ДомойНовости фототехникиФотоаппараты"Оружие" фотокорреспондентов Второй мировой

“Оружие” фотокорреспондентов Второй мировой

В течение многих десятилетий с момента окончания Второй мировой войны мы не перестаем восхищаться снимками, сделанными фронтовыми фотокорреспондентами. И, конечно, хочется узнать, какую же технику использовали фоторепортеры во время войны. Информация об этом довольно скудная. Мы можем получить представление о фотооборудовании и аксессуарах, применявшихся в Великую Отечественную войну, лишь по немногочисленным фотографиям, на которых запечатлены сами фотокорреспонденты. Но таких фотографий очень мало – фронтовые фотокорреспонденты отнюдь не рвались увековечить память о себе, а лишь вели летопись войны. Также определенную информацию мы можем подчерпнуть из мемуаров известных военных фотографов, рассказывающих об особенностях съемки в боевых условиях.

Зарубежная фототехника

Знаменитую немецкую фотокамеру Leica во время войны использовали по обе стороны фронта. Как известно, впервые компактная фотокамера Leica с 35 мм пленкой была представлена на Лейпцигской выставке в 1925 году. Это было удачное изобретение Оскара Барнака – фотоаппарат получился не только компактным, но и надежным и позволяющим делать снимки самого высокого качества. Этот фотоаппарат по достоинству оценили и за пределами Германии.

В частности, до начала войны в течение 30-х годов немецкие фотоаппараты Leica ввозились в Советский Союз как по официальным каналам (через официальные закупки), так и не по официальным (через специалистов, работавших в Германии). Трудно перечислить все модификации немецкой фотокамеры, которые использовались в ходе Второй мировой войны.

Leica II «D»
Leica II «D»

Наибольшее распространение получили две немецкие камеры – это Leica II «D» и Leica IIIa «G». Модель Leica II «D» представляла собой первую серийную «лейку», снабженную сопряженным с объективом оптическим дальномером и затвором, позволявшим получать семь выдержек в диапазоне от 1/20 до 1/500 секунды. Фотоаппарат LeicaIIIa «G», выпускавшийся с 1935 года, был оснащен замедлителем, с помощью которого уже можно было получать выдержки от 1 до 1/20 секунды. Причем за счет точной регулировки затвора достигалась выдержка в 1/1000 с.

Между прочим, советский аналог этой камеры под названием ФЭД-Б так и не смогли освоить в массовом производстве до начала войны. В нашей стране немецкая камера Leica IIIa «G» получила ласковое прозвище «Аннушка».

Leica IIIa «G»
Leica IIIa «G»

Обе камеры Leica комплектовались недорогим объективом Elmar 50/3.5. Немецкие военные корреспонденты широко пользовались камерами Leica для освещения боевых действий на Восточном фронте. Интересно, что специально для суровых условий российской зимы выпускались даже особые военные модификации камеры Leica с шариковыми подшипниками на деталях механизма и хромированным корпусом. Такие фотоаппараты имели гравировку «К». Немцы выпускали и модификации фотоаппаратов Leica для нужд авиации, которые снабжались надписью Luftwaffe на объективе.

Советские фотокорреспонденты не чурались использовать фотоаппараты зарубежного производства для съемки военных репортажей. В частности, такие мастера военной фотографии, как Евгений Халдей и Макс Альперт, снимали именно камерой Leica. Надежность камеры и точность съемки выходили на первый план, когда важный фоторепортаж с места событий готовился по заказу редакции крупных издательств. Советским фотокорреспондентам, снимавшим в прифронтовой полосе, выдавалось специальное разрешение для пользования иностранными фотокамерами. Известно, что фотокорреспонденты Марк Марков-Гринберг, Аркадий Шайхет и Борис Шейнин работали с аппаратами Leica. На редких кадрах можно также увидеть Г.Г. Петрусова с фотоаппаратом Contax и И.М. Шагина с камерой Leica.

Выдающийся мастер фоторепортажа Борис Игнатович в ходе боевых действий использовал немецкий фотоаппарат Leica II и камеру британского производства Junior Special Ruby Reflex со сменной оптикой. Последняя модель представляла собой крупноформатную ящичную фотокамеру со встроенным мехом и зеркальной однообъективной системой визирования, оснащенную штатным объективом Dallmeyer Anastigmat 130/4.5.

Junior Special Ruby Reflex
Junior Special Ruby Reflex

Кроме того, Борис Игнатович самостоятельно сконструировал линейку объективов, обеспечивающих широкую палитру оптических рисунков, на основе оптики Derogy и «Простаръ». Сменные объективы с различной степенью смягчения оптического рисунка позволяли ему снимать в прифронтовой полосе не только при дневном свете, но и в землянке в условиях неровного света коптилок.

Зарубежная фототехника доставалась советским фотокорреспондентам и из довоенных закупок, и в качестве трофейных экземпляров уже в ходе боевых действий. Кроме того, из США и Великобритании по ленд-лизу во время войны поступала фотографическая техника и аксессуары к ней. В частности, в Советский Союз было доставлено 178 фотоаппаратов всех типов, 48 камер для осуществления аэрофотосъемки и 3 фотокинопулемета. Также в большом количестве поставлялись фотографические материалы, которые в нашей стране в годы войны были в крайнем дефиците. Так, за время войны по ленд-лизу доставлялась позитивная и негативная 35 мм пленка, а также полимерная основа для производства фотопленки в СССР.

