Всем известно, кто такие фотографы-папарацци. Они стремятся сфотографировать различные пикантные ситуации из жизни какой-нибудь известной личности, которые заведомо будут носить скандальный характер. Современные папарацци должны обладать навыками тайного агента, чтобы проникать туда, куда невозможно попасть, вести скрытную фотосъемку и подкупать нужных лиц. Сегодня скандальные фотографии, сделанные профессиональными папарацци, нередко печатаются уже не только в дешевой желтой прессе, но и на страницах престижных изданий. Большинство людей и, естественно, любителей фотографии в курсе, кто такие папарацци, но немногие знают о том, откуда собственно появилось само это слово.
На самом деле появлению слова «папарацци» мир обязан кинематографическому творению гениального Федерико Феллини, а именно – фильму «Сладкая жизнь», показанному в кинотеатрах в 1960 году. В этой киноленте героя Марчелло Мастроянни неустанно преследовал фоторепортер, которого звали Папараццо. Это имя Федерико Феллини позаимствовал у своего не в меру болтливого друга детства, с которым они вместе учились в школе. Согласно другой версии, слово «папараццо» на одном из итальянских диалектов означает нечто иное как «домашний вредитель», от назойливости которого просто невозможно избавиться. Существует и третья версия – якобы имя Папараццо Феллини позаимствовал из книги одного британского писателя, которую он читал во время съемочных дней.
Папараццо в «Сладкой жизни» сыграл актер Вальтер Сантессо. Ему выпала роль очень докучливого фотографа. От имени этого персонажа и произошло слово «папарацци», которое получило широкое распространение по всему миру. Примечательно, что прообразом этого кинематографического героя послужил итальянский фотограф Тацио Секкьяроли.
Считается, что именно Секкьяроли первому пришла в голову мысль о том, чтобы пробраться на самую престижную улицу Via Veneto в Риме, где ни на минуту не останавливалась развлекательная ночная жизнь. Именно сюда съезжались известные люди и звезды шоу-бизнеса, чтобы весело провести время. Здесь, наряду с итальянскими актерами и известными политическими деятелями, можно было отыскать и заграничных звезд, например, Элизабет Тейлор или Одри Хепберн. В эпоху 50 – 60-х годов портреты известных людей еще снимались по классическим канонам и режиссировались в студии вплоть до малейших подробностей. Поэтому репортажная съемка знаменитостей вдруг оказалась чрезвычайно востребованной.
На Via Veneto в Риме каждый день кипела та самая жизнь, о которой рассказывалось в фильме «Сладкая жизнь». Тацио приезжал туда в поисках скандальных снимков. Впрочем, сам он не имел никакого отношения к этому звездному миру. Ведь Секкьяроли родился в 1925 году в одном из самых бедных кварталов итальянской столицы. Еще в детстве ему пришлось познать нужду и пережить невзгоды Второй мировой войны.
Однако богатая фантазия и энтузиазм всегда двигали его вперед. Трудно сказать, когда Тацио Секкьяроли впервые увлекся фотографией. Однако когда в столицу вошли американские войска, он сумел утащить у одного из солдат свой первый фотоаппарат. Все последующее время он посвятил тому, чтобы ходить по улицам Рима и фотографировать американских вояк на фоне культурных достопримечательностей.
Таким образом, в середине сороковых годов Тацио Секкьяроли превратился в настоящего уличного фотографа, который поначалу снимал военных, а затем переключился на туристов, посещавших Рим. Фотографией молодой человек просто стремился заработать себе на кусок хлеба. На первых снимках Секкьяроли, которые прекрасно сохранились до наших дней, можно увидеть далеко не только торжественное шествие американских войск по итальянской столице или туристические группы. Тут запечатлены и далеко не самые приглядные сюжеты. Например, грязные нищие и попрошайки, усталая собака, бредущая по улице, драка между сторонниками фашисткой и коммунистической идеологии.
Уже на этих первых кадрах можно уловить внимательный и абсолютно нейтральный взгляд Тацио Секкьяроли на происходящие вокруг события. Это станет его фирменным подчерком на всю оставшуюся жизнь. Он словно исследователь с камерой, которой просто фиксирует отдельных людей или события, выделяя их из нищей послевоенной итальянской жизни.
В 50-е годы Тацио Секкьяроли некоторое время работал в агентстве Адольфо Порри Пасторела, после чего создал свое собственное агентство «Рома Пресс Фото», чтобы снимать и отправлять в различные издания фотографии скрытой жизни кумиров итальянской публики. Красивая и сладкая улица ViaVeneto в Риме всегда привлекала молодого человека своими манящими огнями ресторанов и роскошью.
Для огромного числа фотографов, испытывавших настоящую нужду, это был запретный мир с людьми, которые имели в своем распоряжении буквально все – деньги, элитную недвижимость и красивых женщин. Секкьяроли, вооруженный камерой, начал шпионить за известными людьми, посещающими рестораны и гостиницы ViaVeneto, а затем продавал эти снимки журналам и газетным изданиям.
Ночная жизнь Рима привлекала не только итальянских знаменитостей, но и мировых звезд – здесь можно было запечатлеть Элизабет Тэйлор, обнимающуюся с очередным супругом, скрывающуюся от назойливых фоторепортеров Одри Хэпберн или Джейн Мэнсфильд, находящуюся в состоянии алкогольного опьянения. Секкьяроли начал настоящую охоту за знаменитостями.
