В 2012 году линейки моделей двух ведущих производителей фототехники – компаний Nikon и Canon – были дополнены ещё двумя моделями. Nikon выпустил D800, Canon – EOS 5D Mark III. Обе камеры – полнокадровые профессиональные модели, пришедшие на смену D700 у Nikon и EOS Mark II у Canon.
Сравнение Nikon и Canon – дело во многом неблагодарное. Просто потому, что, как говорил Редьярд Киплинг, «Запад есть запад, восток есть восток, и вместе им не сойтись». Но всё же попробуем выделить некоторые плюсы и минусы двух высококлассных конкурентов.
Сравнивая технические характеристики, прежде всего, бросаются в глаза параметры разрешений. У Canon 5D Mark III – общее число мегапикселей – 23,4 млн.. Из них эффективных – 22,3 млн. D800 здесь отличается достаточно сильно. Общее число мегапикселей – 36,8 млн. Эффективное – 36,3 млн. Подобное преимущество в разрешение с одной стороны, конечно, позволяет печатать большие форматы чётких снимков. К тому же это даёт возможность многократного увеличения уже отснятых кадров. Одним из следствий подобной многопиксельности стал и весомый размер RAW-файлов. У 5D Mark III изображения, записываемые в формате RAW – значительно легче. Но, с другой стороны, многопиксельная камера немного сложнее в управление и требует более «обдуманного» подхода. Это не столь удобно, например, при репортажной съёмке. Ещё одной оборотной стороной высокого разрешения у Nikon D800 стал шум, который особенно проявляется при низкой освещённости и при использовании высоких значений чувствительности.
Ещё одно сильное отличие – в диапазоне значений ISO. Nikon предоставляет возможность съёмки в диапазоне от 100 до 6400 единиц ISO с шагами 1/3, 1/2 или 1 EV. Но при этом возможна коррекция на 0,3, 0,5, 0,7 или 1 EV ниже 100 ISO, или же на 0,3, 0,5, 0,7, 1 или 2 EV выше указанного порога чувствительности в 6400 единиц, тем самым чувствительность может быть увеличена до 25600 ISO . В то же время Canon заявляет диапазон в 100-25600 единиц. При этом возможно расширение до 102400 единиц. Разница в цифрах налицо. Хотя заявленные значения 5D Mark III явно завышены.
В показателях скорострельности обе фотокамеры примерно одинаковы. Хотя Nikon немного уступает. И здесь производители как бы поменялись местами – Canon, который всегда уступал своему конкуренту по этим параметрам, вышел вперёд. D800 с батареями EN-EL15 выдаёт от 4 до 5 кадров в секунду. При использовании съёмной батареи съёмка может производиться до 6 кадров в секунду. Mark III – выдаёт около 6 кадров в секунду.
Получилось, что Canon обошёл Nikon в скорострельности – изначально приоритетной области именно Nikon. А Nikon в свою очередь опередил Canon в разрешении, в том, что было для того всегда преимуществом. Вот так странно получилось. Вот так «всё смешалось в доме Облонских». Причиной подобного крестообразного смешения стало то, что Nikon в создании своей камеры ориентировался на 5D Mark II. А Canon создавал Mark III скорее как конкурента D700.
Nikon D800 немного уступает Canon 5D Mark III в балансе белого. Автоматический баланс белого в камере Nikon имеет достаточно явный зелёный оттенок. Это зачастую требует ручной настройки с перемещением движка на цветовой диаграмме подальше от зелёного цвета.
Проигрывает D800 в автофокусе. Камера работает с 51 точкой автофокусировки, 15 из них – крестообразные. Mark III – с 61 точкой фокусировки. При этом 41 – крестообразная. Отключается автофокус у D800 на диафрагме f8. 5D Mark III – на f5.6.
Зато 5D Mark III проигрывает D800 в характеристиках сенсора экспозамера. Модель Canon оснащена iFCL системой замера экспозиции, которая оказывается достаточно медленной для съёмки динамических сцен. D800 имеет 91,000-пиксельный RGB сенсор 3D Color Matrix Metering III. Этот же сенсор используется в другой модели Nikon – профессиональной репортажной D4. Для съёмки подвижных сцен – это прекрасный вариант.
