Чем холоднее становится на улице, тем меньше солнечных дней, и желание снимать на открытом воздухе у многих любителей фотографии начинает пропадать. Но пасмурные или облачные дни – это не повод далеко откладывать свою фотокамеру. Съемка в плохую погоду может быть не менее успешной, чем фотографирование в безоблачный, яркий солнечный день. Зимой и осенью погодные условия очень разнообразные и природа предоставляет фотографу огромные возможности для создания действительно интересных, уникальных кадров.
Плюсы и минусы съемки в плохую погоду
С точки зрения проведения фотосъемки, в пасмурной или туманной погоде есть как свои плюсы, так и очевидные минусы. Начнем с положительных аспектов. Во-первых, облачная, пасмурная погода – это возможность получить мягкий, рассеянный свет, который проходит через облака. Именно такого освещения многие фотографы пытаются добиться в студийных условиях. При съемке в плохую погоду Вам не потребуется софтбокс, в таких условиях очень выгодно снимать портреты, в том числе крупным планом.
Во-вторых, четко прорисованные облака создают красивое небо с драматическим эффектом, что является прекрасным подспорьем для создания эффектных пейзажных фотографий. Многие профессиональные фотографы-пейзажисты специально просматривают прогнозы погоды, чтобы снимать именно в таких сложных и непредсказуемых погодных условиях. Во всяком случае, это гораздо лучше скучного безоблачного неба. В-третьих, отсутствие жесткого света в виде прямых солнечных лучей открывает Вам возможность менять ракурс и планы съемки по собственному усмотрению, совершено не заботясь о положении солнца на небосклоне. Наконец, съемка в плохую погоду позволяет применять самые разнообразные фильтры для получения интересных эффектов.
Разумеется, у плохой погоды есть и свои недостатки или сложности. В первую очередь, сложные погодные условия потребуют от Вас гораздо большего внимания к настройкам фотоаппарата. В частности, нужно найти оптимальный баланс между достаточным количеством света и получением нужной резкости, используя более длительную выдержку. Во-вторых, из-за недостатка света желательно в пасмурную или облачную погоду использовать светосильную оптику. Если такого объектива у Вас нет в распоряжении (хотя бы с диафрагмой f/1,8 – f/4,0), то стоит потратить средства на его покупку.
В-третьих, в сложных условиях съемки, вероятно, потребуется использовать более высокие значения чувствительности ISO (400 – 800 единиц), что повлечет за собой неизбежное увеличение шумов на фотографии. Так что на обработку снимков может уйти гораздо больше времени и труда. Чтобы поймать в объектив нужное количество света и при этом исключить шевеленку, лучше отправляться на съемку в плохую погоду со штативом. Штатив – это желательный атрибут съемки в плохую погоду, хотя и не обязательный.
Не стоит забывать и о защите собственного фотооборудования во время дождя, тумана или снегопада, ведь цифровые камеры очень чувствительны к воде и конденсату. Решить проблему влаги поможет обычный полиэтиленовый пакет или пленка, в которой можно вырезать небольшое отверстие для объектива. Также для этих случаев сегодня продаются специальные защитные футляры/чехлы. Как показывает практика, использование бленды целесообразно не только в солнечный день (для защиты от бликов), но и в пасмурную погоду, чтобы предотвратить появление капель воды на линзе объектива.
Кстати, одежда самого фотографа должна спасать его от дождя – здесь каждый выкручивается как может, но в большинстве случаев приходится надевать резиновые сапоги, плащ или дождевик. Помимо всего прочего, в холодную, сырую погоду батарейки в камере разряжаются куда быстрее, чем в обычные солнечные дни. Поэтому имейте при себе дополнительный набор батареек, причем их оптимально держать в каком-либо теплом месте (например, во внутреннем кармане).
Особенности съемки в плохую погоду
В пасмурный день на улице довольно темно и серо, тем не менее, солнечный свет все же пробивается через облака. И задача фотографа состоит в том, чтобы поймать нужное количество света для создания качественного снимка. Тут действует простое правило: чем дольше закрывается затвор фотоаппарата, тем больше света попадет на матрицу. В то же время при слишком длительной выдержке объекты в кадре могут получиться размытыми. Поэтому при съемке в пасмурную или облачную погоду лучше всего использовать длинную выдержку в районе 1/40 – 1/60 секунды. Выдержка от 1/60 секунды даст Вам возможность более четко зафиксировать движение ручейка воды, падающих листьев или капель дождя. Фотографировать рекомендуется в ручном режиме, чтобы избежать ошибок экспозиции, иногда совершаемых автоматикой камеры. Применение светосильной оптики несколько облегчает Вам задачу и позволяет, в частности, фотографировать на более короткой выдержке с ISO, установленным на минимальных значениях.
