В современном мире фотография уже перестала быть уделом исключительно профессионалов, вооруженных мощными зеркальными фотоаппаратами и обладающих недюжинным мастерством. Сегодня к фотографическому искусству могут приобщиться все желающие. Примером этого может служить совершенно новый жанр фотоискусства под названием мобилография, который появился сравнительно недавно.
В мобилографии снимки получаются с помощью цифровых камер, встроенных в разнообразные мобильные устройства. В частности, в сотовые телефоны, смартфоны и планшеты. Наша повседневная жизнь состоит из множества скоротечных событий, скрытых моментов времени, которые можно запечатлеть на камеру мобильного телефона и затем поделиться впечатлениями от сделанных фотографий со своими друзьями. Что же такое мобилография и можно ли ее действительно назвать фотоискусством XXI века?
История мобилографии и особенности жанра
Трудно сказать, где и когда зародился жанр мобилографии. Это произошло как бы само собой, с началом повсеместного распространения различной бытовой техники и мобильных устройств со встроенными цифровыми фотокамерами. Вероятно, кто-то из увлеченных фотографией людей приобрел мобильный телефон, где камера была заявлена в качестве дополнительной функции. Такая фотокамера обладала минимальным для цифровой съемки техническим оснащением, вследствие чего кадры, сделанные с помощью мобильного телефона, получались невзрачными и в плохом качестве.
Однако фотограф, который снимал телефоном, сумел увидеть в качественных недостатках изображения кое-что большее – эмоцию и настроение, запечатленные на фотоснимках. Возможно, это и подкупило его и он начал снимать на мобильный телефон все чаще и чаще, а затем стал делиться интересными фотографиями со своими друзьями. Так, согласно легенде, и появился новый жанр фотографического искусства – мобилография.
Мобилография имеет очень много общего с другим жанром фотоискусства, также появившемся сравнительно недавно. Речь идет о ломографии – стиле съемки «от бедра». Ломографию придумали двое студентов Венской академии искусств в 1993 году. Они приобрели за 12 долларов фотоаппарат «Ломо Компакт», производившийся в Санкт-Петербурге, и вышли с ним на улицы Праги, чтобы фотографировать все, что попадется им на пути. Они делали снимки с плеча, от бедра, из-за спины или держа фотоаппарат высоко над головой. Благодаря таким необычным ракурсам снимки получались смазанными, но в то же время удивительно интересными и «живыми». В результате, возник новый жанр – ломография, который быстро приобрел массу поклонников по всему миру. Ведь цены на компактные фотоаппараты далеко не заоблачные, к тому же, чтобы стать настоящим ломографом никак специфических знаний не требуется.
Мобилография позаимствовала у ломографии главное – стремление поймать как можно больше ярких, интересных моментов этой жизни и запечатлеть их на фотографиях. Но она пошла еще дальше. Телефоны или какие-либо другие устройства со встроенной цифровой камерой сегодня имеются практически у каждого человека. А значит, приобщиться к фотографическому искусству в настоящее время могут не только обладатели цифровых зеркалок или недорогих компактных фотоаппаратов наподобие «Ломо», но практически все желающие.
Впервые выставка мобилографии была организована в 2002 году в Лондоне. На ней свои работы представили владельцы «камерофонов» – так теперь принято называть мобильные телефоны со встроенной камерой. Выставке сопутствовал грандиозный успех, она способствовала росту популярности мобилографии во всем мире.
Впрочем, с самого начала у мобилографии появилось не только множество сторонников, но и ярых противников, прежде всего в среде профессиональных фотографов. Низкая разрешающая способность камер, встроенных в телефоны и другие мобильные устройства, конечно, не могла обеспечить получение высококачественных фотографий. Где качество? Правильно выстроенная композиция снимка? Почему снимки получаются размытыми и нечеткими? Именно такими вопросами задавались скептики. Разве можно назвать искусством то, что делается с помощью простеньких фотокамер с маленьким сенсором, пластмассовой оптикой и сильным сжатием изображения?