На улице ViaVeneto с течением времени появилось огромное количество охранников и фотографам приходилось проявлять смелость и чудеса изобретательности, чтобы получить заветные кадры. Однако Секкьяроли и его коллегам по ремеслу это вполне удавалось. Он фотографировал звезд шоу бизнеса и известных политических деятелей в самых неожиданных и компрометирующих ситуациях – например, когда они весело отдыхали со стриптизершами в баре или ломали мебель, будучи в изрядном подпитии. Эти кадры приносили ему неплохие деньги и широкую известность.
Разумеется, люди, попадавшие в объектив камеры Тацио Секкьяроли, отнюдь не были в восторге от того, что их снимают. Некоторые знаменитости вообще приходили в ярость и набрасывались с кулаками на беззащитных фотографов вместе с пришедшими им на помощь охранниками. В коллекции снимков Секкьяроли, например, можно увидеть актера Энтони Стила, который с перекошенным от гнева лицом, преследует одного из папарацци, стремившегося заполучить фотографию выходящей из автомобиля актрисы Аниты Экберг.
Работа папарацци могла быть очень трудной и опасной, однако Секкьяроли в совершенстве овладел этим ремеслом. Он хорошо усвоил, что кадры, на которых какая-либо знаменитая личность оказывалась запечатленной в гневе или бессильной злобе, продавались по самой высокой цене. Поэтому папарацци нередко сами провоцировали актеров, политиков и звезд шоу бизнеса в надежде заполучить более яркие, эмоциональные и, соответственно, более дорогие кадры. Группа папарацци в составе десяти – пятнадцати человек, куда входил и Тацио Секкьяроли, передвигалась по улицам Рима на мотороллерах. Надо сказать, что поначалу они получали за свой труд не так уж много, но к 70-м годам интерес публики к скандальным фото знаменитостей существенно вырос и за такие снимки стали платить баснословные суммы.
Неоднозначную славу Тацио Секкьяроли принесли не только скандальные фото знаменитостей. В его биографии было несколько весьма интересных и довольно комичных моментов. В частности, в 1958 году фотограф по заданию одного издателя отправился в глухую итальянскую провинцию, чтобы сфотографировать неожиданное событие – явление Богоматери, о которой сообщила одна из местных девочек. Прибыв на место, разумеется, Секкьяроли не нашел никакой Богоматери, однако это ничуть его не остановило. Вступив в контакт с группой возбужденных сельских жителей, он попросил их сесть на определенные места и представить, что перед ними действительно появилась Мадонна. Селяне послушались фотографа и сделали так, как он говорил. В результате, получился легендарный снимок «Чудо в Терни», который выглядит отнюдь не как постановочная, а как живая документальная фотография. Естественно, Ватикан выразил явное возмущение такими фотографическими приемами. Кстати, этот эпизод вошел в ленту «Сладкая жизнь».
Еще более скандальную известность Секкьяроли приобрел после того, как запечатлел на камеру целую серию фотографий о стриптизе на частной вилле одного из итальянских политиков. Съемочную группу тогда ждали огромные неприятности, но именно эти фотографии, как говорят, заинтересовали итальянского режиссера Федерико Феллини и он решил познакомиться с их автором.
Знакомство с Феллини стало определяющим, поворотным моментом в судьбе Тацио Секкьяроли. Выдающийся кинорежиссер пригласил репортера поработать его личным фотографом. Секкьяроли начал фотографировать то, как снимается кино. После выхода «Сладкой жизни» на киноэкраны имя Папараццо стало нарицательным, а некоторые сцены из этого фильма были позаимствованы Феллини непосредственно из жизни его личного фотографа. Картина имела ошеломительный успех и способствовала популярности Тацио Секкьяроли. Теперь ему уже не нужно было охотиться за знаменитостями на Via Veneto – в какой-то степени он сам стал той знаменитостью, фотографии которой так хотели получить папарацци.
С этого момента Секкьяроли превратился из уличного фоторепортера в гламурного фотографа, услугами которого пользовались многие известные люди того времени. Главными героями фоторабот Тацио Секкьяроли были Федерико Феллини и Софи Лорен. С последней он познакомился в 1964 году во время съемок картины «Брак по-итальянски». В последующие двадцать лет он активно сотрудничал с Софи Лорен, вместе с нею работая над ее образом в жизни и в кино. Впрочем, в коллекции Тацио можно обнаружить фотографии многих знаменитостей, начиная от Бриджит Бардо и Клаудии Кардинале и заканчивая Омаром Шарифом. Но это уже были не скандальные, репортерские кадры, а настоящие постановочные фотографии в виде парадных портретов.
На протяжении долгого периода Тацио Секкьяроли присутствовал со своей камерой за кулисами различных съемок. Он снимал закулисные моменты таких известных картин, как «Клеопатра» и «Город женщин». В роли личного фотографа Софи Лорен он объездил практически весь мир, побывав, в том числе, и за «железным занавесом», на территории Советского союза. Вплоть до 1983 года итальянский папарацци активно снимал, после чего решил отойти от своей бурной фотографической деятельности.
Тацио Секкьяроли ушел из жизни в 1998 году в своем доме в Риме. Именно он и его коллеги по ремеслу, посещавшие знаменитую Via Veneto в конце 50-х – начале 60-х годов, заложили основу совершенно нового фотографического жанра. В наши дни индустрию глянцевых изданий уже трудно представить себе без пронырливых папарацци, охотящихся за пикантными и скандальными моментами из жизни известных людей. В современном мире искусство папарацци востребовано даже больше, чем художественная фотография и тонкие, глубокие фотоработы.