В плохую погоду, когда на улице туман или дождь, все цвета в кадре кажутся блеклыми и маловыразительными. Чтобы как-то оживить снимок, можно поместить в центр кадра какой-либо яркий объект. Или использовать яркий, живой фон. Например, зеленая листва, помещенная в центр кадра, может немного компенсировать недостаток солнечного света. В качестве таких ярких объектов могут выступать элементы одежды или часть зданий – все, что своим цветом хоть как-то выделяется в серый, пасмурный день. Кстати, хороший сюжет для съемки в плохую погоду – мокрые листья на деревьях, мокрая трава или цветы сразу после дождя.
Также можно задействовать разнообразные светофильтры. Например, очень пригодится поляризационный фильтр, который в пасмурную погоду поможет сделать цвета на фото более живыми и контрастными. Вдобавок, он придаст цветам более теплый оттенок. Единственное, на что нужно обратить внимание, при использовании поляризационного фильтра следует увеличить экспозицию на один – два шага. Из других светофильтров в плохую погоду можно использовать нейтральный фильтр. С его помощью можно создать на фото художественные облака – с длинной выдержкой нейтральный фильтр поможет размыть их движение. Для этого потребуется только надежный, устойчивый штатив и увеличение экспозиции на несколько шагов в зависимости от плотности фильтра и конкретных условий съемки.
Плохая погода хороша тем, что можно создать фото с оригинальными драматическими деталями или выразительными объектами. Это может быть хмурое, грозовое небо, отражения в лужах или хорошо прорисованные, четкие ветки деревьев. Самые красивые снимки Вы можете получить, если поймаете пробивающиеся сквозь свинцовые тучи маленькие лучики солнца. Очень интересно в кадре выглядят разнообразные мокрые поверхности, которые обладают глубоким, насыщенным цветом. Это касается мокрого асфальта, стволов деревьев, мокрой травы и автомобилей. Все эти объекты становятся очень выразительными после дождя.
Место съемки лучше определить заранее. Желательно, чтобы это было открытое пространство, где будет присутствовать больше солнечного света. Но также для съемки в плохую погоду подходят и густые леса, и реки с водопадами, и городские улицы. В частности, в дождь можно попробовать поснимать в ночном городе, где имеется множество разноцветных огней. В кадре можно получить очень интересные отражения света, особенно если снимать на уровне земли. Кроме того, мокрые пустынные улицы сами по себе могут выглядеть очень драматично.
Профессиональные фотографы-пейзажисты прекрасно знают, что самые впечатляющие кадры можно получить сразу после дождя или грозы. Иногда даже в дождливую погоду небо немного проясняется, появляется небольшой разрыв в облаках, через которых просачиваются солнечные лучи. Сами же облака окрашиваются в необычные цвета. Будьте наготове, этого момента действительно стоит дождаться, чтобы снять по-настоящему уникальные кадры.
Вообще, можно рекомендовать любителям фотографии почаще снимать именно после дождя. В этот момент все окружающие предметы на улице приобретают насыщенный блеск, что обеспечивает очень живописную картину. Если же погода совершенно не располагает к ярким, выразительным кадрам, общая атмосфера получается довольно скучной, то переключите свое внимание на фотографирование деталей крупным планом. Это могут быть животные, листья, напитки – все что Вашей душе угодно. Плохая погода является неплохим поводом заняться макросъемкой. Капли на листьях и цветах придают снимку удивительную красоту.
Пасмурный день – это не время для съемки в автоматическом режиме. Старайтесь задействовать все технические возможности Вашей камеры, экспериментируя с ручными настройками. Это позволит передать на снимках особое настроение пасмурной погоды. Чтобы правильно показать в кадре движение воды, используйте не только длинные выдержки, но и несколько вариантов точек фокусировки. Снимая в хмурую, серую погоду, старайтесь играть на контрастах.
Кстати, иногда вместо того, чтобы охотиться за цветными, яркими объектами, имеет смысл переориентироваться на черно-белые, монохромные фотоизображения, которые при грамотной подаче смогут наиболее полно передать атмосферу дня. Если Вы фотографируете в сильный туман, то воспользуйтесь короткофокусными объективами и результат превзойдет все Ваши ожидания. Облачная, туманная погода – неплохое подспорье для съемки портретов, которые в этом случае будут отличаться мягкостью.
Итак, для истинного любителя фотографии плохой погоды просто не существует. В дождливую, облачную погоду благодаря мягкому, рассеянному освещению всегда можно найти интересные сюжеты для съемки. Нужно только более внимательно подходить к выбору экспозиции и других параметров съемки, грамотно использовать имеющееся освещение и экспериментировать с ракурсами. Результат не заставит себя ждать, и Вы убедитесь, что и в плохую погоду можно получать красивые, неповторимые кадры.