Фотографии, на которых объекты находятся в естественном состоянии движения, оставляют в памяти больше всего впечатлений и эмоций. И это не удивительно, ведь движение способно передать в точности то или иное настроение. Оно открывает перед фотографом совершенно новые сюжеты, вызывающие искренний восторг и удивление у зрителей. Однако, съемка движущихся объектов до сей поры была уделом лишь очень опытных профессиональных фотографов, которые могли даже с помощью старых фотоаппаратов и низкочувствительных пленок грамотно запечатлеть момент движения.
С появлением цифровой фотографии стало возможным «замораживать» быстрые движения и получать более качественные, оригинальные снимки. Съемка движущихся объектов очень востребована в современном мире, прежде всего, в области журналистики. Фотографии театральных постановок и балета, кадры спортивных состязаний, фото самолетов и других летательных аппаратов в небе, снимки водопадов, течения рек и фонтанов – все это невозможно без знания тонкостей съемки объектов в движении.
Содержание:
Определение рабочей выдержки
Ключевым моментом при съемке движущихся объектов является правильное определение рабочей выдержки. Все дело в том, что при фотографировании объекта, находящегося в движении, изображение, которое отображается на светочувствительной матрице, зачастую получается нерезким и «смазанным». Несмотря на то, что в цифровых камерах в отличии от традиционных пленочных фотоаппаратов, имеется оптический стабилизатор, призванный устранять эти нежелательные последствия движения, для получения качественных снимков все равно приходится уделять самое пристальное внимание значению выдержки.
Выдержка, как известно, определяет то время, в течение которого свет поступает через объектив на матрицу камеры. Чтобы получить максимально резкое изображение при съемке движущегося объекта, значение выдержки должно быть минимальным. Только короткие выдержки способны по-настоящему «замораживать» движения, позволяя запечатлеть на фотографиях совершенно неуловимые для человеческого взгляда моменты. Для определения правильной величины выдержки фотограф должен ответить на такие вопросы, как насколько быстро двигается объект съемки, каково расстояние между объектом и камерой и, наконец, каким образом необходимо выразить движение на фотографии. Чем быстрее двигается объект, и чем он ближе к фотокамере, тем короче должно быть значение выдержки для получения резких, интересных снимков.
Техники съемки движущихся объектов
При фотографировании движущихся объектов используют несколько технических приемов. В частности, для того, чтобы подчеркнуть высокую скорость движения объекта, можно размыть его, а фон, наоборот, оставить в фокусе. Примером такого технического приема может служить съемка движения автомобиля ночью, который специально размывается, а фонари и окружающее пространство на изображении остаются резкими. Для этого используют более медленную выдержку и штатив, чтобы избежать дрожания фотокамеры.
Противоположный вариант съемки движущегося объекта – когда сам объект держится в фокусе, а фон размывается, что также хорошо передает движение. Вместо штатива здесь используется «съемка с проводкой», на которой мы остановимся чуть позже.
Еще один вариант технического исполнения движущихся объектов – это размытие всего, что есть на снимке. Эффект смазывания изображения иногда может в оригинальной форме передать стремительность движения, особенно выгодно это смотрится при наличии ярких, контрастных цветов. Данный технический прием, часто используемый при съемке жанровых сцен или ночного города, достигается за счет установки длинной выдержки. Наконец, для того, чтобы передать всю динамику событий и получить резкие, отчетливые фотографии объекта, применяются максимально короткие выдержки. Также нельзя не отметить, что для качественной съемки движущихся объектов можно использовать режим непрерывной съемки на цифровой камере, который дает возможность за считанное время снять целую серию снимков. Затем с помощью редактора можно слить эти кадры в одно качественное и интересное изображение.
«Съемка с проводкой»
Как уже было отмечено ранее, для того, чтобы добиться резкости снимаемого объекта, находящегося в движении, необходимо использовать «съемку с проводкой». Этот технический прием заключается в том, чтобы поймать движущийся объект в видоискатель и двигать камеру по направлению его движения. Согласовав скорость и направление движения предмета со скоростью и направлением движения камеры, нужно нажать на кнопку спуска затвора. В результате, на фотоснимке объект получится резким, а фон вокруг него, наоборот, размытым. «Съемка с проводкой» требует определенной практики и опыта. Фотограф должен располагать достаточным местом, чтобы сдвигать камеру по параллельной к движущемуся объекту оси. Таким образом, «проводка» требует двигать камеру вместе с движением снимаемого объекта.
Наводка на резкость
Еще один момент, приобретающий особое значение при съемке движущихся объектов, – это наводка на резкость. Ведь выполнить наводку по движущемуся предмету практически невозможно. В такой ситуации рекомендуется сначала навести на резкость заранее по какому- либо неподвижному предмету (например, столб или камень), около которого через некоторое время должен будет оказаться снимаемый объект. Когда объект достигнет намеченного места, необходимо спустить затвор. Однако, здесь стоит всегда помнить, что существует определенная задержка между нажатием на кнопку спуска и фактическим открытием затвора. У современных цифровых фотокамер эта задержка может составлять несколько долей секунд, тем не менее, этого порой бывает достаточно, чтобы движущийся объект успел выйти из фокуса или даже из кадра. В результате, вместо ожидаемого удачного снимка может получиться просто размытое изображение. Поэтому спускать затвор необходимо чуть раньше того момента, когда снимаемый объект будет проходить точку наводки.
Выбор момента для съемки
При съемке движущегося автомобиля или поезда выбор правильного момента для фотографирования обычно не вызывает больших затруднений, поскольку такие объекты в движении имеют тот же вид, что и в неподвижном состоянии. Съемки движущихся живых существ представляются в этом смысле гораздо более трудной задачей, поскольку в ходе поступательного движения также происходит непрерывное движение конечностей тела. В такой ситуации, если неправильно подойти к выбору момента съемки, можно получить застывшие фигуры людей или других живых существ, которые выглядят не слишком интересно. Поэтому одна из главных задач фотографа, занимающегося съемкой движущихся живых объектов, заключается в том, чтобы грамотно поймать нужный момент для фотографирования. Правильный выбор момента позволяет запечатлеть объект таким образом, чтобы в точности передать ощущение предшествовавшего и последующего состояний его движения.
Конечно, съемка движущихся объектов требует от фотографа постоянной практики, опыта и освоения различных технических приемов. Это один из самых сложных видов фотографии, предполагающий как творческий подход, так и совершенную технику съемки. Чтобы получать качественные снимки, приковывающие взгляд и поражающие своей динамикой, необходимо научиться правильно определять значения выдержки, освоить «съемку с проводкой», наводку на резкость и другие практические приемы. Для этого необязательно отправляться на спортивные соревнования, можно вполне начать с фотографирования текущей воды или автострады в городе.