Современный фотоаппарат состоит из множества механических, оптических и электронных управляющих элементов, призванных обеспечить получение качественных изображений. Принцип работы классического фотоаппарата заключается в том, что лучи света, несущие изображение, проходят через объектив камеры, вступают в реакцию со сверхчувствительной поверхностью фотопленки и сохраняются на ней.
В цифровых фотоаппаратах роль фотопленки играет сенсор или матрица, способная преобразовывать изображение в цифровую информацию. Поэтому от разрешающей способности матрицы во многом зависит качество получаемых снимков. В дальнейшем цифровое изображение можно редактировать или отправлять на другие носители. Но помимо таких неотъемлемых частей фотоаппарата как матрица или процессор, существуют и другие элементы, которые невидимы для фотографа, но имеют при этом огромное значение. Зачастую именно с помощью этих невидимых деталей осуществляется гибкий контроль над процессом съемки и формируется тот или иной стиль художественной фотографии.
Наверное, каждый любитель фотографии слышал о таких терминах, как выдержка, диафрагма или экспозамер. Но далеко не все пытаются выяснить, что же это в действительности такое. Ведь можно просто пользоваться автоматическими режимами своей камеры и легко получать готовые снимки. Все же, если Вы хотите получать действительно качественные художественные снимки, о таких вещах стоит знать.
Понятие выдержки тесно связано с работой фотографического затвора. Это механизм фотоаппарата, главная задача которого заключается в регулировании продолжительности прохождения светового потока через оптическую систему камеры. То есть затвор открывает доступ лучам света к светочувствительному элементу в фотоаппарате и по истечении определенного промежутка времени закрывает его. Отрезок времени, в течение которого световые лучи попадают на светочувствительный элемент, и называется выдержкой.
В начале истории развития фотографии роль затвора выполняла обычная крышка фотообъектива. В те уже далекие для нас времена крышку снимали с объектива, самостоятельно отсчитывали в минутах или секундах выдержку, а затем объектив камеры вновь закрывали крышкой. С постепенным совершенствованием фотографической техники стало возможным уменьшить выдержку при съемке, что позволило фотографировать быстротекущие, динамичные явления. Для этого стали применяться фотографические затворы, способные точно дозировать отрезки времени, через которые в оптическую систему камеры успевает проскочить определенное количество света.
Сегодня затвор фотоаппарата, представляющий собой сложное механическое устройство с электронными элементами управления, обеспечивает максимально точное дозирование выдержки в широком диапазоне. Фотографические затворы по месту своего расположения в фотоаппарате делятся на фокальные и апертурные.
Фокальные затворы размещаются вблизи фокальной плоскости объектива перед светочувствительным материалом. Регулирование светового потока осуществляется с помощью щели между двумя шторками, перемещающимися относительно фотопленки. Все фокальные затворы по своему принципу действия являются шторными. То есть они представляют собой шторки из ткани или тонких металлических пластин. При использовании фокального затвора выдержка фотоаппарата регулируется посредством изменения ширины щели между шторками: чем эта щель уже, тем, соответственно, меньше выдержка.
Апертурные затворы, в свою очередь, располагаются внутри объектива вблизи диафрагмы. По своему принципу действия все они являются центральными. Такой затвор имеет специальные лепестки, открывающий световое отверстие объектива камеры от центра к периферии. Апертурные, центральные затворы позволяют более равномерно перекрывать световой поток, что дает возможность использовать фотовспышки при более коротких выдержках, чем в традиционных шторных затворах. В свою очередь, шторные затворы прекрасно зарекомендовали себя в зеркальных фотоаппаратах, при работе со сменной оптикой.
Каждый затвор обладает собственным диапазоном выдержки, то есть определенным рядом числовых значений выдержки в долях секунды. Выдержку принято определять именно в долях секунды, в частности, 1/60 с или, 1/250 с. Существует следующий стандартный ряд выдержек, используемых в большинстве современных фотоаппаратов: 1, 1/ 2, 1/ 4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000 и 1/4000 с. Таким образом, все смежные друг к другу величины отличаются по длительности в два раза.
