С наступлением коротких световых дней и морозов многие любители фотографии откладывают в сторону свои фотоаппараты до весны. Однако и в зимнее время можно найти немало интересных сюжетов для съемки. Чего стоят хотя бы великолепные снимки заснеженных ландшафтов, на которых можно увидеть совершенно удивительные краски застывшей природы. Холода и морозы, в целом, не представляют такой уж серьезной проблемы для современной фототехники.
Цифровые фотокамеры при соблюдении некоторых предосторожностей довольно хорошо переносят условия зимней съемки. Тем не менее, все же фотосъемка зимой требует от фотографа определенного опыта, технической подкованности и бережного отношения к фототехнике. На главных особенностях зимней фотосъемки стоит остановиться более подробно.
Сохранность фотооборудования
Безусловно, важным вопросом для фотографа при съемке в холодное время года становится надежная защита фотооборудования от низких температур и конденсата. Многие просто боятся того, что их дорогостоящий фотоаппарат придет в негодность на морозе. Но эти опасения совершенно напрасны, если, конечно, придерживаться определенных правил эксплуатации фототехники. Прежде всего, стоит ознакомиться с инструкцией к камере, чтобы узнать предельно допустимую низкую температуру, при которой обеспечивается ее работоспособность. Некоторые модели современных фотоаппаратов способны работать и при значительных морозах.
Во время съемки необходимо следить за тем, чтобы на камере и внутри нее не образовывался конденсат. Ведь из-за него в электрической схеме фотоаппарата могут произойти сбои, которые, в свою очередь, могут привести к полному выходу техники из строя. Конденсат образуется вследствие разницы температур. Например, если после съемки нескольких кадров фотограф на некоторое время уберет фотоаппарат за пазуху, а затем снова вынет его на холод. После многократного повторения такой процедуры вероятность того, что на камере образуется конденсат, будет очень высока, особенно в достаточно сильные морозы. Поэтому лучше всего убирать камеру в специальную фотосумку, в которой будет сохраняться примерно такая же влажность, что и на улице. Перед поездкой на место съемки многие профессиональные фотографы советуют в зимнее время года выкладывать на ночь сумку или рюкзак с фотооборудованием на застекленный балкон. При этом не стоит забывать вынуть из фотокамеры все аккумуляторы.
Нужно быть готовым к тому, что при низких температурах работоспособность отдельных элементов фотокамеры может значительно ухудшиться. В частности, не лучшим образом в зимнее время себя показывают жидкокристаллические дисплеи, что связано со свойствами жидких кристаллов матрицы. На ЖК-дисплее фотоаппарата зимой может теряться яркость и контрастность. Кроме того, нередко наблюдаются и искажения в цветопередаче.
Поэтому хорошо если в камере будет оптический видоискатель. Низкие температуры могут сказываться и на механике объективов, она начинает работать медленно. Не рекомендуется менять объектив на морозе. Также не стоит сдувать с него снежинки, ведь на линзе объектива сразу же появится влага. Если съемка проходит в очень солнечный зимний день, то стоит быть предельно осторожным, снимая против солнца.
Наименьшей морозостойкостью, пожалуй, отличаются аккумуляторные батарейки фотокамеры, которые при минусовых температурах очень быстро разряжаются. Это явление прекрасно знакомо не только профессиональным фотографам, снимающим зимой, но и простым автовладельцам, которые нередко сталкиваются с тем, что в сильные морозы емкости аккумулятора едва хватает на то, чтобы завести мотор автомобиля. Для того, чтобы продлить жизнь аккумуляторным батарейкам стоит держать их постоянно в тепле, например, в глубоком кармане зимней куртки. Лучше всего иметь наготове еще один запасной комплект батареек в кармане, ведь при быстрой разрядке батареи в самый неподходящий момент фотокамера просто перестанет работать.
Помимо аккумуляторных батареек, стоит повнимательнее отнестись и к карточкам памяти. При сильном морозе некоторые из них просто перестают работать, поэтому рекомендуется брать с собой также и запасную карту памяти. Правда, сегодня в продаже можно найти специальные карты памяти, рассчитанные на экстремальные условия эксплуатации. С ними низкие температуры не так страшны.
После приезда домой с зимней фотосъемки не спешите распаковывать сумку и включать фотокамеру. После возвращения камеры с холода в теплое помещение возникает все та же разница температур, в результате чего на корпусе аппарата и на внутренних деталях образуется конденсат. Включение камеры в таких условиях чревато ее выходом из строя. Поэтому необходимо дать сумке с фотоаппаратом несколько часов, чтобы «отогреться». При этом не забудьте вынуть аккумуляторы и карты памяти. Не стоит обрабатывать фототехнику феном или отопительными приборами для ее скорейшего отогревания.