Но для истинных мобилографов все это не имеет какого-либо значения. Ведь основная прелесть мобилографии заключается в том, чтобы получить эмоционально окрашенные кадры, вызывающие у человека определенные чувства и эмоции. Для этого отнюдь не нужные четкие, резкие фотографии в максимально высоком разрешении. Наоборот, смазанные, нечеткие кадры только добавляют изображениям чувственности и эмоциональности.
Цифровые шумы на изображении и различные артефакты, смазанные образы, блики – все эти недостатки, известные нам по классическому фотоискусству, делают мобилографию неповторимой. Фотографии, сделанные с помощью мобильного телефона, позволяют передать самое разное настроение и чувства – одиночество, радость, счастливые мгновенья, любовь, переживания и ненависть. Что самое важное, такие фотографии отличаются искренностью, ведь люди не склонны позировать или играть перед «игрушечной» камерой мобильного телефона.
Мобилография ни в коем случае не является конкурентом традиционной фотографии, где качество и правильно выстроенная композиция возводятся в главные критерии оценки фотоизображения. Она лишь мирно соседствует с классической фотографией и развивается параллельно с ней, вбирая в себя различные техники получения и обработки фотоизображений.
Камерофоны
Главным инструментом мобилографа является камерофон, то есть мобильный телефон со встроенной цифровой фотокамерой. В наши дни телефоны без камер уже практически не выпускаются, не говоря о таких устройствах, как КПК или смартфоны. Поначалу телефоны оснащались 0,3 – 1 мегапиксельными фотокамерами, которые, конечно, не могли дать какое-либо высокое качество снимков. В наши дни на рынке все чаще появляются модели телефонов, где используются встроенные камеры с разрешением 5 – 7 и более мегапикселей, а также некоторыми системами, позаимствованными у простых цифровых фотоаппаратов (стабилизатор изображения, система автофокуса).
Разрабатывается и специальная оптика для мобильных камер с использованием, в частности, особых «жидкостных» линз. Если развитие камерофонов будет продолжаться такими же быстрыми темпами, то, возможно, уже через несколько лет появятся мобильные устройства со встроенными камерами, характеристики которых будут мало отличаться от параметров цифровых фотоаппаратов среднего ценового сегмента.
Естественно, что мобильные камеры не обходятся без использования объектива. Как правило, это простой объектив с фиксированным фокусом и постоянным фокусным расстоянием, который можно встретить в дешевых цифровых фотоаппаратах. При его использовании резкими получаются объекты, находящиеся на определенном расстоянии от камеры.
Впрочем, в некоторых моделях телефонов имеются более продвинутые объективы с автофокусом и переменным фокусным расстоянием. В камерофонах нет традиционного оптического зума, здесь используется цифровой зум, который задействует определенные алгоритмы обработки изображения для «приближения» объекта съемки. Такой зум способен немного расширить границы творчества.
Несмотря на то, что в мобильных устройствах обычно используется нерегулируемая диафрагма, снимки в плохих условиях освещенности получаются весьма сносными. В первую очередь, за счет увеличения выдержки или в случае с камерофонами – увеличения частоты сканирования матрицы, которая заменяет здесь традиционную выдержку.
Видоискателем в камерофонах служит обыкновенный дисплей мобильного телефона, который обеспечивает удобство при выстраивании кадра. В некоторых современных мобильных устройствах встроенная фотокамера также оборудуется вспышкой. Но толку от нее не так уж много. В основном такая вспышка оказывается полезной только при съемке портретов с близкого расстояния.
Камерофоны развиваются достаточно быстро, и встроенные цифровые камеры приобретают сегодня все больше возможностей, характерных для обычных цифровых фотоаппаратов – стабилизатор изображения, вспышка, автофокус, возможность ручной настройки баланса белого и других параметров съемки. Это обеспечивает более высокое качество фотоснимков при сохранении все тех же небольших размеров мобильных устройств.
