ДомойЭто интересноУспех Sony - от рисоварки до лидерства в электронике

Успех Sony – от рисоварки до лидерства в электронике

Один из ведущих мировых производителей потребительской электроники, японская корпорация Sony появилась на рынке фототехники сравнительно недавно, но за короткий срок смогла завоевать симпатии потребителей и даже немного потеснить с рынка признанных лидеров. Основа успеха Sony – это новые изобретения вкупе с рискованными маркетинговыми решениями, что сделало продукты компании востребованными по всему миру.

История становления компании Sony относится ко времени окончания Второй мировой войны, когда в опустошенной войной и бомбардировками Японии вообще было трудно начинать какое-либо дело. Страна испытывала острый дефицит не только материальных средств, но и интеллектуального потенциала. В то время вряд ли кто-нибудь мог предсказать светлое будущее новому предприятию, которому через несколько десятилетий было суждено занять самые прочные позиции в области производства электроники.

Первый магнитофон

Официальной датой основания компании Sony считается 7 мая 1946 года, когда инженер Масару Ибука и предприниматель Акио Морита открыли маленькую мастерскую на третьем этаже торгового центра в Токио. Их предприятие, получившее громкое название «Токийская телекоммуникационная инженерная компания», в действительности занималось выпуском коротковолновых приставок для радиоприемников. В компании работало всего 20 человек, а начальный капитал предприятия составлял всего около 500 американских долларов, большую часть из которых Морита занял у своего отца.

Устройств для приготовления риса
Устройств для приготовления риса

 В послевоенное время в Японии было трудно реализовывать продукцию, предназначенную для очень узкого круга потребителей. Поэтому очень вскоре вместо коротковолновых приставок мастерская наладила выпуск устройств для приготовления риса. В сбыте товара предпринимателям помогал давний друг Ибука – Созабуро Тачикава. Жаровнями для риса, вольтметрами  и электрогрелками приходилось торговать буквально вразнос. На вырученные от их продажи средства Масару Ибука Акио Морита покупали различные иностранные электроприборы, которые после войны хлынули в массовом количестве на японский рынок.

Самое большое впечатление на талантливых японских инженеров произвел американский магнитофон с металлической магнитной лентой. На эту ленту можно было записывать радиопрограммы. Досконально изучив устройство, Морита и Ибука решили, что металлическая пластина – это не лучшая основа для магнитного покрытия. Они стали экспериментировать и заниматься производством магнитной пудры с помощью обыкновенного гриля. Для распыления пудры предприниматели использовали расческу, сделанную из волос барсука.

В ходе экспериментов выяснилось, что чем тоньше слой пудры, распыленный на ленте, тем качественнее будет звук. Они начали распылять магнитную краску на специальную поверхность очень тонким слоем. Результат оправдал ожидания и вскоре друзья запатентовали технологию производства легкой и гибкой магнитной ленты. В 1950 году «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» выпустила A и G-прототипы магнитофона, которые могли записывать и проигрывать магнитную пленку продолжительностью не более 30 минут.

G-прототип магнитофона
G-прототип магнитофона

Впоследствии появился уже H-прототип, весивший всего 13 килограмм. Устройство все равно оказалось довольно громоздким и дорогостоящим. К тому же, звукозаписывающее устройство нередко портило магнитную пленку, а сам магнитофон был сложен в управлении. Как бы то ни было, в начале 50-х годов в Японии появился первый ленточный магнитофон.

Для успешного коммерческого распространения нового изобретения Акио Морита намеревался убедить министерство образования использовать ленточные магнитофоны в школах. Впрочем, на первых порах предприятию очень помогла продажа 24 магнитофонов японскому судебному ведомству, которое подобным образом пыталось решить проблему нехватки стенографистов. От этой продажи предприятие выручило порядка одного миллиона йен, что дало возможность запустить рекламную компанию, призванную убедить японских чиновников в необходимости устанавливать магнитофоны в школах. Рекламная компания увенчалась успехом, и предприятие получило массовый заказ на выпуск своей продукции.

Когда же на рынке появился P-магнитофон по цене всего в 75 тысяч йен, «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» побила все рекорды продаж. Возникла даже проблема с удовлетворением потребительского спроса, вследствие чего Морита и Ибука решили приобрести небольшой завод и наладить конвейерное производство ленточных магнитофонов.

