Свет в фотографии играет важную роль, ведь чем интереснее выглядит световой рисунок, тем более выразительной кажется сама фотография. Недаром само слово «фотография» в переводе с греческого означает «светопись». Как же наилучшим образом использовать свет в фотографии для создания ярких и неповторимых изображений? Для этого фотограф может использовать технику создания фотографий при помощи световой кисти. Такая техника предусматривает использование малогабаритного, направленного источника постоянного света, который способен дать сфокусированный узкий луч. С помощью такого луча каждый объект съемки освещается отдельно. Тем самым, фотограф словно рисует светом на фотографии движущейся световой кистью. В качестве той самой световой кисти может выступать обычный фонарик, которым фотограф рисует картину в воздухе перед камерой.
Это необычное занятие сегодня называется световой фотографией или световым граффити. Для создания оригинальных световых картин, воплощаемых в фотоснимках, не требуется какой-либо дорогостоящей аппаратуры, нужно лишь правильно выстраивать свет и композицию, а также умело управлять такими параметрами, как выдержка и светочувствительность.
Овладеть техникой съемки с использованием световой кисти не так уж сложно, как кажется на первый взгляд. Достаточно взять фонарик в свои руки и при определенном старании и усидчивости, Вы сможете получить очень необычные фотографии с драматическим или мистическим характером. Прелесть световой фотографии заключается в том, что любые предметы или вещи, особым образом освещенные в кадре, приобретают совершенно необычный вид, который сложно получить при использовании каких-либо других известных приемов фотосъемки.
С помощью обычного фонарика фотограф получает возможность самостоятельно подчеркивать те или иные световые акценты, выделять при помощи света наиболее важные объекты в кадре. Игра со светом также позволяет изменять цветовую насыщенность объекта съемки и всей сцены. Пожалуй, это самый интересный способ получения фотографий, позволяющий представить любой объект на снимке в совершенно ином, непривычном виде.
Что необходимо для световой фотографии?
Итак, что же необходимо для того, чтобы снимать световые фотографии? Прежде всего, Вам нужна темнота, лучше всего использовать какое-либо темное помещение, куда не проникает солнечный или искусственный свет. Можно осуществлять съемку и на улице в темное время суток, но важно, чтобы в кадре не было никакого лишнего света, например, света от фар проезжающего мимо автомобиля. Что касается фотокамеры, то одно из преимуществ световой фотографии заключается как раз в том, что здесь не требуется какая-либо дорогостоящая фотоаппаратура. Можно использовать пленочный или цифровой фотоаппарат. Последний предпочтительнее для новичков, поскольку с помощью цифровой камеры Вы сможете делать несколько дублей и сразу же просматривать полученные результаты, корректируя свои действия.
Главное, чтобы выбранный фотоаппарат позволял Вам устанавливать настройки вручную. Что касается цифровой фототехники, желательно, чтобы камера имела полнокадровую матрицу, которая обеспечит меньший уровень шума при съемке на длинных выдержках. Хотя учитывая существенный прогресс производителей в снижении уровня шума в последних моделях любительских камер, можно даже быть уверенным в том, что снять достаточно качественные световые фотографии Вам удастся и с обычной мыльницей.
Поскольку съемка будет осуществляться на довольно длинных выдержках, лучше использовать светосильный объектив. И, конечно же, Вам потребуется максимально устойчивый штатив с жесткой фиксацией камеры. При создании световых фотографий даже малейшее смещение камеры на несколько миллиметров вследствие дыхания фотографа или порыва ветра может создать серьезные проблемы. Камеру обязательно придется устанавливать на штатив, чтобы она была полностью неподвижна.
Поскольку во время съемки сам фотограф будет, скорее всего, занят непосредственно работой с источником света, то запуск камеры представляет собой определенную проблему. Лучше всего для запуска камеры использовать пульт дистанционного управления, запрограммированный на нужное количество кадров с определенной выдержкой. Другой распространенный вариант – это съемка в компьютер, посредством которого можно запускать саму камеру.