Особенности мобильной съемки
Что нужно для мобилографии помимо камерофона? Несмотря на кажущуюся простоту мобильной съемки, для получения ярких, интересных кадров некоторые знания и практические навыки фотографу все же понадобятся. Прежде всего, стоит заглянуть в заводские настройки мобильного телефона, которые выставлены по умолчанию на средний уровень для того, чтобы изображение быстрее сохранялось в памяти устройства и занимало меньший объем. Естественно, что для получения более качественных фотоизображений стоит установить максимальное разрешение снимка с минимальным уровнем компрессии. Готовые фотографии, безусловно, будут весить больше, но их качество возрастет. Также для каждой съемочной ситуации можно поэкспериментировать с регулировкой баланса белого, чтобы обеспечить правильную цветопередачу. Большинство современных моделей камерофонов имеют несколько предустановленных режимов баланса белого.
Такие дополнительные возможности встроенных камер, как вспышка или цифровой зум, многие мобилографы просто игнорируют, поскольку, как уже отмечалось, они не приносят ощутимой пользы. Вместо цифрового зума, «приближающего» объект съемки за счет вырезания определенного фрагмента, можно использовать графический редактор на компьютере, который обеспечит гораздо лучшее кадрирование изображения.
Что касается встроенной вспышки, то ее мощность у камерофонов, как правило, очень посредственная. Вспышка способна «бить» всего на полтора – два метра. Поэтому ее задействуют лишь в случае крайней необходимости. При съемке в условиях недостаточного освещения или в сумерках камере мобильного телефона нужно дать определенное время на то, чтобы настроится и завершить сканирование данных с матрицы для получения достаточно резкого кадра. Поэтому рекомендуется плавно спустить затвор и подержать камеру неподвижно еще одну – две секунды. Этого времени встроенной камере как раз должно хватить на то, чтобы адаптироваться к условиям съемки.
Наибольшую проблему для камерофона представляют даже не плохая освещенность сцены, а съемка объектов, находящихся в движении. Чаще всего снимки быстродвижущихся объектов получаются очень размытыми и нерезкими. При съемке динамичных сцен мобилографы пробуют уловить некоторую паузу в движении объекта и именно в этот момент делают снимок. В любом случае стоит помнить, что камерофону всегда требуется некоторое время на то, чтобы правильно выстроить настройки экспозиции и «привыкнуть» к освещению.
Как мы видим, основные правила и рекомендации по мобильной съемке довольно просты. Поэтому после нескольких десятков кадров на мобильный телефон любой человек сможет добиться оптимального результата, избежав смазывания или неприятных артефактов на изображении.
Мобилография как средство коммуникации
Мобилография – это не просто новый жанр фотографического искусства. Это новый способ самовыражения и новое средство коммуникации между людьми, которые увлечены фотографией. Мобилография создала совершенно новую среду, в которой общение происходит посредством снимков, сделанных с помощью камер мобильных телефонов. Посредством мобилографии человек может легко показать другим людям, что интересно ему.
Еще в 2004 году было создано «Всемирное общество мобилографов» (WorldMobilographySociety, WMS), основателем которого стал российский фотохудожник Дмитрий Резван. Минуя всяческие языковые барьеры, люди могут доносить свои мысли и чувства с помощью образов, которые передаются на той или иной фотографии. Этому как раз и способствует Всемирное общество мобилографов, двери которого открыты всем желающим. Сегодня существует множество Интернет-порталов, которые позволяют каждому человеку создавать свои виртуальные галереи снимков, сделанных с помощью камерофона. Весомый вклад в развитие таких ресурсов вносят известные сотовые компании, устраивающие конкурсы с ценными призами для победителей.
Мобилография нашла точки соприкосновения с другим явлением, характерным для эпохи Интернета и цифровых технологий. А именно с социальными сетями, без которых невозможно представить себе современную глобальную сеть.
Хотя популярность такого жанра как мобилография бьет все рекорды, остается еще немало скептиков, кто не считает мобилографию разновидностью фотографического искусства. Споры на эту тему продолжаются, но одно остается очевидным – мобилография превратилась в современное средство общения между людьми.
Цифровая фотокамера, встроенная в обычный телефон, позволяет получать весьма неожиданные и оригинальные снимки, которыми тут же можно делиться со своими друзьями и всем миром. И пусть такие фотографии не отличаются высоким качеством, порой они получаются откровенно смазанными и размытыми, зато снимки, сделанные с помощью камерофонов, дают возможность людям передавать свои эмоции, впечатления и чувства на расстояние.