Несмотря на разное отношение людей к Советскому Союзу, можно с уверенностью говорить, что эта страна оставила после себя великое наследие, в том числе и культурное. Многие художественные и культурные шедевры, созданные в советское время, сегодня раскупаются за серьезные деньги на всемирно известных аукционах. Хороший спрос существует и на советскую фотографию. Тем более, что западная и советская фотография серьезным образом отличались друг от друга, что предопределяет интерес частных коллекционеров к фотоработам советских мастеров. Кадры известных советских фотографов – это еще и прекрасная возможность заглянуть в повседневную жизнь того времени. В этой статье мы расскажем немного о советских мастерах фотографии, стоимость работ которых на аукционных торгах сегодня измеряется в тысячах евро и фунтов стерлингов.
Разумеется, когда мы вспоминаем о советской фотографии, то, в первую очередь, на ум приходят такие известные имена, как, например, Александр Родченко или Евгений Халдей. Именно они стояли у истоков развития жанра репортажной и военной фотожурналистики. Их фотоработы не так часто можно увидеть на торгах всемирно известных аукционных домов вроде Sotheby’s или Christie’s. Впрочем, в 2012 году в нашей стране был проведен крупнейший фото-аукцион, на котором были выставлены работы многих классиков. За самую большую сумму был продан снимок «Двор» Родченко – покупателю он обошелся за 460 тысяч рублей. Знаменитая фотография Макса Альперта «Комбат» ушла за 190 тысяч рублей, а снимок «Бакенщик» Бальтерманца – за 180 тысяч рублей. Также обратила на себя внимание серия фотографий «Времена года» Евгения Халдея, которая была продана за 300 тысяч рублей.
Насколько такие расценки соответствуют качеству и значению фотографий, созданных советскими мастерами, каждому решать самому. Разумеется, они сильно не дотягивают до тех рекордных сумм в долларах и фунтах стерлингов, за которые уходят с торгов снимки многих западных фотографов того же времени. В этой статье нас, конечно, в большей степени интересуют советские фотографии, которые были проданы за серьезные деньги на всемирно известных, зарубежных аукционах. Так, в 2013 году на аукционе Sotheby’s было представлено более 150 лотов со снимками «подпольных» мастеров советского периода. Снимки, очевидно, заинтересовали частных коллекционеров, так как общая сумма торгов на аукционе, в конечном счете, превысила отметку в триста тысяч фунтов. В этой связи стоит сказать пару слов о фотографах, чьи снимки оказались в топе продаж.
Евгений Мохорев
Снимок талантливого петербургского фотохудожника Мохорева под названием «Азис» был продан в одном лоте с семью другими фотографиями автора за серьезную сумму в пять тысяч фунтов. Уже в восемь лет Мохорев взял в руки фотоаппарат и начал снимать, участвуя в выставках детского творчества. В конце 80-х он стал профессиональным фотографом, работающим на одном из советских предприятий.
Впрочем, производственная тематика его мало интересовала. Главная тема творчества Евгения Мохорева в течение многих лет – это съемка детей и подростков. Тема весьма опасная и провокационная, поэтому наиболее ярые критики не раз обвиняли фотографа в нарушении общепринятых табу и даже педофилии. Однако Мохорев на своих фотографиях достаточно умело заглядывает в особенный внутренний мир подростков и детей, не срываясь на пошлость и эпатаж. Снимок «Азис», проданный на аукционе Sotheby’s, вошел в серию фотографий «Подростки Санкт-Петербурга» и на самом деле был сделан уже спустя несколько лет после развала Советского Союза.
