Экспокоррекция в фотоаппарате, разберемся на примерах для чего она нужна. Довольно часто на профильных форумах, с появлением той или иной новинки, всплывает вопрос, зачем делать отдельное колесо экспокоррекции в фотоаппарате и выносить его на корпус, когда им практически никто не пользуется. До некоторых пор я сам не обращал внимания на это чудо-колесико, пока методом проб и ошибок не оценил все преимущества, которые может дать правильная экспокоррекция.
Содержание:
Экспокоррекция в фотоаппарате
Итак, что такое экспокоррекция в фотоаппарате по научному – это “принудительное введение поправки в измеренную экспозицию для компенсации ошибок измерения или достижения художественных эффектов” (из Википедии).
Когда-то давно экспозицию фотографы измеряли с помощью экспонометра, теперь это все делается автоматически самой камерой. Однако, даже электроника иногда ошибается, особенно в условиях сложной освещенности (съемка темного объекта, объекта на ярком фоне, в контровом свете и пр.).
Выделяют три ситуации:
- Правильно экспонированный кадр, когда есть баланс между светом и тенью, детали хорошо различимы как на свету, так и в тенях.
- Недоэкспонированный кадр – пропадают детали в тенях, темное изображение.
- Переэкспонированный кадр – слишком много света на матрице фотоаппарата, некоторые места фотографии сильно засвечены, в них отсутствуют детали.
Фотография приведенная выше наглядно демонстрирует, что может получиться, если не подумать об экспозиции и вовремя ее не откорректировать. Получаем фото, на котором вместо неба белое пятно, … а ведь там были облачка. В этом случае достаточно было сделать перед фотографированием экспокоррекцию -1-1,5 EV, на снимке появилось бы небо, а в редакторе затем можно осветлить участки в тенях.
Что дает экспокоррекция при фотографировании
Итак, разберем на простом примере, что нам дает экспокоррекция.
Первый файл, снято без коррекции экспозиции (0EV).
На лепестках очень много света, невнятные цвета, пропала текстура и контуры лепестков, изображение переэкспонированно. Открываем редактор и пытаемся улучшить ситуацию.
Лучше не стало, т. к. там, где из-за пересвета чистые белые пятна, информации для редактирования уже нет.
Следующее изображение сделано сразу за предыдущим, но с коррекцией экспозиции – 1EV.
На фотографии отчетливо видны лепестки, переходы цвета.
Делам пару действий по осветлению тени в редакторе и получаем сбалансированное изображение.
При фотографировании при недостаточном освещении экспокоррекцию делаем в плюс.
Так зачем необходима экспокоррекция в фотоаппарате? Для того, чтобы вносить поправки в освещенность получаемого кадра и добиваться наилучшего баланса между деталями, находящимися в светлой и затемненной областях снимка, избегать белых и черных пятен, в которых нет деталей.
Меняем экспокоррекцию … выигрываем в выдержке
Еще один вариант применения экспокоррекции выглядит не совсем логично, но работает и вполне себя оправдывает.
Если вы в лесу увидели, например, белку, хотите ее сфотографировать, но понимаете, что выдержки для съемки подвижного зверька маловато, а диафрагма и ISO на максимуме, в таком случае можно уменьшить экспокоррекцию на 1 и получить дополнительный выигрыш в выдержке. Конечно, в этом случае, снимать лучше всего в RAW.