Прежде чем рассмотреть основые особенности фотокомпозиции, ответим на вопрос: может ли человек заставить себя рассматривать картину или фотокарточку так, как хотелось бы ее создателю? С первого взгляда может показаться, что невозможно влиять на восприятие и сознание другого человека, однако это не совсем так. Чтобы передать определенную мысль через фотографию необходимо глубоко изучить особенности восприятия человеком геометрических фигур. Казалось бы, а как связаны геометрические фигуры с фотографией? Ответ на этот вопрос достаточно прост. При первом взляде не любое плоское изображение наш мозг склонен к упрощению увиденного. Чтобы проще это понять, достаточно взглянуть на любой деткий рисунок, где дом представляется как прямоугольник с квадратными окошками и треугольной крышей, дорога – кривая линия, а человечки – палочки с кружочками вместо головы.
Содержание:
Особенности восприятия объектов на фотографии
В процессе создания кадра и расположения в нем объектов фотографии важно учесть не только правила композиции, но и особенности процесса восприятия, то есть на какой объект зритель в первую очередь обратит внимание, и куда затем переместится его взгляд.
Если на фотографии отсутствуют яркие, контрастные пятна и пересекающиеся линии, то направление взгляда будет таким же, как если бы зритель просто читал книгу. Как правило, человек неосознанно начинает просмотр фотографии или картины с верхнего левого угла и завершает в нижнем правом углу.
Рассматривая этот вопрос, необходимо отметить, что у восточных народов восприятие плоского изображения отличается, поскольку они читают и пишут справа налево или располагают строчки сверху вниз.
Так для европейца линия, исходящая по направлению из верхней левой части фотографии к нижней правой, будет символизировать движение вниз, а диагональ, выходящая из нижнего левого угла ассоциируется с трудным подъемом. Линия, выходящая из левой части фотографии и раположенная горизонтально, будет двигаться к зрителю. Горизонтальная прямая по центру вопринимается как отсутствие движения, неопределенность, а линия, приближающаяся к правому краю фотографии будет уходить от зрителя. Лежащий горизонтально прямоугольник будет казаться тяжелым и прочным, а фигура, расположенная вертикально – более подвижная и легкая.
Расположение объектов на фотографии
Расположение объектов по высоте кадра будет вызывать у зрителя конкретные ощущения. К примеру, в зависимости от расстояния до нижней границы кадра одна и та же геометрическая фигура будет воприниматься по-разному. Расположенный в верхней части фотографии круг будет выглядеть парящим и легким, а прижатый к нижней границе – более грузным и тяжелым.
Направление взгляда на фотографии
Значительное влияние на восприятие оказывает направление взгляда у объекта фотографии. Это может быть не только человек, но и любое животное или скульптура. Когда взгляд объекта направлен справа налево, у зрителя возникает ощущение, что персонаж готов к общению и открыт. Взгляд слева направо вызывает ощущение отрешенности персонажа, погруженности в собственные мысли и закрытости.
Теперь вам известно, что далеко не всегда восприятие конкретного фотоснимка будет зависеть от расположения объектов. Чтобы зритель смог правильно понять идею фотографа и его замысел, очень важно не только тщательно продумать расположение предметов в соответствии с законами композиции, но и учесть особенности человеческого восприятия геометрических фигур.
В данной статье рассматриваются только некоторые особенности человеческого восприятия. В действительности их значительно больше. Профессиональные фотографы со временем начинают чувствовать их на интуитивном уровне. Если вы по-настоящему хотите посвятить себя фотографии, то этому не сложно научиться. Старайтесь больше смотреть на картины выдающихся художников и при этом оценивайте ваши собственные ощущения как простого зрителя. И, видя мир через видоискатель фотоаппарата, вспоминайте известные вам особенности восприятия. Прежде чем спускать кнопку затвора, постарайтесь увидеть готовую фотографию и оценить ее с точки зрения профессионала.