Свет в фотографии всегда имеет огромное значение. В этой связи во время подводной съемки фотограф сталкивается с существенными трудностями, ведь вода очень хорошо поглощает свет. Каким же образом тогда получаются изумительные картинки подводного мира с яркими и сочными цветами, которые мы повсеместно встречаем в различных журналах? Конечно, добиться таких невероятных красок на снимках подводным фотографам помогает серьезная фотографическая техника с использованием искусственного освещения и вспышек. Но применение вспышки в подводной фотографии отнюдь не является догмой. Существуют ситуации, когда съемка без вспышки под водой позволяет добиваться интересных результатов. Остановимся поподробнее на подводной съемке со вспышкой и без нее.
Свет под водой
Главной особенностью подводной фотосъемки, как известно, является то, что между объективом фотоаппарата и объектом съемки располагается вода, а не воздух. Даже самая прозрачная вода имеет неприятное свойство поглощать цвета и свет. Причем чем глубже погружается фотограф, тем все менее качественными и более темными становятся снимки. Под водой видимость на расстоянии в двадцать метров считается хорошими условиями для фотосъемки. В действительности это означает, что уже на расстоянии в несколько метров фотограф не сможет не увидеть ничего кроме сплошной зелено-голубой массы. Подводная дымка имеет именно зелено-голубой цвет, поскольку водная среда гораздо сильнее рассевает коротковолновые лучи света, нежели длинные волны.
На небольшой глубине, начиная от одного метра, вода начинает поглощать красную часть спектра, в результате чего на своих снимках фотограф лишается красного и оранжевого цвета. Для компенсации потери красного цвета приходится обращаться к настройкам камеры и балансу белого. На большей глубине теряются сначала зеленый, а потом еще и желтый цвет. А на глубине свыше тридцати метров фотограф также лишается голубого цвета. На практике существенные потери в цвете и ослабление света происходят даже на небольших глубинах, поскольку в водной среде встречаются растворы солей, планктон, органические и неорганические примеси.
Таким образом, существуют еще и проблемы с прозрачностью воды. Следствием всего этого является то, что фотографу очень трудно добиться при подводной фотосъемке контрастных изображений с качественной цветопередачей. Пестрые, красивые существа, обитающие в морских глубинах, становятся совершенно синими или черными на снимках. Именно поэтому подводному фотографу приходится задумываться об искусственном освещении и вспышке.
Необходимость в использовании искусственного освещения стала понятной еще на заре развития подводной фотографии. «Отец» подводной фотографии, французский ученый Луи Бутан использовал под водой магниевую вспышку собственной конструкции. Вспышка, представлявшая собой стеклянную колбу, наполненную магниевым порошком и кислородом, в нужный момент буквально взрывалась под водой, давая, тем не менее, возможность Бутану получать достаточно контрастные и четкие фотоизображения.
С 50-х годов для подводных съемок стали использовать более безопасные и эффективные импульсные электронные вспышки. Для целей подводной съемки импульсную вспышку адаптировал французский инженер Дмитрий Ребикофф. С появлением цветной фотографии от подводной съемки без использования искусственного освещения уже отказалось большинство фотографов.
Подводная съемка без вспышки
Конечно, снимать под водой без вспышки – очень трудная задача, которая, как правило, оборачивается неудовлетворительными результатами. Ведь фотография всегда основывается на работе со светом, а в условиях водной среды такая работа становится практически невозможной. Но это отнюдь не значит, что снимать без вспышки под водой нереально. Подводная фотосъемка без использования вспышки может быть оправдана при соблюдении главных условий – маленькая глубина, яркое солнце и хорошая прозрачность воды. В противном случае все частицы и примеси в воде самым неблагоприятным образом отразятся на качестве снимков.
Например, на острове Мальта, куда любят приезжать поклонники дайвинга и подводных фотосъемок, имеются хорошие условия для осуществления съемок без вспышки. Прибрежные воды отличаются здесь высокой чистотой и хорошей видимостью. В частности, при благоприятной погоде хорошая видимость даже на глубине в тридцать – сорок метров сохраняется на расстоянии в тридцать и более метров. Плюс к этому продолжительность светового дня на Мальте в летний период составляет до десяти часов. В таких условиях при осуществлении подводной съемки без вспышки на глубине до пяти – десяти метров вполне можно получить на фотографиях естественные, яркие цвета. Кстати, именно на Мальте каждый год проводится крупный международный конкурс подводной фотографии «Голубой дельфин Мальты».