Фотосъемка зимой
В зимнее время года фотограф вынужден приспосабливаться к короткому световому дню, что означает тщательное планирование своего времени и необходимость быстро находить интересные сюжеты. Конечно, зимние сюжеты не балуют разнообразием, однако в отдельные периоды времени можно найти действительно потрясающие возможности для съемки. Как показывает практика, наиболее оптимальное время зимой для фотосъемки – это восходы и закаты. Именно в вечернее и утреннее время можно запечатлеть на фотографиях заснеженную природу в незабываемых, волшебных красках. В это время доминирует теплая гамма солнечного спектра с бледно-розовыми и оранжевыми тонами. Но и после захода солнца фотограф имеет возможность запечатлеть на фотографиях потрясающие зимние ландшафты, освещаемые мягким лунным светом. Для получения таких снимков потребуется установить длительную выдержку и высокую светочувствительность ISO.
Особенность зимней фотосъемки заключается в освещении – оно может быть либо недостаточным и малоконтрастным в облачную погоду, либо, наоборот, высококонтрастным в яркий солнечный день. И к тем, и к другим условиям приходится приспосабливаться во время съемки. При недостаточном освещении, когда небо закрыто сплошной пеленой, снимки получаются не слишком выразительными и блеклыми. Здесь необходимо акцентировать основное внимание на интересной композиции кадра.
Снимать лучше с открытой диафрагмой для того, чтобы использовать малую глубину резкости для построения перспективы. В такие облачные дни выгоднее обратиться к жанру портрета вместо пейзажной съемки, ведь все равно при съемке природы, скорее всего, не удастся получить «цветастых» и красивых кадров. Также в такие зимние дни можно потренироваться над созданием интересных монохромных изображений, что требует от фотографа умения правильно передавать творческий замысел без использования цвета, ориентируясь лишь на яркость и резкость снимаемых объектов.
Совершенно иные условия съемки наблюдаются в солнечный зимний день, когда на небе царит яркое солнце. Это идеальное время для съемки зимних пейзажей и природных ландшафтов. Но тут появляется проблема – высокая контрастность освещения. Снег в кадре приобретает дополнительную яркость, а деревья и многие другие объекты превращаются в настоящие черные тени. В солнечную погоду необходимо правильно найти контраст между искрящимся белым снегом, выступающим в роли идеального отражателя солнечного света, и глубокими тенями. Для этого требуется выбор правильной экспозиции. На автоматику камеру в этом случае полагаться нельзя, поскольку ни одна матрица цифрового фотоаппарата не сможет передать широкий тональный диапазон зимней природы. Снимая камерой в автоматическом режиме, можно увидеть на фотографиях потерю определенных деталей либо в светлой, либо в темной части изображения. В современных моделях цифровых фотокамер, впрочем, существует сюжетная программа «Пляж/Снег», которой можно воспользоваться для съемки светлых пространств.
Тем не менее, лучше всего воспользоваться ручными настройками камеры. В частности, рекомендуется активировать точечный экспозамер, после чего навести фотоаппарат на объект съемки таким образом, чтобы он оказался в самом центре кадра. Далее следует наполовину нажать спусковую кнопку. Автоматика фотокамеры самостоятельно определит и зафиксирует значение экспозиции для центрального объекта, без учета яркости фона. Затем можно, придерживая спусковую кнопку, попробовать изменить композицию снимка и дожать спусковую кнопку до конца, чтобы получить готовый снимок.
В зимнее время года очень актуальным для фотографа может быть применение разнообразных светофильтров. Например, при съемке заснеженных ландшафтов можно использовать светофильтр skylight для фильтрации синей части спектра. Чтобы добавить насыщенности зимним краскам и в тоже время смягчить интенсивность солнечного света, отражающегося от снега или льда, можно выбрать поляризационный фильтр. Необычные фотографии зимних пейзажей можно получить и посредством стандартных цветных светофильтров, создающих поистине удивительные эффекты.
Итак, фотосъемка в зимние месяцы года – это возможность получить яркие и незабываемые фотографии заснеженных пейзажей, раскрашенных волшебными красками. Съемка зимой будет очень полезна начинающим любителям фотографии, ведь благодаря постоянным опытам и экспериментам они смогут научиться правильному построению композиции кадра. Эти фотографические навыки затем можно будет применить уже в теплое время года. Долго снимая в зимнюю морозную погоду, стоит не только всегда заботиться о сохранности фотографического оборудования и его работоспособности, но и помнить о собственном здоровье. Отправляясь на съемку, не забывайте одеваться в теплую, свободную одежду и носить с собой плотные вязаные перчатки, чтобы не приходилось постоянно отогревать руки на морозе.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)