Эра цифровых технологий открыла перед любым человеком возможность стать фотографом, выразить себя посредством фотографического творчества. Сегодня никого уже не удивишь качественно сделанными фотографиями, ведь порой для их создания достаточно только наличия хорошего цифрового фотоаппарата и умения корректировать свои снимки в компьютерных редакторах.
Под наплывом огромного количества достаточно качественных фотографий, заполонивших пространство Интернета и печатных изданий, на первый план в оценке того или иного фотографа выходит идея, оригинальность и креативность его мышления. Поэтому появляется все больше фотографов, использующих разнообразные оптические иллюзии в своих снимках. Оптическая иллюзия – это ошибка в зрительном восприятии человека, обусловленная физиологией нашего зрения и исключительной внушаемостью мозга. Оптические иллюзии в настоящее время широко используются в художественной фотографии, живописи и дизайне.
Разнообразные оптические иллюзии, вызванные неточностью процессов коррекции зрительного образа, всегда вызывают неподдельный интерес благодаря своей необычности и оригинальности. Существует множество оптических иллюзий и искажений, которыми могут пользоваться фотографы в своем творчестве. Один из самых распространенных – это эксперименты с перспективой в фотографии. Своеобразные, необычные фотографии получаются на основе простого оптического обмана, когда близкие предметы отдаляются, а дальние – приближаются, большие объекты на картинке кажутся меньше, а маленькие, наоборот, больше. На практике перспективные искажения на фотографии можно получить, например, при зажатой диафрагме.
Некоторые фотохудожники используют в своих изображениях двойную перспективу, создавая оптические иллюзии, которые заставляют зрителя рассматривать одно и то же фото с разных точек, пытаясь уловить отдельные детали, скрытые от первого взгляда. Другие искусно управляют светотенью и объемными поверхностями. Третьи фотографируют на открытой диафрагме, чтобы получить резкий передний план и размытый задний для создания интересных оптических искажений. Благодаря своему зрительному восприятию человек определяет размер объекта по его фону, что также используется фотохудожниками для создания необычных оптических иллюзий.
Еще один эффект человеческого зрения заключается в том, что человек видит резким только интересующий его объект, все остальное же по мере удаления от объекта теряет в насыщенности цветов, резкости и яркости. Основанные на этих оплошностях в восприятии зрения фотографии получаются абсурдными и парадоксальными, а иногда остроумными и просто смешными. В любом случае они завораживают зрителя, у которого всегда возникает один и тот же вопрос – как же это было сделано?
Фотохудожников, применяющих оптические иллюзии в своем творчестве, с каждым годом становится все больше. Среди них можно отметить несколько известных мастеров. В первую очередь, китайского фотографа Ли Вэя (Li Wei), снимки которого вызывают у публики искреннее удивление. Он получил широкую известность благодаря своим неординарным фотографиям, на которых он искажает перспективу таким образом, что люди, изображенные на снимках, словно находятся в состоянии невесомости, полета или падения с огромной высоты.
Что самое интересное, Ли Вэй не использует при создании фотографий компьютерную графику или монтаж. Каждой фотографии предшествует долгая подготовка и точные технические расчеты. Чтобы превратить иллюзию в реальность, китайский фотохудожник прибегает к помощи металлических тросов, зеркал, строительных лесов и акробатики. Как объясняет сам Ли Вэй: «С помощью зеркала я могу проецировать свое изображение куда хочу. Мои работы – это оптический обман, небольшое представление, и их создание доставляет мне настоящее удовольствие». В работах Ли Вэя каждый зритель пытается найти грань между реальностью и иллюзорностью окружающего мира. Фотографии китайского мастера с успехом демонстрируются на выставках по всему миру и публикуются на обложках многих престижных изданий.
Еще один фотограф, работающий в этом направлении – это испанец Хосе Мария Родригес Мадоз, создающий черно-белые сюрреалистические фотографии под псевдонимом Чема Мадоза (Chema Madoz). Он абсолютно убежден в том, что даже обыденные для нас предметы и вещи могут представлять собой новые миры, нужно только взглянуть на них по-новому. Чема Мадоза создает на своих фотоснимках потрясающие иллюзии, которые доводят противопоставление иллюзорного мира и реальности практически до абсурда.