Отечественная фототехника

Поскольку зарубежных фотоаппаратов на всех не хватало, то вместо пресловутой камеры Leica в ходе войны активно применялся ее отечественный аналог – фотоаппарат ФЭД. Массовое производство этих фотоаппаратов, являвшихся примерной копией немецкой камеры Leica II, началось еще в 1934 году на «Фотозаводе коммуны им. Ф.Э. Дзержинского» (отсюда аббревиатура камеры – Феликс Эдмундович Дзержинский) в Харькове. Каждый год объемы производства возрастали, и к началу войны в стране было выпущено уже более ста шестидесяти тысяч аппаратов ФЭД. За исключением ведущих советских фотокорреспондентов центральных газет, получивших в свое распоряжение немецкие камеры, все остальные снимали именно камерой ФЭД.

Этот фотоаппарат называли советской «лейкой». Он имел шторно-шелевой затвор из матерчатых прорезиненных шторок с точной регулировкой, поддерживающий работу с выдержками от 1/20 до 1/500 секунды. Камера была снабжена видоискателем с увеличением 0,44х и дальномером, имеющем базу 38 мм. ФЭД комплектовался стандартным объективом 3,5/50. С конца 30-х годов выпускалась модификация «ФЭД-С» или «командирский ФЭД», в котором диапазон выдержек был увеличен до 1/1000 секунды. Камера ФЭД-С оснащалась светосильным объективом 2/50, располагавшим, в отличие от стандартного объектива, сразу шестью линзами в своей конструкции.

ФЭД-С
ФЭД-С

К сожалению, отечественные ФЭДы проигрывали по качеству оптики немецким аналогам. Кроме того, отечественная «лейка» не могла похвастаться высокой надежностью, что во многом было связано с материалом шторок затвора. Поскольку шторки были матерчатыми, то в условиях российской зимы они просто промерзали, и советским фотокорреспондентам приходилось постоянно держать камеру за обшлагом полушубка или шинели, обогревая ее таким образом. Тем не менее, ФЭДы, в целом, были довольно компактными камерами, неприхотливыми и очень простыми в использовании. То есть любая поломка могла быть быстро устранена в полевых условиях. Многие из известных фотографий Великой Отечественной войны были сняты с помощью камеры ФЭД.

Набор оптики к камерам был ограничен, сменные объективы могли позволить себе иметь только фотокоры центральных изданий. В основном использовались штатные объективы фотоаппаратов – простые «полтинники», которыми довоенные камеры обязательно комплектовались при продаже. Немецкие сменные объективы отличались дороговизной, и приобрести их до войны практически не представлялось возможным. В свою очередь, отечественных объективов, выпускаемых для камеры ФЭД, было весьма ограниченное количество. На первых порах советские фотокорреспонденты могли использовать только широкоугольный объектив 28/4.5, а также телеобъективы 100/5.9 и 100/6.3, но и их выпускалось лишком мало.

Многим фоторепортерам приходилось выкручиваться из этой непростой ситуации самим, поскольку аппаратуры с телеобъективами, позволяющими издали снимать поле боя, у них не было. В таких условиях, к сожалению, другой возможности, чтобы сделать снимок, кроме как самому находиться в эпицентре боевых событий, не существовало. Фотокорреспондентам нельзя было удаляться от объекта съемки далее чем на 30–35 метров, иначе изображение становилось расплывчатым и нечетким. Поэтому для того чтобы сделать хороший снимок на передовой, от фотографа часто требовалось немалое мужество. Телеобъективы с фокусным расстоянием вплоть до 4500 мм (на формат 135) выпускались только в Германии и советским фотокорреспондентам они могли достаться только в качестве военных трофеев.

Помимо очевидных проблем с оптикой, отечественные фотокорреспонденты постоянно сталкивались и с такой проблемой, как неудовлетворительное качество и ограниченное количество фотопленки. Качественных фотографических материалов в Советском Союзе в годы войны катастрофически не хватало. Особенно тяжело обстояла проблема с цветной пленкой, не помогали даже поставки по ленд-лизу. Именно по этой причине среди фотографий, сделанных советскими военными фотокорреспондентами тех лет, мы практически не можем увидеть цветных фотоизображений.

Такая же тяжелая ситуация сложилась и в плане проявки отснятых фотоматериалов. Только после 1942 года военные репортеры смогли, наконец, пользоваться услугами фронтовых фотолабораторий, занимавшихся преимущественно проявкой пленки аэрофотосъемки разведывательной авиации. Соответствующее фотооборудование перевозилось в армейских грузовиках, а в Москве и других крупных городах были организованы централизованные пункты проявки и обработки фотографий.

Нужно отметить, что фотоаппараты в годы войны требовались не только военным фотокорреспондентам. Камеры применялись в авиации для аэрофотосъемки и в разведывательных целях для фотографирования с небольших высот. Кроме того, использовались они и в бытовых целях – для съемки фотографий на документы, на партийные и комсомольские билеты. Обычные громоздкие, пластиночные фотоаппараты применялись во всех полках, батальонах и воинских частях РККА. Поэтому перечислить все типы и модификации фотографического оборудования, использовавшегося в годы Великой Отечественной войны, практически невозможно.

Источник: Фотокомок.ру

Может заинтересовать

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