Творчество фотографа Бориса Игнатовича представляет интерес не только для историков, изучающих советское фотографическое искусство 20 – 30-х годов, но и для современных любителей фотографии. Ведь этот выдающийся мастер советской фотографии работал в самых разных жанрах и стилистике, используя интересные приемы и необычные визуальные концепции.
Благодаря уникальным фотографиям Бориса Игнатовича мы сегодня можем судить о прошлом нашей страны, о жизни народа в первой половине XX столетия и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Игнатович и его коллеги, работавшие вместе с ним, вывели репортажную съемку совершенно на новый уровень, расширив традиционные представления об этом жанре фотографического искусства.
Борис Всеволодович Игнатович родился в Луцке в 1899 году и там же закончил гимназию. Свой путь во взрослой жизни он начал с увлечения литературой и работы журналистом. Игнатович постепенно овладевал профессией журналиста и редактора, трудясь стажером в луганской газете «Северо-Донецкий коммунист».
Уже в двадцатилетнем возрасте будущий фотограф становится репортером харьковской газеты «Красная звезда». На страницах этого издания регулярно появлялись очерки и статьи молодого журналиста о ходе гражданской войны, бушевавшей тогда в нашей стране, и жизни простых людей в это суровое время.
В 1921 году Игнатович становится редактором московской газеты «Горняк». Он также начинает активно сотрудничать с редакциями ленинградских юмористических журналов. Там он знакомится с такими известными личностями, как М. Булгаков, В. Катаев и М. Зощенко.
Именно фотография Зощенко стала для Бориса Игнатовича первой на его фотографическом пути. Он снимает писателя-сатирика, покупающим яблоки. Этот снимок был опубликован в 1923 году в журнале «Смехач». Игнатовича не на шутку заинтересовала фотография, и он начинает изучать технику съемки, свойства оптики и особенности фотографических материалов.
В 1926 году в Москве проходит собрание, на котором учреждается Ассоциация фоторепортеров при Доме печати. Одним из инициаторов этой организации, призванной объединить всех поклонников фотоискусства, становится Борис Игнатович. Участие в проектах ассоциации не мешает молодому талантливому фотографу работать в качестве фотожурналиста в газете «Беднота», журналах «Прожектор», «Огонек», «Советское фото» и «СССР на стройке».
А уже в 1928 году Игнатович вместе с другим прославленным советским фотографом Александром Родченко и группой единомышленников организует фото объединение «левых» фотографов под названием «Октябрь». По словам Родченко, фотографы нового направления должны были «раскрыть мир видимого. Мы должны революционизировать наше зрительное мышление. Мы должны снять с глаз пелену, называемую – «с пупа». Снимайте со всех точек, кроме «пупа», пока не будут признаны все точки».
Творчество Бориса Игнатовича и группы «Октябрь» шло в разрез с мнением Российского объединения пролетарских фотографов (РОПФ), стремившегося утвердить «идеологическую правду». Борис Игнатович вместе со своими единомышленниками пытались уйти от канонов салонной и постановочной фотографии. Работая над созданием изображений, он стремился заполнить все поле кадра активными объектами, которые в сочетании друг с другом давали бы полное представление зрителю о конкретном сюжете или теме.
В начале 30-х годов Игнатович пробует себя и в киноискусстве, участвуя в создании кинофильма «Олимпиада искусств» и снимая киноочерк «Сегодня». В этот же период для советского журнала «СССР на стройке» он с помощью простой «Лейки» снимает Ленинград с аэроплана, что было тогда большим новшеством. В частности, в историю советской фотографии вошел знаменитый снимок «Исаакиевский собор с высоты птичьего полета». Самое удивительное, что для создания уникальных изображений Ленинграда Игнатович не использовал никакого специального оборудования или приспособлений.
Отдельного внимания заслуживает работа Бориса Игнатовича во время Великой Отечественной войны. Он был фронтовым фоторепортером, повсюду следуя за кавалерийскими боевыми частями. Легендарный советский фотограф снимал будни армейской жизни, партизанское движение в тылу врага, жанровые сцены, зарисовки с исторических событий и персональные портреты.
В конце войны Игнатович сумел заснять на свою «Лейку» знаменитых советских маршалов – Г.К. Жукова и В.И. Чуйкова. В послевоенные годы Борис Игнатович создал множество портретов деятелей культуры и искусства, включая К. Чуковского, В. Мухина, С. Коненкова, М. Шолохова и Б. Пастернака. При этом он не забывал делиться своим опытом и секретами с молодым поколением фотографов, являясь одним из руководителей московского фотографического клуба «Новатор».
Как и Александр Родченко, Игнатович в своем творчестве всегда стремился найти наилучшую точку съемки с использованием источников света и различной компоновкой кадра. Он занимался фотографией в те времена, когда искусство, по мнению официальных властей, должно было служить, главным образом, для продвижения социалистических идей. Как писал Борис Игнатович, советская фотография пыталась подменить «настоящую действительность, документальность советского фоторепортажа слащавой картинкой и позой…»
Соответственно, любой уход фотографа от репортажной в сторону художественной фотографии воспринимался в штыки и подвергался жесточайшей критике. Игнатовичу и его талантливым современникам были чужды идеи советского искусства, поэтому они использовали в своем творчестве самые разные приемы съемки и кадрирования – сверху вниз, снизу вверх и по диагонали, «разгон по углам» и другие. В работах Бориса Игнатовича ракурс всегда служил для выражения мысли автора.
Борис Всеволодович скончался в Москве в 1979 году. Благодаря вдове выдающего мастера фотографии Клавдии Николаевне Игнатович удалось сохранить его огромное творческое наследие. С начала 80-х годов выставки с фотоработами Бориса Игнатовича начали проводиться не только в нашей стране, но и в Великобритании, Австрии и Соединенных Штатов. Его многолетний труд, наконец, получил всеобщее признание.
Источник: Fotokomok.ru