Транзисторы и бренд Sony

В 1952 году Масару Ибука отправился в США, чтобы изучить на месте, как налажено производство магнитофонов в американских компаниях. Однако главным результатом поездки стало приобретение у компании Western Electric лицензии на производство транзисторов. Об этих полупроводниковых приборах, предназначенных для усиления электрического тока и управления им, было известно еще до войны, однако у инженеров до поры до времени не было представления о том, где же можно использовать транзисторы. Масару Ибука на основе транзисторов сумел сконструировать бытовой радиоприемник, что стало поворотным моментом в развитии всей радиоэлектроники в Японии. Ведь радиоприемник на транзисторах получился куда компактнее своих громоздких и неудобных предшественников.

 sony tr

Кроме того, он мог работать не только от электросети, но и на обычных батарейках. Портативные радиоприемники TR-2 стали пользоваться огромной популярностью. Вскоре область применения транзисторов была расширена – «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» выпустила переносной телевизор с 8-дюймовым экраном, а чуть позже и первый видеомагнитофон, с помощью которого можно было записывать телевизионные передачи на магнитную ленту.

Поездка в США и последовавший за этим успех транзисторных радиоприемников привело Акио Морита к пониманию того, что их компания может экспортировать свою продукцию в другие страны. Правда, тут появилась необходимость в создании емкого и короткого названия бренда, чтобы с ним можно было закрепиться на мировом рынке. Порывшись в словарях, Масару Ибука и Акио Морита отыскали слово sonus, что в переводе с латыни означает «звук». Такое название в полной мере отражало область деятельности компании.

Но друзья немного изменили слово sonus, объединив его со словом sonny, что, в свою очередь, означает «маленький сын». Так на свет появился теперь уже всемирно известный бренд Sony. Одновременно был утвержден логотип компании с надписью, выполненной динамично наклоненным шрифтом. В 1955 году были представлены первые радиоприемники под новой маркой.

Стратегия успеха

Последующие десятилетия ознаменовались впечатляющими успехами компании Sony и множеством новых изобретений. Например, в 1961 году появился первый компактный телевизор TV8-301, а спустя семь лет была разработана и запущена в производство система цветного телевидения «Тринитрон». В 1971 году Sony удивила весь мир первой цветной видеокассетой и первой в мире профессиональной кассетной системой звукозаписи. В 1979 году компания Sony представила свой знаменитый аудиоплеер Walkman, который стал настоящим прорывом. В общей сложности было продано более 100 миллионов аудиоплееров.

Sony TV8-301
Sony TV8-301

В 80-е годы Sony также продолжало радовать потребителей своими технологическими новинками – первая электронная камера, первый CD-проигрыватель и 3,5 дюймовый дисковод. Достижения японской корпорации начали широко обсуждаться в прессе, а причины ее успеха стали предметом изучения студентов факультетов менеджмента и маркетинга крупнейших университетов мира.

Впрочем, основатель компании Акио Морита в своей книге «Сделано в Японии» сам определил стратегию успеха Sony. Вначале на рынке еще отсутствует какой-либо известный и нужный сегодня всем продукт, будь то транзисторный радиоприемник или бытовой видеомагнитофон. Специалисты в один голос утверждают, что такой продукт никому не нужен, ведь, например, зачем делать маленький, переносной радиоприемник, если у большого качество звучания намного лучше?

Но лидер компании четко объясняет сотрудникам «философию» нового продукта – компактный транзисторный приемник может последовать за хозяином в любое место, а видеомагнитофон позволит записывать любимые телепередачи и смотреть их в любое удобное время. Далее инженеры Sony берутся за разработку новинки. Производственный отдел обеспечивает превосходное качество продукта, а сотрудники отдела маркетинга – огромный рыночный успех. Такая типовая ситуация в истории Sony повторялась неоднократно и всегда приносила японской компании ожидаемые плоды.

Фототехника

К началу 80-х годов корпорация Sony стала крупнейшим мировым производителем электроники и бытовой техники. Оставался, пожалуй, только один незанятый сегмент рынка – производство и продажа фототехники. Это прекрасно понимали в руководстве компании и, в результате, в 1981 году Sony официально представила цифровую зеркальную камеру Mavica (Magnetic Video Camera), которая в техническом плане была основана на фирменной линейке телевизионных видеокамер, сконструированных на базе ССD-матриц. Появление фотокамеры Mavica по сути ознаменовало собой начало эры современной цифровой фотографии.

Сама камера осуществляла регистрацию фотоизображения с помощью CCD сенсора размером всего 10 х 12 мм. В нем умещалось только 0,28 мегапикселей. Изображения можно было сохранять на специальном гибком магнитном диске, который напоминал современные floppy-диски. На одном таком диске можно было сохранить до 50 кадров. В остальном Mavica мало чем отличалась от привычных «зеркалок», камера была оснащена видоискателем и оригинальным байонетом под сменные объективы.

Спустя пять лет была представлена фотокамера ProMavica MVC-2000, которая имела 0,38-мегапиксельный CCD сенсор с диагональю 2/3 дюйма. Новинка оснащалась несменным зум-объективом 48–288 мм с постоянной светосилой f/1.4. Примечательно, что в этой камере не использовались зеркала и пентапризмы. С помощью специального портативного дисковода для магнитных дисков можно было просматривать готовые снимки на экране телевизора.