Отдельно нужно сказать о выдержке при работе с фотокамерой. Длинные выдержки позволяют «рисовать» светом по объекту, поскольку пока фотограф рисует фонариком в воздухе затвор фотоаппарата остается открытым. В это же самое время на матрицу камеры падает свет, который и отражается на снимке в качестве световых линий. Снимать световые фотографии необходимо в ручном режиме, устанавливая значение выдержки не более пяти – пятнадцати секунд. При некоторых значениях выдержки могут появиться «шумы», поэтому здесь каждая секунда играет роль. Что касается з светочувствительности (ISO), то тут также все индивидуально, но не рекомендуется выставлять значения более 160.
Фонарики
Помимо такого стандартного набора фотооборудования, Вам понадобятся фонарики, которые и будут выступать в роли той самой «световой кисти». В действительности для профессиональных съемок используются особые, дорогостоящие источники узконаправленного света, способные держать цветовую температуру на уровне 5500 K, что эквивалентно дневному свету. Они также дают возможность фотографу использовать разнообразные фильтры и насадки. Но для создания интересных и необычных снимков вполне можно ограничиться использованием обычного светодиодного фонарика. Сегодня в продаже можно найти множество самых разнообразных фонариков, отличающихся мощностью и размерами. При грамотном выборе они вполне могут подойти для «светописи».
Важно, чтобы фонарик обеспечивал получение узконаправленного пучка света. Лучше всего если выбранный Вами фонарик будет иметь цветовую температуру около 5500 К, чтобы имитировать дневной свет. С таким фонариком, имеющим маркировку Day Light, Вы сможете осуществлять съемку различных объектов. Можно также использовать фонарики, дающие различный цвет – желтый, зеленый, фиолетовый, красный, оранжевый, синий и белый цвета. В продаже можно найти светодиодные фонарики, способные давать жесткие тени, которые придадут снимку характер драматичности.
Для смягчения света прямо на фонарик можно нанести любой бесцветный крем, используемый для рук или для тела. Нанося более густой слой крема на фонарик, Вы, тем самым, делаете свет более мягким. Главное, не забыть перед следующей съемкой очистить фонарик от слоя засохшего крема, чтобы затем наносить новый слой. Во время самой съемки лучше надеть темную одежду, чтобы камера не смогла заметить Вас. Фонарик при этом необходимо держать за самый кончик, чтобы пучок света от Вас был максимально далеко. При этом человеку, держащему фонарик, необходимо постоянно двигаться во время рисования световых линий, чтобы не остаться в кадре.
Съемка
Перед тем, как собственно приступить к съемке, следует не только подготовить оборудование, но и заранее определиться с композицией, с тем объектом, которому должно быть уделено основное внимание на снимке. Нужно понять, какие части сюжета будут менее проработаны светом, какие акценты сделать при помощи света и где будут расположены тени. Лучше всего сначала нарисовать все на бумаге, запомнить зрительно, чтобы потом было легче рисовать по воздуху. Зачастую самые необычные и яркие снимки получаются посредством рисования у вполне обыденных и простых вещей, вроде обычного почтового ящика или горшка с цветами. С точки зрения создания какого-либо образа здесь нет никаких границ, можно смело экспериментировать, чтобы получить неожиданные результаты.
При осуществлении съемки с использованием световой кисти очень важно иметь возможность просмотра кадра сразу после съемки и выполнения соответствующих действий с кистью. Обычного дисплея цифровой фотокамеры может не хватить для изучения всех деталей фотоизображения. Поэтому лучше всего подсоединить Вашу камеру к персональному компьютеру или ноутбуку, чтобы просматривать отснятые кадры на большом экране. При этом Вы сможете сразу же отмечать наиболее удачные изображения среди огромного количества дублей. С помощью компьютера, как уже отмечалось, можно обеспечить и удаленный запуск фотокамеры.
Итак, Вы подключили камеру к компьютеру, предварительно установив ее на штатив, навели и сфокусировали объектив при включенном автофокусе, а затем переключились в ручной режим. Начинается самый важный и ответственный этап съемки – рисование светом. Желательно предварительно продумать использование очень слабого источника света, посредством которого можно было хотя бы ориентироваться в полной темноте, чтобы не наткнуться на какой-либо предмет и не покалечиться. Вручную устанавливаются значения выдержки, светочувствительности и диафрагмы.
