле нельзя было отказать в дальновидности. Ведь спустя несколько лет после открытия собственного фотоателье он подал прошение в Министерстве внутренних дел для получения «разрешения на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга». Это позволило ему в 80-е годы XIX столетия наладить настоящее типографское производство открыток по стандарту Всемирного почтового союза.
Булла начинает работу в жанре фоторепортажа, чтобы печатать полученные изображения на открытках. На эти открытки попадают многие архитектурные объекты и улицы Санкт-Петербурга, уличные сцены, изображения людей различных профессий, снимки новейших транспортных средств и многое другое. Фотографии с подписью «фото Булла» или «фото К. К. Булла» начали печататься российскими и зарубежными изданиями, что способствовало еще большей популярности фотографа.
В 1896 году Карла Булла официально объявляют «фотографом Императорского Двора» и даруют специальный знак «фотограф Санкт-Петербурга». В 1903 году он получает особый заказ для съемки юбилейных торжеств по случаю 200-летия Петербурга. Годом спустя, у Буллы появляется уникальная возможность сфотографировать особ царствующего дома, членов императорской семьи во главе с Николаем II, причем не только «при параде», но и в их обычной повседневной жизни. В начале XX столетия Карл Булла также получил разрешение от официальных властей на фотографирование маневров и учений войск гвардии и Петербургского военного округа.
Булла является настоящим «пионером» фото репортажного дела в России. Именно по его фотографиям мы можем изучать историю Санкт-Петербурга и нашей страны, знакомясь с главными героями политической, культурной и общественной жизни начала XX века. Его портретные снимки позволяют нам увидеть реальный облик Федора Шаляпина, Льва Толстого, Ильи Репина, Корнея Чуковского, императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея и многих других выдающихся личностей того времени.
В 1908 году Булла открыл фотоателье на Невском проспекте, 54, где были роскошные павильоны для проведения съемок и лучшее фотооборудование. В то время годовой доход его фирмы достигал уже более двух сотен тысяч рублей. В 1910 году Карл Булла становится поставщиком Двора короля Сербии, еще до этого он получил такие почетные награды, как крест Румынской короны, орден «Звезда Льва и Солнца» от Персидского шаха и кавалерский орден Итальянской короны.
Общепризнанный мастер фоторепортажа Карл Булла занимался иллюстрированием журналов «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь» и «Столица и усадьбы», где перед читателями открывались все стороны жизни Петербурга и России.
В фотоателье на Невском проспекте Карл Булла работал вместе со своими сыновьями – Александром и Виктором, впоследствии также ставшими известными фотографами. В 1916 году он окончательно передает им свое дело, решив переехать в Эстонию, на остров Эзель. Там он занимается обучением местных жителей искусству фотографии и спокойно доживает свои дни.
Карл Булла скончался в 1929 году, оставив после себя огромное фотографическое наследие в виде более двухсот тысяч фотоизображений, относящихся к периоду конца XIX – начала XX века. Его сын, Виктор Булла, продолжил дело своего отца, создав, в частности, целый ряд великолепных портретных снимков, посвященных событиям Октябрьской революции 1917 года.
На его фотографиях перед нами предстают Ленин, Зиновьев, Каменев, Сталин и другие действующие лица того времени. Ему также принадлежит целая серия снимков о Русско-японской и Первой мировой войне.
В фотомастерской Карла Булла на Невском проспекте, 54 в центре Петербурга сегодня открыт музей, где можно познакомиться с историческими изображениями, документами и фотографическим оборудованием эпохи легендарного петербургского фотографа.
Источник: Фотокомок.ру