По сравнению со своим предшественником Nikon D800 приобрела возможность производить качественную видеосъёмку. Причём уровень записываемого видео – намного выше легендарного Canon EOS Mark II, так прославившегося своими видеоспособностями. Максимальная длительность ролика, записываемого на D800 – около 30 минут. Контроль над звуком возможен в процессе съёмки. В Mark II эта функция отсутствовала. Помимо этого D800 оснащён видеоавтофокусом. Хотя это преимущество достаточно сомнительное. Более-менее профессиональная съёмка видео с автофокусом – это немного несерьёзно. Есть в D800 в отличии от обеих моделей Canon и функция Timelapse – режим земедленного видео.
5D Mark III также приобрёл функцию контроля за звуком во время съёмки. Как и в Mark II, видеоавтофокус здесь отсутствует. В камере появилась функция контроля за хроматическими аберрациями, что отсутствует в D800. Отсутствует в D800 также и гистограмма для видео, которая появилась в Mark III. Максимальное время видеосъёмки – также порядка 30 минут (с авторазбитием на три ролика). Но разрешение у 5D Mark III – выше, чем у D800. При прочих равных условиях Canon даёт 30 кадров в секунду, Nikon – 24.
Видео, снимаемые на D800 – безусловно шумнее, чем у Mark III. Как уже было отмечено, шум – это своего рода уступка высокому разрешению камеры. И в видео это проявляется достаточно сильно. Хуже на D800 также звук, во многом уступающий звучанию Mark III, у которого частота дискретизации – 48 КГц. В D800 невозможно изменять уровень громкости во время записи видео, в то время как Mark III предоставляет подобную функцию. Хуже результат даёт Nikon и относительно алиасинга и муара, которые при съёмке на Mark III практически незаметны. Зато D800 со своим 36-миллионным сенсором может быть точнее в передаче детализации и порой давать лучше результат в области экспозиции.
В D800, по сравнению с 5D Mark III отсутствует мультиэкспозиция. Зато присутствует встроенная вспышка. Для профессиональной съёмки деталь не настолько важная, но на случай «мало ли что…» – весьма полезно. Управление вспышкой i-TTL на D800 осуществляется при помощи 86К-пиксельного датчика RGB.
У Nikon D800 есть ещё парочка преимуществ. Ресурс затвора в этом фотоаппарате – 200000 срабатываний. В 5D Mark III – 150000. D800 оснащён последней версией USB – 3.0. Готовность к съёмки после включения у камеры возможна через 0, 12 секунды. Также камера от Nikon имеет сквозной выход HDMI, который позволяет выводить несжатое видео на внешние записывающие устройства и мониторы телевизоров и компьютеров.
У 5D Mark III подобного не наблюдается.
Обе камеры имеют два слота – для карты SD и для Compact Flash; имеют 100-процентное покрытие кадра, выход на наушники и водонепроницаемый корпус.
Что касается внешнего расположения кнопок и эргономичности, то обе модели мало чем изменились по сравнению со своими предшественниками. Так что для тех, чьи пальцы привыкли к расположению кольца диафрагмы на передней панели подойдёт Nikon D800, а для любителей отдельно вынесенного кольца с режимами съёмки – Canon 5D Mark III. В новинке от Canon изменился цвет кнопок, расположенных слева от монитора. Они полностью перекрасились в синий цвет. С одной стороны это их немного выделяет, с другой – делает более тусклыми и менее заметными при плохой освещённости. В D800 все кнопки, как и в более ранних моделях, выкрашены в белый.
Вес камер – примерно одинаков. D800 – около 1000 гр. с батареей и картой памяти SD. 5D Mark III – порядка 950 гр.
Средняя цена на Canon 5D Mark III – 110000 рублей. На Nikon D800 – 91000 рублей.
Ответить на риторический вопрос «Nikon D800 или Canon EOS 5D Mark III?», наверное, невозможно. Для приверженцев Nikon – безусловно, D800. Для «кэнонистов» – EOS 5D Mark III. Обе камеры – высококачественные профессиональные модели, не обделённые ни плюсами, ни минусами. Выбирать, скорее всего, следует, исходя больше из предпочтений того или иного параметра – разрешения, чувствительности, детализации, шумов или видеовозможностей. Или просто из принципа «что больше глянет». В любом случае – не ошибётесь.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)