Антанас Суткус
Значимую роль в развитии советской фотографии играла литовская школа, одним из основателей которой являлся Антанас Суткус. Его уже можно смело называть мировым классиком, поскольку работы этого мастера регулярно демонстрируются на выставках в различных странах. Суткус на протяжении двадцати лет возглавлял Союз фотохудожников Литвы, основанный в семидесятые годы. Примечательно, что на Западе он стал широко известен раньше, чем в Советском Союзе. Все потому что основной тематикой в фотографии для него стала повседневная, личная жизнь советских граждан, их индивидуальность. Снимки из обычной жизни людей были не характерны для советской фотографии в целом. Но сегодня эти фотоработы вызывают огромный интерес, поскольку отражают дух времени.
Фотография «Лицо эпохи и прощайте, товарищи по партии!» Антанаса Суткуса была оценена в 6 – 8 тысяч фунтов. Более известное фото мастера, на котором запечатлен приезд писателя Жана-Поля Сартра в СССР, ушло за 7 250 фунтов.
Витас Луцкус
Еще один яркий представитель той же литовской школы – Витас Луцкус. Он изучал живопись в школе искусств, а в начале 60-х годов приобщился к фотографии, вступив в Каунасский клуб фотографов. Долгое время Луцкус работал фотографом по различным договорным заказам. Так сложилось, что при жизни он не получил широкого признания. Только после его смерти фотоработы Луцкуса начали демонстрироваться на многих международных выставках. В Амстердаме. был издан альбом с его фотографиями. Работы Луцкуса отличаются документальностью, достоверностью, проницательным взглядом в сущность человеческого бытия. Три снимка Луцкуса из серии «Путешествия» ушли в ходе торгов за полторы тысячи фунтов.
Евгений Раскопов
Раскопов, в первую очередь, известен тем, что на протяжении долгого периода возглавлял, пожалуй, самый знаменитый советский фотоклуб – «Зеркало». Он же являлся и основателем этого интересного творческого объединения. Клуб «Зеркало» в свое время дал дорогу в жизнь многим молодым талантливым фотографам. Евгений Раскопов и его единомышленники в советское время были настоящей костью в горле у партийных работников. Несмотря на это, они успешно проводили выставки, в которых участвовали фотожурналисты и фотохудожники.
Снимок Раскопова «Безмолвие» с сильным эмоциональным подтекстом был оценен на аукционе в сумму порядка двух тысяч фунтов.
Игорь Мухин
Мухин получил известность в 80-е годы как фотограф, снимавший творческую жизнь Москвы во всех ее проявлениях. На его снимках можно увидеть панк-рок движение, активно развивавшееся в то время. На других снимках – работники партийных организаций, модники, простые прохожие и отдыхающие. Все эти уникальные фотографии, способные погрузить зрителя в атмосферу советской столицы 80-х годов, в конечном счете, вошли в книгу «Моя Москва». На фото Игоря Мухина фигурируют такие известные личности, как Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Петр Мамонов и Юрий Шевчук. Благодаря своей фотографической серии из жизни популярных рок-музыкантов, кумиров тогдашней молодежи, Мухин превратился в необычайно популярного, модного фотографа того времени. Два его снимка из цикла «Молодежь большого города» были оценены на аукционе в Лондоне в весьма серьезную сумму – около восьми тысяч фунтов.
Сергей Борисов
Потрясающими кадрами артистической жизни, московского и ленинградского андеграунда, времен перестройки также знаменит фотограф Сергей Борисов. Еще с возраста двенадцати лет он начал заниматься фотографией и постепенно увлечение стало для него профессиональной работой. В 1979 году Сергей Борисов открыл свою художественную мастерскую в Москве, где устраивались выставки художников и музыкальные концерты. Он работал над созданием обложек к пластинкам практически для всех популярных звезд советской эстрады, начиная от Юрия Антонов и заканчивая Аллой Пугачевой. А в конце 80-х годов активно снимал участников еще не признанных музыкальных групп и исполнителей, а также яркую молодежную тусовку с людьми, одетыми по последней, перестроечной моде.
