Светофильтры в фотографии появились более ста лет назад и по-прежнему остаются популярными инструментами для фотографа. Казалось, что с появлением цифровых технологий в фотографии и возможности обработки изображений с помощью специальных программных средств значение светофильтров будет уменьшаться, однако, интерес к светофильтрам как к устройствам, изменяющим состав света, проходящего через них, не ослабевает. Современные светофильтры используются в качестве защиты передней линзы объектива, для достижения необычных художественных эффектов, поляризации света и коррекции цветового баланса освещения.
В конечном счете, светофильтры помогают фотографу запечатлеть на фотографии окружающую действительность именно в том виде, в каком он ее видит или в соответствии с определенным творческим замыслом. На сегодняшний день разнообразие выпускаемых светофильтров очень широко. Попробуем разобраться в различных типах светофильтров и области их применения.
Прежде всего, стоит выделить так называемые защитные фильтры, главное предназначение которых состоит в том, чтобы обеспечивать защиту объектива от повреждений и загрязнений. Защитные светофильтры не изменяют каких-либо характеристик света, проходящего через них, но при этом оберегают нежную поверхность просветляющего покрытия передней линзы объектива. Раньше считалось, что любые подобные светофильтры ухудшают резкость изображения и их стоит использовать только при съемке в неблагоприятных условиях. Однако, с появлением современных объективов, обладающих большим перепадом фокусных расстояний и компактностью, передняя линза стала еще менее защищенной от разных вредных воздействий – пыли, жирных пальцев или влаги. В данной ситуации защитный светофильтр может послужить идеальной защитой для объектива, тем более что производители делают все для того, чтобы подобные фильтры вносили как можно меньше изменений в интенсивность или спектральный состав, проходящего через них света.
Эффектные или художественные светофильтры, которые были в моде в эпоху пленочных фотоаппаратов, постепенно теряют свою актуальность. Это различные светофильтры, позволяющие создавать звездочки, дымку, лучики, ореолы и многое другое. В результате, получаются необычные изображения с очень заметными художественными эффектами и измененной композицией. Сегодня все это можно легко сделать с помощью Photoshop и даже в более интересном виде.
К числу наиболее востребованных фильтров в фотографии относятся ультрафиолетовые светофильтры с маркировкой UV. Их основное предназначение – не пропускать ультрафиолетовые лучи. Обычно такие лучи не достигают поверхности Земли, задерживаясь атмосферной дымкой, тем самым, не оказывая какого-либо влияния на изображение. Однако, в ряде случаев, например, при съемках в высокогорной местности или на берегу океана, когда солнце наиболее активно, более серьезное ультрафиолетовое излучение может приводить к потере общей резкости на фотографиях. Ведь современные объективы не рассчитаны на точную фокусировку изображения, создаваемого ультрафиолетовым излучением. Избавиться от этого неприятного эффекта можно с помощью ультрафиолетового светофильтра. Он фильтрует только ультрафиолетовые лучи, не задерживая при этом световые потоки, участвующие в создании изображения.
Поляризационные светофильтры позволяют уменьшить или устранить отражения, за исключением бликов от полированного металла. В частности, с помощью такого светофильтра можно получить по-настоящему синее небо или красивые и сочные цвета океана. Можно «притемнить» небо от нормального синего цвета до темного простым поворотом фильтра. Степень поляризации отраженного света варьируется при изменении угла падения или отражения света, поэтому лучшего всего если отражающая поверхность располагалась под оптимальным углом к объективу. Благодаря поляризационному светофильтру можно с успехом убирать отражения в витринах или окнах. Одним словом, поляризационные фильтры помогают убирать любые отражения и блики на блестящих неметаллических поверхностях.
Еще одна группа светофильтров – нейтрально-серые фильтры с маркировкой ND. Они служат для того, чтобы ослабить мощность светового потока, никак не влияя на спектральный состав походящего через них света. Это необходимо, в частности, для съемки текущей воды, которая при обычных условиях съемки без применения светофильтра будет выглядеть застывшей, «замороженной». В данном случае не помогают и специальные программные средства обработки изображений. Чтобы отобразить эффект плавно текущей воды и получить красивый кадр следует использовать ND-фильтр. Сегодня выпускаются нейтрально-серые светофильтры, уменьшающие мощность светового потока в 2,4,8 и более раз.
Градиентный светофильтр отличается тем, что у него окрашена лишь половина поверхности фильтра. Различают два вида градиентных светофильтров – нейтрально-серые и окрашенные. Их главное предназначение – это уменьшение яркости или окрашивание определенной части снимка, без влияния на остальное изображение. Если эффект градиентного цветного фильтра можно легко получить в Photoshop, то градиентный нейтрально-серый светофильтр может использоваться при пейзажной съемке для получения различных частей изображения, которых необходимо уровнять или, наоборот, отличить по яркости. Например, сделать небо в кадре чуть более темным, чтобы оно гармонично смотрелось с остальным пейзажем на картинке.
Наконец, еще один тип используемых сегодня светофильтров – это инфракрасные фильтры, которые позволяют фотографу снимать в инфракрасных лучах, достигая совершенно необычных эффектов. Для этого необходима лишь камера, чувствительная к инфракрасным лучам и ИК-фильтр, защищающий матрицу от попадания видимого излучения. Эффекты, которые можно получить с помощью инфракрасного фильтра, сложно предсказать. В зависимости от типа фильтра, возможно появление на итоговом изображении ложных цветов или увеличение контрастности снимка.
С появлением цифровой фотографии появилась возможность последующей обработки изображений и получения на компьютере практически любых эффектов. Однако, несмотря на это светофильтры остаются настоящими помощниками и вспомогательными инструментами для фотографа, благодаря чему он может получить тот материал, который впоследствии сможет максимально эффективно обработать. Необходимо только научиться правильно использовать светофильтры в конкретных условиях съемки.
Источник: Фотокомок.ру