То ли ветер в небе, то ли вихрь в волнах. То ли облака, замешанные в море. То ли прибой, вывернутый наизнанку. И летающие силуэты с человеческими очертаниями – то ли в воде, то ли над водой, то ли во сне, то ли наяву. Ощущение невесомости, нереально-сказочного полёта. Но в то же время и чего-то мёртвенно-потустороннего, какого-то зазеркального мира, где тёмные фигуры парят, как свободные призраки, как жутковато-воздушные тени в серо-прозрачном мираже. Этот взгляд на мир с подводной точки зрения появится в галерее «Гринберг» – с двадцать первого сентября там открыта выставка «Seventh wave» австралийского фотографа Трента Парка.
Вообще фотографии Парка в галерее «Гринберг» выставляются не первый раз. В 2007 году экспозиция австралийца открывала эту галерею, созданную в стенах знаменитого «Винзавода». Сейчас, спустя пять лет, галерея «Гринберг» празднует свой юбилей и снова выставляет снимки Парка, как бы закольцовывая тем самым свою «пятилетку», свой малый временной круг. Организаторы выставки считают, что Парк во многом принципиален для программы галереи и как нельзя лучше подходит для подарка к пятилетнему дню рождения. А своего рода иллюстрацией этой арт-принципиальности может служить одна интересная мысль Кафки – считается, что в ее ключе во многом как раз и работает Парк: «Нет нужды выходить из дома. Оставайся за своим столом и прислушивайся. Даже не прислушивайся, жди, даже не жди, будь неподвижен и одинок. И мир откроется тебе, он не может иначе».
«Столом», за которым сидел и сидит Парк, во многом была и остается его родная Австралия. Он не бродит по миру в поисках экзотики, пейзажей, фона, а старается по-особому глядеть на мир рядом с собой. «Фотография помогает мне понять, зачем я здесь. Фотокамера помогает мне видеть». Видеть с помощью фотокамеры Парк начал ещё в детстве. Сначала в Ньюкасле, потом в Сиднее, куда переехал в двадцать один год. «На моей первой фотографии были мои собственные следы. Я просто оглянулся, увидел их и сфотографировал. … С тех пор мало что изменилось: я просто фотографирую все, что возбудило во мне любопытство или показалось интересным».
Но поначалу Трент намеревался стать профессиональным игроком в крикет. Постепенно фотография и крикет оказались двумя вещами несовместными, и Трент Парк полностью «сфокусировался» на съёмке. Он начинал работать в таких изданиях, как Newcastle Herald, Singleton Argus, Cessnock Advertiser, Хантер Вэлли. После этого были Daily Telegraph и The Australian. Снимая всё подряд и практически одновременно, – спорт, репортажи, рекламу – Парк, как он сам говорит, научился трём основным вещам – «быстро перемещаться, мгновенно снимать и думать на бегу».
Сейчас Парк считается одним из самых известных австралийских фотографов и единственным представителем этого государства, работающим для всемирно известного фотоагентства «Магнум». Фотографии Парка отмечены целой когортой высших наград. В период с 1996-го по 1998-й Международный олимпийский комитет присудил автралийцу целых пять «Золотых линз» (Gold Lenses). В 2000-м Трент Парк получил приз Canon Photo за фотоочерк «Мировые спортивные награды Сасакава». В 1999-м, 2000-м, 2001-м и 2005-м были премии World Press Photo за серии «Спортивные автогонки в Батерсте», «Седьмая волна», «Australian Roadkill» и «Wiluna».
Но, несмотря на то, что Парк много работал для прессы, свои фотографии он считает мало похожими на привычную работу фоторепортера и простое документирование; в них, по его словам, «нет четкой журналистской истории. Они — моменты времени, выхваченные из миллионов других моментов жизни Сиднея. Кто-то может сказать, что они не реалистичны, не похожи на обычные фотографии Сиднея. Для меня они также реальны и нормальны, как и все что я вижу, выходя на улицу». Это непростое документирование и необычное в обычном, полнота эмоций, чувств, настроений были отмечены в 2003-м году Грантом им. Юджина Смита: его Парк получил за гуманистический проект под названием «Minutes to Midnight» («Последние минуты до полуночи»), в фотографиях рассказывающий о повседневной жизни и культуре австралийцев, но вышедший за рамки одной, отдельно взятой страны благодаря тем обобщениям, символам и метафорам, которые Парк делал как фотограф и как человек.
Этот проект стал одним из трех, на которых, как на трех китах, базируется творческая репутация Трента Парка. Два других – «Dream/Life», о космополитических веяниях в Сиднее, крупнейшем городе австралийского континента, в котором жизнь смешивает людей разной крови; и «The Seventh Wave» («Седьмая волна»), тот самый взгляд из-под теплой австралийской воды, который можно увидеть сейчас в осенней Москве.
«Седьмую волну», несмотря на то, что она сделана в серо-призрачных и изысканно-жутковатых тенях, называют самым светлым проектом Парка. И в прямом, и в переносном смысле. Облака, море, пробивающиеся сквозь толщу воды солнечные блики и свобода – духа и тела, свобода как то главное, что, возможно, и определяет для человека понятие – «жизнь». Проект светлый еще и потому, что Парк делал его вместе с Нарель Отио, своей будущей женой. Шерше ля фам. Не исключено, что именно благодаря Нарель, благодаря той светлой полосе любви и счастливого одиночества двоих, эти водные снимки получились такими воздушными, и их даже назвали серией «между седьмой волной и седьмым небом».
Создавая серию «Седьмая волна», парочка проводила на пляже, вернее, под водой, каждый солнечный день в течение двух лет. Результаты этой пляжно-австралийской работы теперь доступны в столичном пространстве по конкретному адресу: Москва, 4-й Сыромятнический пер., дом 1, строение 6. Телефон для справок: +7 (495) 228-11-70. Часы работы: с 12:00 до 20:00. Выставка продлится до 5 ноября. Вход, что немаловажно, свободный.
Подготовила Катерина Кудрявцева