Съемка без вспышки актуальна и на глубине до трех метров в так называемых коралловых садах, куда проникает яркое тропическое солнце. Для повышения контрастности и компенсации некоторой потери красного спектра могут использоваться специальные светофильтры. Еще один интересный вариант съемки без вспышки под водой – это силуэтная съемка против солнца на небольшой глубине в яркий день, которая помогает подчеркнуть красоту и формы подводных обитателей.
Так получается, что на снимках подводного мира всех впечатляют, прежде всего, яркие краски моря, пестрота обитателей подводных глубин и разнообразие присутствующих в водной среде оттенков. Однако, эксперименты с подводными фотосъемками без использования вспышки подчас позволяют добиваться хоть и не очень ярких кадров, но зато очень графичных фотоизображений со своеобразным сказочным сюжетом. Любому подводному фотографу будет приятно завести такие оригинальные работы в своей коллекции.
Съемка под водой со вспышкой
Падение освещенности и насыщенности цвета в условиях водной среды можно компенсировать только использованием вспышки. Даже в кристально чистой воде проявляется эффект сильнейшего синего фильтра, надетого на объектив фотоаппарата. Возникают существенные потери в цвете и контрасте, которые никак не восполнить впоследствии при дальнейшей работе с изображениями в графических редакторах. У подводного фотографа остается только два рецепта борьбы с превратностями водной среды. Это, во-первых, съемка объекта с максимально близкого расстояния, чтобы столб воды, разделяющий объектив камеры и снимаемый объект, оказался минимален. Тем самым, меньше света будет поглощено и рассеяно по пути до объекта съемки.
И второе, конечно же, применение вспышки, способствующей восстановлению тех цветов, которые уничтожаются толщей воды. С помощью вспышки можно повысить контрастность изображения в условиях недостаточной освещенности, вызванной низкой прозрачностью воды, значительной глубиной или темным временем суток. Вспышка также помогает в улучшении качества фотографий благодаря компенсации глубоких теней снимаемого объекта или осуществлении «замораживания» быстродвижущихся в воде объектов.
Сегодня для работы под водой используются как штатные вспышки, полностью совместимые с конкретной фотокамерой, так и специальные подводные модели. Подводные вспышки отличаются полной герметичностью, малым весом и большим углом рассеивания света. Для начинающего подводного фотографа лучшим вариантом станет покупка комплекта – вспышка плюс подводный бокс. Профессиональные же фотографы используют выносные вспышки, которые крепятся регулируемым или гибким кронштейном к подводному боксу.
Внешняя вспышка может управляться либо по оптоволоконному кабелю, либо через режим TTL.В последнем случае камера автоматически или в ручном режиме определяет правильную диафрагму, задает нужную выдержку, затем открывает затвор, включает на некоторое время вспышку, делает снимок и закрывает затвор. В этой связи важно, чтобы внешняя вспышка хорошо синхронизировалась с камерой. При выборе внешней вспышки необходимо детально изучить ее характеристики на предмет совместимости с конкретной фотокамерой. Оптимально, конечно, приобретать вспышку большой мощности, что откроет более широкие возможности для подводной съемки, в частности, позволит делать великолепные панорамные снимки.
Внешнюю вспышку лучше всего установить на гибкий «рукав» или на высокую штангу.
Выбирать оптимальное место расположения вспышки во время подводной съемки нужно таким образом, чтобы уменьшить путь лучей света в воде и избежать при этом прямого освещения среды между камерой и снимаемым объектом. В идеале вспышка должна находиться на расстоянии примерно около метра от объекта съемки, под углом в 45 градусов. То есть направлять свет от вспышки необходимо на снимаемый объект, но при этом под углом к объективу.
Для получения снимков с задним планом стоит продумать заранее весь план съемки и определить оптимальное расположение вспышки, чтобы задние план был не очень удален от переднего и не получился бы в результате просто черным фоном. Ведь в водной среде с удалением от источника света наблюдается резкое убывание освещенности снимаемых объектов.
Подводя итог, можно сказать, что для получения ярких подводных снимков с качественной цветопередачей и контрастностью практически обязательно использование вспышки. Но все же при съемке на незначительной глубине в солнечный день отсутствие вспышки вполне может быть оправданно. Только личный опыт и эксперименты с искусственным освещением позволят начинающему фотографу освоить все тонкости съемки подводного мира для создания незабываемых и интересных фотографий.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)