Из года в год все большей популярностью у туристов со всего земного шара пользуется такая страна, как Шри-Ланка. Это место привлекает гостей как замечательными курортами, расположенными на побережье, так и городами, которые получили всемирную известность благодаря своим выдающимся историческим достопримечательностям. Одним из таких центров туризма является административный центр Северо-Центральной провинции – город Анурадхапура, что примерно в 100 километрах к северу от Коломбо.
По данным историков, город здесь был сформирован как минимум в VI-V столетиях до н.э. Ярким свидетельством этому являются проведенные в данном регионе археологические раскопки. Название населенного пункта связано с именем, принадлежащим звезде Анурадха, которое переводится на русский язык не иначе как «свет». В далеком третьем веке до нашей эры, когда буддизм объявили официальной религией острова Цейлон, индийскими монахами сюда был перевезен ряд реликвий, олицетворявших мудрость. Именно в этот период взял свое начало путь Анурадхапуры к званию одного из главных центров буддизма.
Еще в те времена здесь существовала отличная инфраструктура. В I веке нашей эры в городе был построен разветвленный водопровод. Многие горожане уже тогда проживали в 2-хэтажных постройках. Тогда же стали появляться мосты, дороги; строились больницы. Само собой, центр буддизма никак не мог обойтись без традиционных для этой религии храмов и монастырей. На протяжении полутора столетий Анурадхапура выполняла роль столицы сингальского государства. Однако вследствие непрекращающихся захватнических набегов (в 11 веке) со стороны южной Индии это место было разрушено и подвергнуто сожжению. В дальнейшем столица была перенесена в Полоннаруву. Лишь в 1820 году английский охотник по счастливой случайности обнаружил в здешних джунглях развалины древнего города. В начале 20 века там начали проводить первые полноценные археологические исследования. В дальнейшем главным спонсором проведения работ стал фонд Культурного Треугольника, целью которого является устранение пробелов в знаниях современных людей об истории Анурадхапуры и знаменитых монастырей, расположенных на территории этого города.
Современная Анурадхапура разделена на 2 части, первой из которых является старая часть города (нежилой охраняемый район), а второй – Новый город, где проживает все местное население, а также располагается туристическая зона со своими неотъемлемыми атрибутами: гостиницами, отелями, магазинами, ресторанами. Анурадхапура находится не слишком близко к побережью острова, а потому большинство туристов прибывает сюда, дабы собственными глазами узреть культурные и исторические памятники Шри-Ланки, которые далеко не случайно были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Для того чтобы добраться в Анурадхапуру, можно воспользоваться поездом (тут расположены целых две железнодорожные станции) либо автобусом (дорога займет порядка 5 часов). Есть еще один вариант – взять автомобиль напрокат. В этом случае доехать до города можно всего за четыре часа. По Новому городу регулярно курсируют автобусы и тук-туки (местный транспорт), однако необходимость в них не особенно велика, ибо этот сравнительно небольшой район можно пройти пешком от одного конца до другого, потратив на прогулку около 30 минут. Расположенный на другом берегу реки охраняемый район города занимает гораздо большую территорию, так что тут без транспорта будет уже туговато. Как бы то ни было, во многих местах исторического центра запрещается перемещаться на каком-либо транспорте. Не являются исключением даже компактные тук-туки.
До наших дней здесь сохранились развалины нескольких монастырей. Абхаягирия и Джетаванарама реставрируются при поддержке названного выше фонда Культурного Треугольника. Абхаягирия – это целый монастырский комплекс, который находится в северной части Анурадхапуры. Площадь, занимаемая этим комплексом, составляет 235 га. Благодаря дошедшим до настоящего времени хроникам Махавамса, нам известно о том, что основателем монастыря был король Валагамбах, а строительство этого сооружения датируется I веком до н.э. Монастырь должен был выполнять роль пристанища для монахов, признанных еретиками, изгнанных из расположенного в этих же местах монастыря Махавиахара. Позже основанное этими монахами направление буддизма Махаяна обрело определенную известность и распространилось далеко за стены монастыря.
Основная достопримечательность Абхаягари – это, несомненно, здешняя дагоба (культовое буддийское сооружение, для которого, как правило, характерны полусферические очертания). Этот уникальный исторический, культурный и религиозный памятник был возведен в период правления короля Гаджабаху. По данным некоторых источников, это вторая по величине ступа на планете. Ее высота первоначально составляла 115 метров. Дагоба Абхаягари – одно из восьми святых мест, которые находятся в Анурадхапуре. Современные размеры ступы – около 79 метров в высоту и чуть больше 106 метров в диаметре. Монастырский комплекс включает в себя и другие ступы, имеющие большую религиозную ценность. Одной из них является Ланкарама, служившая убежищем своему основателю во время осады города тамильскими захватчиками.
Напротив южного входа главной ступы располагается самый вместительный зал для ансамблей в стране – Саннипатасала. Это открытый (без кровли) зал с четырьмя выходами. Также удалась реставрация нескольких монашеских келий, в центральной из которых функционировала библиотека, иногда использовавшаяся как классная комната. Здесь же находится бассейн Эт Покуна, площадь которого не меньше площади 6-ти олимпийских бассейнов вместе взятых. Колоссальные размеры этого водохранилища позволяли обеспечивать водой все население монастырского комплекса.
Еще одна достопримечательность Анурадхапуры – это монастырский комплекс Джетаванарама, на территории которого в прошлом проживало 3000 человек. Высота ступы, входящей в состав этого комплекса, в свое время составляла 120 метров. Согласно литературным источникам тринадцатого века, в ступе замурована часть кушака, которым подпоясывался Сиддхартха Гаутама. Однако исторические события, которые привели к появлению данной реликвии в Шри-Ланке, все еще остаются тайной. Неподалеку от ступы имеется часовня. Помимо этого, в состав комплекса Джетаванарама входит несколько старинных переходов, зал покаяний и колодец, выполненный в форме лотоса. С южной стороны защита дагобы обеспечивалась прочной каменной оградой, 3 перекладины которой являются символом трех основных ценностей буддизма (сам Будда, его доктрина и Орден Монахов).
В музее Анурадхапуры представлены многочисленные археологические находки, обнаруженные в процессе раскопок. Как много столетий назад, так и сейчас город сохраняет за собой право называться одним из важнейших центров буддизма. Каждый год здесь бывает большое количество паломников, желающих посетить 7 святых дагоб и дерево-Бо. Считается, что его ствол вырос из ветки дерева, расположенного в Непале, известного тем, что именно под ним принц Сиддхартха Гаутама достиг состояния прозрения и стал «Просветленным», то есть Буддой. А потому как первоначальное дерево не сохранилось, Дерево-Бо является самым старым «задокументированным деревом на планете». Его возраст составляет 23 столетия.