Фотографии Сергея Борисова переносят зрителя в уже уходящую эпоху коммунизма. Его работы традиционно пользуются популярностью у частных коллекционеров, они выставляются в музеях и галереях в различных странах. Одна из работ Борисова из серии про жизнь советской столицы ушла с торгов аукциона за полторы тысячи фунтов.
Александрас Мацияускас
Мацияускас – классик литовской школы, обладавший неповторимым стилем. Во времена СССР он работал обычным фотокорреспондентом ежедневной газеты. Известность пришла к нему в 1969 году, когда в Москве прошла выставка «9 литовских фотографов». Именно с того момента критики начали говорить об особой литовской школе, которая оказала заметное влияние на развитие советской фотографии. Мацияускас сумел запечатлеть на фотоснимках повседневную жизнь Литвы с самыми, на первый взгляд, обыкновенными сюжетами. Однако эти простые сельские сюжеты, снятые с помощью широкоугольника, несколько деформирующего пространство, были воплощением достоверности и непредвзятости, что являлось полной противоположностью советским традициям постановочной фотографии. Работы Мацияускаса пронизаны драматизмом, сатирой, юмором, трагичностью и, конечно, любовью к жизни.
Две фотографии из серии «Васара» были выставлены на лондонском аукционе как работы, которые шли вразрез с идеологией советской власти. Они были оценены экспертами в три тысячи фунтов. Другая работа мастера, получившая название «На рынке», ушла с молотка за очень приличную сумму – четыре тысячи фунтов стерлингов.
Борис Михайлов
Одним из наиболее интересных советских фотографов позднего периода является Борис Михайлов. Сегодня его работы находятся в собраниях крупнейших музеев и галерей в Нью-Йорке, Лондоне и Берлине. В 2000 году ему была присуждена престижная международная премия «Хассельблад». Ко всему прочему, Бориса Михайлова, судя по всему, можно назвать и одним из самых дорогостоящих фотографов советского периода, учитывая те суммы, за которые были проданы некоторые из его работ. Например, на аукционе Sotheby’s его снимок из серии «Лурики» приобрели за рекордные двадцать тысяч фунтов.
Другая его работа, из «Красной серии», ушла с торгов за более чем тринадцать тысяч фунтов. Кадры этой серии Михайлов тонировал красным цветом, который представляется тут как некий символ советской идеологии. Во времена советской власти фотограф работал «подпольно», демонстрируя свои фотографии исключительно на различных альтернативных площадках. Центральной темой его творчества стали люди, оказавшиеся волею судеб за пределами советской системы или просто на обочине жизни. Фотографии повседневной жизни простых людей и бездомных были своеобразным противопоставлением тому образу идеального советского человека, который навязывала официальная пропаганда.
Виталий Комар и Александр Меламид
Самыми же дорогостоящими снимками на аукционе Sotheby’s стали кадры с обезьяной Микки, которую талантливые фотохудожники Комар и Меламид привели на центральную площадь Москвы и пытались научить создавать фотографии. Необычная идея, впрочем, обладала глубоким подтекстом – фотографы иронически и философски подошли к размышлениям над ролью художника в эпоху современности. Все восемнадцать снимков шимпанзе Микки были проданы за пятьдесят тысяч фунтов.
Справедливости ради, нужно отметить, что эта серия появилась уже после развала Союза. Однако фотографы Комар и Меламид получили широкую известность еще в советское время в неофициальных кругах, поскольку именно они создали совершенно новый стиль – соц-арт. Если американский поп-арт появился от обилия вещей, то соц-арт родился от обилия идей в условиях социалистической действительности. Это очень умный и наполненный иронией жанр фотоискусства, который сразу же привлек к себе внимание благодаря карикатурным сюжетам, обыгрывающим стереотипы сознания советского обывателя. Разумеется, такому искусству не было места в Советском Союзе, поэтому в 1977 году Комар и Меламид эмигрировали в Нью-Йорк, где прошло несколько выставок их концептуальных работ.