Фотокамера ProMavica MVC-2000 являлась лишь пробным устройством для анализа спроса на рынке, поэтому она так и не поступила в широкую продажу. Специалисты компании Sony полагали, что время цифровой фототехники еще не пришло, поэтому разработка новых моделей осуществлялась не слишком быстрыми темпами. В Sony сконцентрировались на выпуске простой и дешевой цифровой камеры, предназначенной для массового потребителя.

Mavica MVC-C1 Personal Camera
Mavica MVC-C1 Personal Camera

Результатом этой работы стало появление в 1988 году камер Mavica MVC-C1 Personal Camera и MVC-A10 Sound Mavica, которые оснащались сенсорами в 2/3 дюйма с разрешением 0,28 мегапикселей и светосильными объективами с фокусным расстоянием 15 мм. Новинки позволяли снимать только при значении светочувствительности 80 ISO в диапазоне выдержек от 1/60 до 1/500 с. На магнитный диск можно было сохранить до 25 фотографий. Первые потребительские цифровые камеры Sony не произвели ожидаемого эффекта и не стали революцией, поскольку к тому времени Canon и Konica уже запустили в серийное производство модели с похожими характеристиками.

Линейка фотоаппаратов Cyber-shot

Настоящий успех на рынке цифровой фототехники к компании Sony пришел только после появления знаменитого семейства фотоаппаратов Cyber-shot. Родоначальницей этой линейки стала модель Sony Cyber-shot F1, выпущенная в 1996 году. Эта камера оснащалась модулем со встроенный вспышкой и 35 мм объективом, который мог поворачиваться на 180 градусов относительно основного корпуса аппарата.

Sony Cyber-shot F1
Sony Cyber-shot F1

Таким образом, цифровая камера Sony Cyber-shot F отличалась совершенно необычной конструкций, делавшей ее непохожей на другие фотоаппараты, присутствовавшие тогда на рынке. Цифровые снимки с разрешением 640 х 480 пикселей можно было записывать уже не на магнитный диск, а на небольшую карту памяти. Причем отснятые фотографии можно было сразу просмотреть на 1,8-дюймовом дисплее и при желании тут же удалить те, которые не понравились или не получились.

Спустя три года Sony выпустила более продвинутую камеру Cyber-shot F505, имевшую превосходный зум-объектив Vario-Sonnar от CarlZeiss, который мог двигаться вниз или вверх относительно корпуса камеры. С выпуском каждого нового фотоаппарата семейства Cyber-shot японская компания стремилась улучшить его характеристики, благодаря чему Sony спустя несколько лет после выпуска модели Cyber-shot F1 смогла оказаться  в числе лидеров рынка любительской фототехники.

Sony Cyber-shot F505
Sony Cyber-shot F505

Естественно, что после успеха в сегменте любительской фототехники компания Sony должна была выпустить решение, ориентированное на профессионалов. Но тут в Японии неожиданно для всех произошло одно громкое событие. Компании Konica и Minolta, объединившиеся в 2003 году, через три года вдруг объявили о своем уходе с рынка фотографической техники и передаче всех технологических наработок в этой области корпорации Sony. Это стало настоящим шоком для профессионалов и любителей фотографии во всем мире, ведь компания Konica была первой, кто начал выпускать в Японии форматные фотоаппараты, а Minolta разрабатывала среднеформатные фотосистемы еще с 1920-х годов.

Эти предприятия стояли у истоков развития фотографического дела на японских островах, а их продукция обрела немало приверженцев во всем мире. Впрочем, горевать пришлось недолго. Благодаря богатому наследию фотосистем Minolta корпорация Sony все в том же 2006 году сумела выпустить 10-мегапиксельную любительскую зеркальную фотокамеру А100. В ее внешнем облике, органах управления и конструкции четко прослеживалась связь с продуктами Minolta. От Minolta был унаследован и фирменный байонет. Через полтора года на рынке появилась «зеркалка» А700 уже полупрофессионального уровня. Свои новые модели камер Sony оснастила мощными электронными системами, обеспечивающими высокое качество фотоизображений.

В последующие годы японская корпорация с завидной регулярностью обновляет свой ассортимент цифровой фототехники – от недорогих компактных моделей до полупрофессиональных зеркальных фотоаппаратов, ориентированных на фотографов-энтузиастов. В новых моделях совершенствуются механизмы стабилизации изображения,  применяются инновации по самоочистке матриц, используются все более продвинутые сенсоры.

Параллельно с выпуском цифровых фотоаппаратов Sony постоянно расширяет и парк высококлассной оптики CarlZeiss. С этим легендарным немецким концерном японский гигант успешно сотрудничает уже с 1995 года. Поглотив Minolta, компания Sony получила все возможности для того, чтобы составить серьезную конкуренцию признанным лидерам рынка цифровой фототехники – Canon и Nikon.

 Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