У Второй мировой войны был собственный, яркий символ в фотографии – это снимки Евгения Ананьевича Халдея, который прошел со своей камерой всю войну от Москвы до Берлина. Он сумел запечатлеть на своих снимках эту страшную эпоху от объявления о нападении Германии на Советский Союз до Нюрнбергского процесса.
Фотографии Евгения Халдея были опубликованы в центральных средствах массовой информации различных стран, а многие из них заняли свое почетное место в качестве иллюстраций в документальных книгах, учебниках по истории и энциклопедиях. Его снимки всегда обладали особой выразительностью благодаря таланту большого мастера, тонкому чувству смысла своей работы и понимания своих героев.
Евгений Ананьевич Халдей родился на Украине в Донецке в самый разгар Гражданской войны. В 1917 году в ходе еврейских погромов, неизменно сопровождавших военные действия, в дом его родителей ворвались погромщики. Мать, прикрывавшая своего малыша, была убита. При этом пуля, прошедшая насквозь через тело матери, серьезно зацепила и ребенка. Будущий фотограф сумел выжить только благодаря усилиям местного фельдшера.
Воспитывала Евгения Халдея его бабушка. Уже в раннем возрасте проявился его интерес к фотографии. В возрасте 12-ти лет он сумел изготовить свою первую фотокамеру, используя линзу из бабушкиных очков и обычную картонную коробку. С помощью этого несложного устройства он сделал свой первый снимок – фотографию городской церкви, которая впоследствии была разрушена.
В 1930 году после окончания пяти классов средней школы Евгений Халдей устроился чистильщиком в паровозное депо. Эта тяжелая работа позволила ему не только выжить в условиях страшного голода на Украине, но и дала возможность приобрести с рассрочкой его первый настоящий фотоаппарат Фотокор-1. После того, как молодой фотограф сделал несколько снимков, посвященных обычной жизни завода, на него обратил внимание редактор заводской газеты. Таким образом, творческая карьера началась у Евгения Халдея с фотографий рабочих и производственных цехов, выпуска стенгазеты и разноса тиража по заводу.
Евгений Халдей учился фотографии что называется «на ходу», постоянно практикуясь, а также временами подсматривая технику профессиональных фоторепортеров на снимках в харьковских и киевских газетах. Упорство, энтузиазм и талант молодого «самоучки» вскоре оценили по достоинству, пригласив сотрудничать сначала с украинским «Прессфото», а позже и с московским агентством «Союзфото».
К 1936 году, когда Халдей приехал в Москву для поступления на работу в фотохронику ТАСС, он уже имел опыт работы в газете «Социалистический Донбасс» и был отмечен премией на Вседонецких фотовыставках. Евгений Халдей начал работать фотокорреспондентом ТАСС, часто бывая в разъездах. Среди его самых известных фоторабот довоенного времени можно отметить классические портреты М. Растроповича и Д. Шостаковича, а также выполненные в репортажной манере снимки Алексея Стаханова и Паши Ангелиной.
С началом Великой Отечественной войны Евгений Халдей отправился прямо на фронт в группе военных корреспондентов. Сначала он попал на Северный флот, но впоследствии участвовал и в штурме Новороссийска, Керчи и в освобождении Севастополя. Вместе с советскими войсками он вошел в Румынию, Болгарию, Югославию, Австрию, Венгрию и Германию, постоянно обновляя военную фотохронику с помощью своей камеры Leica. Все 1418 дней войны от Мурманска до Берлина Евгений Халдей продолжал снимать.
На его снимках запечатлено поражение японцев на Дальнем Востоке, Парижское совещание министров иностранных дел и подписание акта капитуляции Германии. Именно он на поверженном Рейхстаге в Берлине снял Знамя Победы, ставшее символом победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Одной из самых знаменитых фотографий Евгения Халдея является фотография «Первый день войны», снятая в Москве 22 июня 1941 года. Приехав в Москву буквально накануне для съемок юбилея Лермонтова в Тарханах, он заметил, что люди на улице начали собираться у репродуктора. Сразу же выскочив на улицу с фотоаппаратом, Халдей сумел запечатлеть на снимке уникальную картину: собравшиеся у репродуктора люди с напряженными лицами слушают обращение Молотова о том, что началась война.
Впоследствии оказалось, что эта фотография Евгения Халдея стала единственной фотографией, сделанной именно 22 июня 1941 года, то есть в день начала Великой Отечественной войны. Во многих газетах мира была опубликована и другая его знаменитая фотография – это снимок ефрейтора 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона Марии Шальневой, которая регулировала движение военной техники неподалеку от Рейхстага в Берлине.
Но самая известная фотография Евгения Халдея – это, конечно же, «Знамя над Рейхстагом». Именно здесь проявился его талант фотографа с удивительно точной режиссурой, отбором будущих героев и поиском выгодного ракурса для большей выразительности снимка. Он получил срочное задание вылететь в Берлин, где уже штурмовался центр города, и Халдею надо было заснять, как бойцы советской армии будут водружать красный флаг над Рейхстагом.
Подготовка к этому легендарному снимку началась еще в Москве, куда Евгений Халдей приехал незадолго до съемки для того, чтобы подготовить тот самый флаг со звездой, серпом и молотом, который будет вскоре водружать на Рейхстаг солдат советской армии. Он прилетел в Берлин 2 мая 1945 года, когда там уже чувствовалось всеобщее ликование. Каждому солдату хотелось расписаться на стене Рейхстага или привязать к ней свою тряпочку. По пути к Рейхстагу Евгений Халдей наткнулся на нескольких бойцов, и попросил их помочь забраться на крышу для того, чтобы водрузить флаг. Поднявшись по перекореженным лестницам, они на чердаке уже захваченного здания нашли древко для знамени. Все было готово для начала фотосъемки. Флаг привязывал киевлянин Алексей Ковалев, которому помогали старшина разведроты Абдулхаким Исмаилов и минчанин Леонид Горычев. Пока бойцы прилаживали победное знамя, Евгений Халдей сумел найти наиболее выгодный ракурс и, в результате, отснял две кассеты. Вскоре легендарная фотография «Знамя над Рейхстагом» была опубликована во всех центральных газетах страны и в зарубежных печатных изданиях, став настоящим символом Победы.
К сожалению, после окончания войны по решению партийных чиновников Евгений Халдей был уволен из ТАСС и только спустя пятнадцать лет он сумел устроиться на работу в газету «Правда». В 60-е годы были опубликованы его фоторепортажи о студентах Московского университета и плавании советского атомохода «Ленин». Впоследствии он работал в «Советской культуре», создавая неповторимую галерею образов фронтовиков, занятых мирным трудом.
Но постепенно его имя начало забываться и только в 1995 году, за два года до смерти Евгения Халдея, его чествовали наравне с другим мэтром военной фотографии, американцем Джо Розенталем, на Международном фестивале фотожурналистики во французском Перпиньяне. Он также был удостоен почетного титула «Рыцарь ордена искусств и литературы».
В 1997 году издательство «Aperture» выпустило книгу «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея», а в Париже и Брюсселе состоялась премьера 60-минутного фильма «Евгений Халдей – фотограф эпохи Сталина». На закате своей жизни Евгений Халдей по-прежнему занимался фотографией, превратив свою маленькую квартиру в настоящую фотолабораторию и место встречи со своими коллегами по ремеслу. Он скончался 7 октября 1997 года.
При подготовке статьи были использованы фотографии ИТАР-ТАСС