С макрофотографией знакомы многие: каждый хоть раз видел стандартный набор картинок с разными букашками и цветочками, снятыми с близкого расстояния. А что делать, если душа фотографа требует новизны и ей мало портретов и пейзажей? Смело открывайте для себя макромир. Макросъемка – отличный способ не только прокачать свой скилл, но и по-новому взглянуть на красоту природы, а еще почувствовать себя настоящим Гулливером. О том, как научиться делать хорошие макроснимки, вам расскажут эксперты Nikon.
Содержание:
В каком случае макросъемка – лучший выход?
Макросъемка – это особый метод, при котором объекты фотографируются вблизи, в масштабе 1:1, 1:10 и даже 1:20. Такие кадры широко распространены не только в биологии и зоологии, но также в ювелирном деле, искусстве, индустриальной и подводной съемке. При этом главный секрет хороших снимков – умение ждать, созерцать и всегда пробовать новое. Особенно если вы находитесь на природе. Придется достаточно длительное время провести в поиске нужного ракурса бабочки, цветка, камушка или интересной детали двигателя. В студийной художественной съемке стоит проявить креативность, сделать несколько совершенно разных кадров, чтобы показать красивую неоднородную текстуру, причудливые узоры ржавчины на старом автомобиле. Но уж если вы проявите терпение, то сможете сделать поистине космические кадры.
Базовый арсенал техники для макрофотографии
Макрофотография – не самый простой жанр. Помимо львиной доли терпения и желания научиться новому, вам нужна особая техника. Однако сейчас необязательно иметь зеркальную камеру, чтобы увлекаться съемкой и даже заниматься ей профессионально. В любой подобной фотосессии вам поможет и «беззеркалка». Ее будет намного удобнее держать в руках или брать в путешествие. К тому же такие камеры обладают прекрасной детализацией. Например, с Nikon Z7 легко создать качественные снимки. А еще с ним в комплекте идет переходник байонета FTZ, который позволит использовать объективы, предназначенные для зеркалок.
Кстати, об объективах. Если вы новичок или любитель, не нужно покупать здоровенные громоздкие узконаправленные модели. Можно выбрать достаточно универсальный вариант, который не только позволяет снимать в масштабе 1:1, но и делает прекрасные крупные планы или портреты. Присмотритесь, например, к AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED. Он создает прекрасные портреты с эффектом боке. Так что если вы поймете, что макро – это не ваш жанр, всегда можно остановиться на портретах.
И хотя во многих объективах встроена специальная система подавления вибраций (VR), вопрос точной фокусировки при макросъемке стоит особенно остро, поэтому на первое время стоит приобрести штатив. Зато отточив навык, вы сможете обходиться без дополнительного оборудования, просто делая несколько кадров или перемещая сам объект и держа камеру неподвижно. Обращайте внимание на штативы без центральной штанги или те модели, где она съемная.
Настраиваем фотоаппарат для макросъемки
Для макросъемки крупным планом устанавливайте диафрагму не больше f/11 на кроп-камерах и f/14 – f/16 – на полнокадровых моделях. Малое значение диафрагмы, позволит сделать задний план резким. Если установить значения выше, детали объекта в кадре будут «замыленными».
Чтобы создать эффект красивого боке с хорошо освещенным объектом на переднем плане, нужно максимально открыть диафрагму. Так большее количество света попадет в объектив, а выдержка станет короче.
Используйте ручную фокусировку, поскольку объекты в кадре настолько маленькие, что автофокусу просто не за что «зацепиться». Кроме того, акцентируйте внимание на центральной части предмета.
Во время съемки в жанре макро зона резкости сильно сужается. И если при небольшом увеличении это может придать изображению особенный художественный эффект, то при сильном – становится критичным. В таких случаях рекомендуется применять технику стекинга – объединения нескольких изображений с разным фокусом в одно в специальной программе или вручную. Так вы расширите зону резкости, а детали не будут страдать от дифракции из-за сильно зажатой диафрагмы.
Макросъемка – локации и погода
Нет никаких ограничений для жанра макро, кроме вашего собственного воображения. Цветы, различные интересные текстуры дерева или ткани, ледяное кружево на окнах, капли вина на тонком стекле бокала или детали фантазийного макияжа – любые предметы могут заиграть новыми красками, если вы захотите. Более того, этот жанр можно использовать даже в фуд-блоггинге. Пожалуй, единственное строгое требование – наличие рассеянного света. Ваш маленький объект должен быть освещен равномерно. Во время студийной фотосессии старайтесь избегать резких теней. Стеклянные предметы и продукты питания лучше снимать при направленном или контровом и рассеянном свете. Фотографировать цветы, насекомых и необычные детали индустриального пейзажа лучше в лесах, заповедниках, парках или садах в облачный день или утром. Более драматические кадры с интересным фоном можно получить вечером.
Выбирайте для съемок теплую погоду без дождя – оставьте его для съемки городских пейзажей. В пасмурную погоду освещение получается более мягким, чем в солнечную. Учитывайте это при планировании съёмки. А вот в ветреный день от макросъемки лучше отказаться: фотокамера не сможет хорошо сфокусироваться и сделать резкий детализированный снимок движущегося объекта.
Из-за того, что во время макросъемки объектив располагается довольно близко к фотографируемому объекту, используется короткая выдержка и диафрагма закрывается выше среднего, снимок получается плохо освещенным. Справиться с этой проблемой помогут специальные макровспышки. Они создают объемное освещение, подсвечивают объект и подчеркивают интересный световой рисунок.
Композиция при макросъемке
При макросъемке выстраивайте композицию таким образом, чтобы в кадре был только один объект. В противном случае зритель будет постоянно отвлекаться на второстепенные детали. Не забывайте и об общих правилах композиции: соблюдайте правило третей, следите за симметрией и ритмичностью кадра, а также грамотно кадрируйте изображение.
Важное значение в макросъемке играет фон. Чаще всего он находится не в фокусе, поэтому постарайтесь, чтобы он дополнял ваш объект и смотрелся гармонично. Если снимаете с четким фоном, лучше, чтобы он не был пестрым, иначе композиционный центр фотографии потеряет свою выразительность. Интересные и красивые снимки можно получить, используя цветовые контрасты. Например, яркая белая деталь прекрасно смотрится на черном или зеленом фоне.
Подойдите к процессу съемки более креативно и придумайте свой собственный фон, например, попросив знакомого в яркой одежде встать позади фотографируемого объекта.
Иногда еще большей художественности снимка можно добиться с помощью черно-белого фильтра. В этом случае стоит уделить особое внимание принципам геометрии, контраста и разницы яркости.
В макросъемке результат во многом зависит от вашего опыта – ищите новые объекты для фотосессии, экспериментируйте с фоном и цветами, используйте новые приемы обработки кадров. Помните, что мастерство в любом жанре фотографии достигается методом проб и ошибок.