Одно из самых интересных и увлекательных направлений в современной фотографии – это съемка жидкости в движении или техника splash (всплеск). Такая фотосъемка позволяет получать очень эффектные кадры с каплями жидкости, которые буквально замирают на глазах во время набора высоты или резкого падения вниз. Фотографы зачастую стараются запечатлеть капли воды, падающие вниз, поскольку, когда жидкость поднимается вверх, кадры получаются менее выразительными.
Основная сложность и особенность техники splash заключается в том, что результаты подобной фотосъемки являются трудно прогнозируемыми. Это означает, что фотографу порой приходится потратить немало времени и сделать большое количество неудачных дублей только для того, чтобы получить один яркий, интересный кадр. Но этот потрясающий снимок, как правило, стоит потраченных на него усилий и времени. В этой статье мы попробуем дать несколько рекомендаций, как правильно снимать жидкость в движении.
Что потребуется для съемки?
Прежде чем приступить к съемкам, следует немного изучить сам процесс всплеска или создания водяных брызг. В нем можно обозначить три отдельных этапа или фазы:
– Первая фаза – это начальный момент всплеска, когда скорость движения воды очень высока, вследствие чего на фотографиях получается маловыразительная картинка. Это не самая подходящая фаза всплеска для съемки.
– В следующей фазе всплеска скорость движения воды уменьшается, благодаря чему жидкость уже можно «заморозить» на снимках. В данном случае мы видим всплеск во всей своей красе, изображение жидкости на фотографиях выглядит наиболее ярко и выигрышно.
– В заключительной фазе всплеск проходит кульминационный момент, капли воды начинают лететь вниз. Формируемое изображение еще приемлемо для фотографирования, хотя и менее выразительно, чем при съемке во второй фазе.
Итак, наиболее яркие и красочные фотографии получаются при нажатии на спуск затвора во второй фазе всплеска, то есть когда капли воды еще не достигли максимальной точки подъема. Именно этот момент и нужно суметь поймать фотографу в объективе своего цифрового фотоаппарата.
Теперь более подробно остановимся на том, что же потребуется для подобной фотосъемки. В первую очередь, нам нужна жидкость. В принципе, она может быть различной консистенции и цвета, однако для проведения фотосъемки рекомендуется все же использовать подкрашенную воду. Как показывает практика, цветные, немного подкрашенные прозрачные капли на фотографиях смотрятся более эффектно и выигрышно. Для того, чтобы подсветить водяные брызги, можно применить обычную накамерную вспышку.
В случае если Вы снимаете жидкость матовых или густых консистенций потребуется дополнительное осветительное оборудование. В частности, в таких случаях рекомендуется использовать студийный источник света с очень коротким импульсом. Причем длина светового импульса в данной ситуации и будет выдержкой. Для подсветки всплеска накамерной вспышкой или дополнительным осветительным оборудованием нужен именно короткий световой импульс, который осветительные приборы выдают на своей минимальной мощности.
Помимо освещения, также нужно располагать объективом, поддерживающим макросъемку. В целом, для техники splash подойдет и китовый объектив. Конечно, обязательно использование штатива. Сразу нужно отметить, что снимать капли и водяные брызги в домашних или студийных условиях, безусловно, лучше с ассистентом. Он будет бросать в воду какой-либо небольшой предмет, например, кусочек льда или простой резиновый мячик. А Вы, в свою очередь, будет пытаться поймать нужный момент всплеска.
Кстати, чтобы водяные брызги не летели куда попало, в том числе и в объектив фотоаппарата, необходимо каждый раз бросать предмет с одинаковой высоты и заранее определенной точки. В случае, если у Вас нет помощника, задача несколько усложняется – Вам придется одной рукой бросать предмет в воду, а другой нажимать на кнопку спуска затвора.
Снимать жидкость в движении нужно в относительно темном помещении, причем этоможно делать даже в своей ванной или на кухне. Для предохранения объектива на него крепится защитный фильтр, который время от времени следует протирать. Профессионалы ведут съемку в студийных условиях, не забывая защитить осветительное и фотографическое оборудование полиэтиленовой пленкой. Разворачивая пленку, они оставляют лишь небольшое отверстие для объектива, затем закрывая его тонкой пластинкой из оптического стекла. Для фотографирования всплесков рекомендуется использовать контрастный фон, с отсутствием какой-либо ярко выраженной фактуры. Это может быть матовый или полупрозрачный фон.
Техника съемки
Для начала остановимся на настройках фотоаппарата. Снимать нужно в ручном режиме – выставляем режим М (мануал) на своем фотоаппарате. Диафрагму устанавливаем в пределах от f/11 до f/22 для достижения достаточной глубины резкости. Если после получения тестовых снимков, Вы обнаружите, что света недостаточно, можно поднять значение ISO (первоначальное значение – 100 ISO), но не слишком высоко, чтобы не появились шумы – светочувствительность в данном случае подбирается исключительно пробным путем.
При съемке с накамерной вспышкой можно использовать значение выдержки 1/200 с., а в случае с импульсными источниками света, как мы уже упоминали, длина импульса и будет являться оптимальной выдержкой. Перед съемкой настраиваем осветительное оборудование таким образом, чтобы оно давало короткий импульс. Фокус настраивается в ручном режиме, рекомендуется осуществлять фокусировкупо центру емкости с жидкостью (можно положить на воду несколько предметов и сфокусироваться на них)или чуть ближе к фотоаппарату.
Перед началом съемки нужно определить приблизительно ту точку, где будет происходить сам всплеск. Процесс фотосъемки выглядит следующим образом. В помещении должно быть достаточно темно, поэтому выключаем весь яркий свет. Далее открываем затвор цифрового фотоаппарата. В ванну, раковину или емкость с водой бросается предмет с заранее определенной высоты. Важно: как поймать момент для подсветки всплеска и последующего фотографирования?
Тут может быть два способа. Это ловить момент с подсветкой вспышкой всплеска в заданной точке вручную, либо применить датчик движения, с помощью которого в нужный момент будет запущен световой импульс. Первый вариант принесет Вам плоды только при наличии определенной сноровки и опыта. Второй же вариант основан на простом алгоритме: датчик движения фиксирует пролет предмета над емкостью с водой в одной и той же точке и синхронизирует вспышку с контролируемой задержкой. Тем самым, изменяя время задержки, Вы можете подобрать нужную для съемки фазу всплеска, своевременно осветив его и запечатлев на снимках. Итак, после пролета предмета датчик фиксирует его, после чего устройство задержки импульса запускает осветительный прибор. После этого затвор фотокамеры закрывается и снимок готов.
Фотосъемка капель воды и брызг требует большого количества отснятых кадров. При предварительном просмотре можно сразу выбрать наиболее удачные из них. С опытом и приобретением соответствующих навыков Вы сможете организовать процесс съемки таким образом, чтобы получать в каждой серии не случайный, а прогнозируемый, качественный результат. Техника splash открывает огромное поле для творческих экспериментов. Вы можете бросать в емкость с жидкостью самые разнообразные предметы, получая оригинальные формы всплесков, экспериментировать с настройками фотоаппарата и получать красочные и эффектные кадры.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)