Представьте картину: шеф-повар шикарного ресторана готовит изысканное блюдо для гостей. Он берет набор нужных продуктов, подготавливает каждый из них определенным образом на огне, на пару или в холодном виде, если надо смешивает, соединяет, добавляет последние штрихи – и вот блюдо готово. Осталось подать его гостям. Из разрозненных составляющих получается одно целое.
Бизнес – это целое, состоящее из нескольких важных частей, которые вы соединяете вместе согласно вашему рецепту. Но как каждый рецепт он уже был кем-то до вас придуман и испробован на практике. Вам остается только адаптировать его к вашим условиям, добавив в него те штрихи, которые создадут вашу уникальность на рынке.
Любой бизнес состоит трех важных частей:
- Что вы предлагаете?
- Кому вы предлагаете?
- Как вы предлагаете?
Применим эту формулу для бизнеса фотографа.
- Что вы предлагаете? – ваше видение того, что вы снимаете. Ваш стиль и объекты съемки, конечный результат съемки клиент видит в вашем портфолио. Будем называть то, что публика видит в вашем портфолио, вашим продуктом.
- Кому вы предлагаете? – вы адресуете ваш продукт тем, кто очень в нем заинтересован. Вы решаете вашим продуктом те задачи и проблемы, которые на данный момент существуют у этих людей. Их мы будем называть вашими клиентами.
- Как вы предлагаете? – сюда входят все те действия, которые вы предпринимаете, чтобы донести вашим клиентам информацию о вашем продукте, разнообразные предложения ваших услуг, которые вы создаете благодаря наличию у вас продукта, а также ваше мастерство ведения переговоров, беседы с клиентами.
Давайте посмотрим эту теорию на примере.
Предположим вы – свадебный фотограф. Предположим, что вам нравится снимать именно свадьбы, иначе ваше успешное пребывание в этой сфере будет под большим вопросом.
Ваш продукт представляет собой портфолио свадебной съемки, слайд-шоу и примеры свадебных фотокниг, т.е. тот необходимый минимум, который ожидает увидеть любая брачующаяся пара, когда приходит к фотографу. В ваш продукт могут входить примеры распечатанных фотографий молодоженов в большом формате, фотокниги небольшого размера для родителей, наборы фотографий для гостей и т.д.
Ваш продукт по умолчанию предназначен молодоженам. Вы вряд ли предполагаете, что им заинтересуются убежденные холостяки. Однако среди всех молодоженов вашего города есть те, кому близок именно ваш стиль съемки, кто готов заплатить именно такую цену, кому нравится ваша личность и ваше обращение с клиентами. Эти молодожены будут чем-то между собой похожи: социальным уровнем, возможно, возрастом, образом жизни, личностными склонностями и мировоззрением, и другими особенностями. Они будут представлять собой ту группу людей, которым идеально подходит ваш продукт и вы, как профессионал своего дела.
Чтобы привлекать к себе именно таких людей, вам нужно будет всю вашу рекламу адресовать именно им. Вы знаете их привычки, общие черты их личности, их устремления и желания. Используя это знания, вы легко сможете составить тексты, которые бы цепляли их внимание. Ваша задача – найти места, где собираются такие люди. Это могут быть свадебные салоны, ювелирные магазины, салоны свадебных платьев и т.д. Вы можете заключить с ними партнерские соглашения и рекламировать себя через них. Вы можете рекламировать себя в любых местах, где собирается ваша целевая аудитория. Заметьте, не свадебные фотографы, а ваши потенциальные клиенты.
Вы создаете набор предложений своих услуг. Это означает, что вы создаете градацию цен, в которые включаете разное количество ваших услуг. Вы можете составить базовый пакет, расширенный и вип-пакет, каждый их которых имеет свою цену. Вы можете также предлагать свои услуги «россыпью», собирая которые, клиент может составить свой пакет.
Все люди любят подарки, поэтому предлагайте в каждом пакете набор из бонусов, чтобы клиенты почувствовали себя еще более счастливыми от работы с вами.
Имейте в наборе своих услуг те, которые по сравнению с вашей основной съемкой стоят сущую ерунду или вообще ничего не стоят. Например, если вы даете консультацию молодоженам, что нужно сделать в процессе свадьбы, чтобы выглядеть на фотографиях на все 100, этим вы показываете, насколько вы заботитесь о своих клиентах. Участие и помощь всегда вносит в общение элемент доверия и признательности, что завязывает клиентов на вашу личность. В этом случает вам намного проще и легче получить заказ на основную съемку.
Помните одну вещь. Прежде чем что-то начинать, желательно подумать, куда вы хотите прийти в результате. Если вы собираетесь в отпуск, то вы сначала решаете, например, поехать на южное море, а потом идете покупать билет на самолет. Так и в бизнесе. Вы сначала решаете, в какую точку по доходам, известности, по широте своего бизнеса, и за какое время вы хотите попасть, а потом уже принимаетесь за дело. Это вопрос выделения ресурсов, мотивации, привлечения партнеров в дело и того, что вам придет в голову по пути в желаемое будущее. А по пути к вам придет много хороших идей. Только делай.
Вот глагол «делать» один из самых важных в любом бизнесе. Делать, делать, делать. Внедрять то, что будет приближать вас к вашим целям в фотографии. Тестировать. Корректировать. От чего-то отказываться. Что-то усиливать.
Все вышесказанное и составляет рецепт построения бизнеса. Он прост. Если вы ему последуете, вы достигнете успеха.
Ирина Берберо,
Руководитель проекта www.photofortune.ru
Согласен с Ириной. Сам же свадебный фотограф в Минске и строю бизнес придерживаясь именно таких принципов, которые описаны в статье.
Прекрасная статья