Свою главную задачу испанский фотохудожник видит в том, чтобы заставить человека мыслить нестереотипно, без каких-либо рамок и ограничений. На его фотографиях можно увидеть поражающие воображение пространства и формы, спрятанные среди обычных вещей, что вызывает в сознании зрителя множество ассоциаций и заставляет его задуматься. Чема Мадоза открывает перед публикой новое восприятие реальности, параллельный мир, который будоражит умы и открывает новые горизонты.
Более простое, но не менее интересное воплощение оптической иллюзии предлагает фотограф Майкл Хьюз (Michael Hughes). Он активно путешествует по миру и постоянно пополняет свою коллекцию уникальных фотоизображений, в которых воедино сливаются известные достопримечательности и памятники архитектуры с дешевыми сувенирами. Идея создания подобных снимков пришла к нему в один прекрасный день, когда, находясь на туристической платформе на мысе Лорелеи, он поднял упавшую открытку, купленную им в подарок для дочери. Изображение на открытке случайно попало именно в ту точку, с которой оно было выполнено. С этого момента Майкл Хьюз начал фотографировать сувениры на фоне реальных исторических достопримечательностей, соединяя тем самым на картинке реальный и искусственный мир.
Когда смотришь мельком на любое фотоизображение Хьюза, то кажется что перед тобой настоящий памятник архитектуры, но стоит заострить внимание на снимке, то тут же замечаешь руку, поддерживающую сувенир, и раскрываешь оптическую иллюзию. Создание подобных снимков, которые на первый взгляд кажутся простыми, требует достаточно напряженной работы, поскольку фотографу приходится делать порядка 50-ти снимков, одновременно определяя оптимальный угол и положение, чтобы сувенир аккуратно вписался в окружающий пейзаж.
Американский фотохудожник Алан Тегер (Allan Teger) в течение многих лет занимался созданием и продвижением своего уникального проекта под названием Bodyscapes («Ландшафты тела»). Он фотографирует маленькие игрушки и миниатюрные предметы на теле человека. Тем самым, фотограф показывает, что в одно и тоже время может существовать несколько реальностей. Ведь за замысловатыми пейзажами на черно-белых фотографиях Алана Тегера на самом деле скрывается обнаженное человеческое тело. Здесь мы видим группу людей, которые купаются в пупке, наполненном водой, лыжников, спускающихся по обнаженной груди, или акробатов, исполняющих какие-то трюки на ягодицах. Как отмечает сам Алан Тегер: «Моим намерением было создать изображения, которые выглядели как пейзажи, а уже потом, при более детальном рассмотрении, оказывались человеческими телами… Меня никогда не интересовали тела, меня больше интересовал «переворот» в сознании человека, когда мы понимаем, что возможна другая интерпретация изображения».
Своими невероятными иллюзиями прославился и швейцарский фотохудожник Феличе Варини (Felice Varini). На его снимках геометрические фигуры, нарисованные вручную, искусно сочетаются с фотографией, превращаясь в прекрасный образец современного искусства. Абстрактные рисунки, размещающиеся внутри зданий и на фасадах, превращают плоские изображения в объемные картины, которые буквально зависают в воздухе. При этом для того, чтобы увидеть задуманное художником изображение, необходимо посмотреть на фотографию только под определенным углом, с единственной подходящей точки. Для создания таких уникальных изображений Феличе Варини приходится изрядно потрудиться, чтобы учесть все неровности поверхности, углы падения света, габариты строений для создания оптической иллюзии. В своей работе он пользуется специальным трафаретным проектором. Фотографии Феличе Варини активно выставляются по всему миру, вызывая неподдельный интерес у публики.
Даже в повседневных ситуациях можно создать необычные кадры с яркими нестандартными идеями, основанными на использовании оптических иллюзий. Для этого фотографу необходимо лишь иметь определенную фантазию, креативное мышление и минимальный набор знаний о фотографическом творчестве. Фотографии с оптическими иллюзиями помогают лучше понимать природу восприятия изображения человеком. Зачастую идея использования той или иной оптической иллюзии рождается спонтанно и воплощается в прекрасные фотографии. Подобные невероятные кадры со всей очевидностью доказывают, что творческая фотография не имеет границ.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)