Величина выдержки имеет большое значение для получения качественного изображения во время съемки. Короткие выдержки лучше использовать для съемки динамичных сцен или быстродвижущихся объектов. При съемке объектов, находящихся в движении, короткая выдержка позволяет избежать негативного эффекта размазывания изображения из-за движения самой камеры. Применяя короткие выдержки, Вы можете словно «заморозить» движение и динамичные сцены. Поэтому такие выдержки часто применяются при съемке спортивных состязаний, летательных аппаратов и автомобильных гонок. Кроме того, короткая выдержка позволяет получить интересные изображения стремительных горных речек или разбивающихся о мощные скалы морских волн.
Длинная выдержка часто применяется при съемках в условиях плохой освещенности, в вечернее или ночное время. Творческие эксперименты с длинной выдержкой позволяют добиться уникальных эффектов, например, в виде удивительно красивых огненных шлейфов от проезжающих ночью в городе автомобилей. Длинные выдержки также хорошо зарекомендовали себя при съемках фонтанов, проливных дождей с крупными каплями или водопадов. Применение длинных выдержек при съемке требует установки камеры на штатив, иначе все Ваши усилия пойдут прахом из-за вибрации фотоаппарата. Следует иметь в виду, что чем длиннее выдержка, тем дольше работает матрица фотоаппарата, соответственно, повышается цветовой шум и зернистость. По этой причине излишне злоупотреблять продолжительными выдержками не рекомендуется.
Выдержка тесно связана с другим известным каждому профессиональному фотографу понятием – диафрагмой. Под диафрагмой понимают специальное устройство, которое регулирует диаметр отверстия, пропускающего свет на светочувствительный элемент фотоаппарата. Значение диафрагмы обозначается латинской буквой F и измеряется как отношение фокусного расстояния к диаметру входного отверстия объектива.
Выдержка вместе с диафрагмой определяют экспозицию снимка, которая отталкивается от количества световых лучей, попадающих на матрицу или пленку фотоаппарата. Именно корректная экспозиция позволяет получать по-настоящему качественные изображения. Нахождение оптимального соотношения так называемой экспопары – величины выдержки и диафрагмы – становится главной задачей фотографа. Современные фотоаппараты имеют встроенные режимы экспозамера, позволяющего подобрать под конкретные условия съемки наилучшее соотношение диафрагмы и выдержки.
Экспозамер оценивает освещенность снимаемого объекта и определяет, сколько света должно попасть на матрицу или пленку фотоаппарата при срабатывании затвора для корректного экспонирования. Освещенность кадра характеризуется числом EV и каждому такому числу соответствует оптимальное соотношение выдержки и диафрагмы.
Экспозамеры, встроенные в фотоаппарат, бывают нескольких видов. Оценочный или матричный экспозамер оценивает показания в нескольких участках матрицы, распределенных по полю кадра. Он сравнивает полученные сведения с заложенными производителем данными о типичных съемочных сюжетах и принимает решение о величине необходимой экспозиции. В целом, данный вид экспозамера дает хорошие результаты при съемке большинства классических фотографических сюжетов.
Центровзвешенный экспозамер измеряет среднюю освещенность всего кадра с преобладанием центральной области и выдает свое соотношение экспопары. Он применяется в тех ситуациях, когда центральная часть кадра играет наиболее важную роль в изображении.
Еще один вид экспозамера – точечный. В нем область измерения ограничена лишь небольшой частью видоискателя – от 1 до 5 процентов от всей площади кадра. При осуществлении замера экспозиции осуществляется взвешивание значений относительно центра участка видоискателя. Точечный экспозамер позволяет, например, определить экспозицию для кадров с сильно контрастирующими светлыми и темными участками в тех случаях, когда освещенность объекта съемки и его фона сильно различаются.
В полупрофессиональных цифровых фотокамерах и фотоаппаратах начального уровня также иногда применяется частичный экспозамер, являющийся по сути разновидностью точечного. Он оценивает определенную площадь всего кадра и автоматически выставляет экспопару исходя из полученных результатов. При этом остальная часть кадра во внимание не принимается.
Знакомство с такими элементами современной фотокамеры, как выдержка, диафрагма или режимы экспозамера, лучше начинать как можно раньше. Ведь именно благодаря возможности определять оптимальное соотношение экспопары фотограф получает в свои руки мощный инструмент для творческих экспериментов и достижения определенных художественных эффектов. Кроме того, изучение основ подбора выдержки и экспозиции позволит Вам получать не только красивые и художественные кадры, но и по-настоящему качественные с технической точки зрения.
Источник: Фотокомок.ру – изучаем основы фотографии (при копировании или цитировании активная ссылка обязательна)