Здесь все зависит от Ваших предпочтений и творческого замысла, главное избежать возникновения «шумов». Управлять интенсивностью света можно посредством выдержки и светочувствительности. Восемь – десять секунд – это вполне достаточное время для того, чтобы успеть сделать рисунок. Как показывает практика, лучше снимать каждую деталь сцены отдельно, а потом склеивать получившиеся кадры в одно фотоизображение уже в компьютерном редакторе.
При использовании светодиодного фонарика Вы можете создать рисующий, заполняющий, контровой или фоновый свет. Основной свет во время съемки – рисующий. Им освещается главный объект съемки, причем желательно делать это подольше и как можно ближе к самому предмету, чтобы получить более яркое световое пятно. Для создания контрового света, подчеркивающего контуры, достаточно осветить объект фонариком с тыльной стороны. Фоновый свет, как понятно из названия, необходим для подсветки фона.
Принцип использования фонарика для освещения сцены достаточной простой: чем ближе Вы подносите фонарик к снимаемому объекту, тем более ярким будет световое пятно и более резкими тени. Соответственно, чем дальше будет расположен фонарик, тем меньше света Вы сможете получить. Таким образом, те предметы, которые Вы хотите осветить ярко, нужно освещать дольше и располагая фонарик как можно ближе к ним. Наоборот, размытое неяркое пятно можно получить, держа световую кисть далеко от предмета. Для создания драматической картины стоит осветить сцену фонариком преимущественно с одной стороны. Если же Вы хотите получить более спокойное фотоизображение, то необходимо равномерно осветить сцену со всех сторон.
При съемке предметов с блестящими поверхностями необходимо сделать так, чтобы на них появились блики, отражающие свойства данной поверхности. В противном случае объекты с такими поверхностями будут смотреться на фотографиях безжизненными и неинтересными. Правда, нужно иметь в виду, что блики дают неприятные пересветы на снимке. Чтобы этого избежать, необходимо проводить лучом световой кисти по блестящей поверхности без остановки. Для создания качественной фотографии Вам потребуется сделать несколько дублей, чтобы изучить и справить все ошибки, скорректировав траекторию подсветки.
Рисовать светом можно в одиночку, но, как правило, самые интересные результаты получаются, когда за дело берется сразу несколько человек. В этом случае можно использовать несколько разных фонариков, например, светодиодный, с лампой накаливания или с галогенной лампой. В результате такого комбинирования фонариков с различной цветовой температурой на фотоснимке можно получить красивое сочетание разных цветов, дополняющих друг друга.
В принципе, техника фотографии с использованием световой кисти предполагает постоянные эксперименты. Здесь Вы можете дать волю своей фантазии с поиском каких-либо абстракций, характерных для художественного искусства. Нужно лишь научиться видеть в обычных предметах, окружающих нас в повседневной жизни, потенциал для придания им необычного вида посредством узконаправленного освещения. После выполнения каждой съемки Вам придется, вероятно, потратить определенное время на редактирование отснятых изображений в фоторедакторе, чтобы подправить какие-либо участки, осветить или затемнить те или иные элементы. Кроме того, с помощью фоторедактора можно совместить отснятые в несколько экспозиций кадры, если максимальная выдержка камеры оказалась недостаточной для воплощения Вашего творческого замысла.
Сегодня техника создания фотографий при помощи световой кисти используется при портретной и интерьерной съемке, а также при съемке натюрмортов. Это очень творческое направление фотографии, где можно смело экспериментировать для того, чтобы добиться получения действительно непредсказуемых и необычных фотоизображений. Главное не бояться пробовать что-то новое, экспериментировать со световой кистью и выбором предметов для съемки. Начав заниматься световой фотографией, Вы быстро освоите основы и сделаете это несомненно интересное увлечение частью воплощения Вашей фантазии.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)